Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Адаптация студентов заочного отделения СПО к обучению

13.10.2011 1832 7236
Фесечко Элеонора Игоревна, методист

Армавирский машиностроительный техникум
Заочная форма обучения становится востребованной молодежью именно потому, что она позволяет совмещать учебу и работу. В последнее время число студентов, которые приходят поступать на заочное отделение, увеличилось. На то есть объективные причины, связанные с переменами в нашем обществе. Стремление к самостоятельности – одна из главных тенденций. Преимущество заочного отделения – возможность получать знания «без отрыва от производства», не нанося при этом ущерба ни тому, ни другому. Важно, что качество образования на заочном отделении ФГОУ СПО «АМТ» такое же высокое как и на дневном.


Заочное обучение подходит абитуриентам различных возрастных категорий. Учебный процесс адаптирован для тех, кто не имеет возможности ежедневно посещать занятия, но стремятся овладеть новыми знаниями. В группах, которые набираются на базе девяти и одиннадцати классов, обучаются взрослые работающие студенты, имеющие большой перерыв в обучении,  домохозяйки, многодетные мамы, беременные женщины, а также подростки (несовершеннолетние дети), по разным причинам не имеющие возможности продолжать образование на очном отделении. Среди причин невозможности обучаться на очном отделении преобладают следующие: возраст, желание получить среднее специальное образование работая (тяжелое финансовое положение в семье, вынуждающее подростка совмещать работу с учебой), физические недостатки, инвалидность.


Первый год обучения студентов-заочников является самым проблематичным с точки зрения адаптации личности к новым условиям. В психологии термин «адаптация» (лат. Аdaptatio – приспособление) употребляется с одной стороны, для обозначения совокупных свойств человека, которые характеризуют его устойчивость по отношению к среде в целом, выражая уровень приспособляемости к ней. С другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления человека к меняющимся условиям взаимодействия личности и среды. Что касается собственно социально-психологической адаптации, то ее понимают как привыкание индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды. Показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта – все это факторы адаптированности личности.


К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния.


Под адаптацией студентов, начинающих обучение на заочном отделении будем понимать процесс, который заключается в активном творческом приспособлении к условиям техникума, в результате которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта.


Степень адаптации студента-заочника определяется множеством факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и так далее.


Как показывает практика, наиболее сложно протекает процесс адаптации первокурсников. Это связано с тем, что студенты, по сравнению с очной формой, ограниченное время (в учебные сессии) находятся в социальной среде техникума, мало общаются с преподавателями и сокурсниками, выполняют большой объем учебной нагрузки самостоятельно, не участвуют в общественной жизни техникума и т.д. Поэтому к организации учебного процесса по заочной форме необходимо подходить более тщательно, с учетом указанных особенностей.


В нашем техникуме мы выбрали приоритетные направления в работе со студентами заочного отделения:

1) Доступность и демократичность образования для всех, кто в силу разных причин не может учиться на очном отделении. Возможность получить качественное общее и специальное образование, предусмотренное Государственным учебным стандартом всем желающим любого возраста, как работающим, так инее работающим, в удобной форме и в свободное от работы время.

2) Содействие средствами образования и воспитания социальной защите и психолого-педагогической реабилитации студентов-заочников в техникуме.


А также придерживаемся следующих принципов организации работы с первокурсниками заочного отделения:

1) На первом организационном собрании обязательно необходимо ознакомить студентов с правилами обучения в техникуме, указать на особенности заочного образования, предоставить контактную информацию заочного отделения и администрации, рассказать об особенностях предстоящего учебного семестра, познакомить с расписанием занятий, зачетов и экзаменов, дать рекомендации по выполнению межсессионных контрольных работ.

2) Принимая во внимание территориальную удаленность студентов (иногородних, проживающих в районах Краснодарского края и других районах), на сайте техникума расположить всю необходимую студентам  информацию – расписание консультаций в межсессионный период, объявления, нормативные документы, образцы выполнения контрольных работ, электронные варианты методических пособий по всем дисциплинам.

3) В каждой группе необходимо выбрать старосту, который будет оказывать помощь сокурсникам при решении проблем учебного и организационного плана (оперативно реагировать на объявления заочного отделения, доводить информацию до конкретных студентов).

4) В межсессионный период организовать консультации студентов с преподавателями, о расписании консультаций заранее оповещать старосту и посредством СМС остальных студентов.

5) Для эффективной организации самостоятельной работы студентов преподаватели разработали учебно-методические комплексы по всем изучаемым дисциплинам, которые содержат конспекты лекций, презентации лекций, методические рекомендации для выполнения практических, лабораторных и контрольных работ, список рекомендуемой литературы, набор тестов различной сложности для контроля и самоконтроля знаний по данной дисциплине. Для облегчения самостоятельной работы студентов на заочном отделение хранятся печатные  в библиотеке электронные варианты методических указаний для выполнения контрольных, курсовых работ с пошаговыми инструкциями, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.

6) В период учебных сессий преподаватели максимально используют новые информационные технологии в обучении: презинтации, слайд-лекции, метод проектов, компьютерное тестирование и т.д.

7) Огромную роль играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание преподавателей, методистов, администрации техникума способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса. Немаловажно то, что мы используем индивидуальный подход к каждому студенту, стараемся найти общий язык и поговорить откровенно, дать совет или рекомендации, оказать помощь в самостоятельном изучении материала каждому студенту-заочнику, научить объективно оценивать свои знания и возможности.      


На наш взгляд, ведущим условием эффективности процесса адаптации является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на заочном отделении – значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной.


Таким образом, выявление трудностей, возникающих у студентов-заочников в период адаптации, определение путей их преодоления позволяет повысить академическую активность, успеваемость и качество знаний.  В результате применения этих подходов при организации работы со студентами заочной формы обучения не только более быстро и эффективнее проходит процесс адаптации, но и увеличивается процентное соотношение самостоятельно выполненных контрольных работ, возрастает качество освоения изучаемого материала, а также уменьшается количество студентов, отчисляемых по собственному желанию или за академическую неуспеваемость.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*