Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЗаочное обучение подходит абитуриентам различных возрастных категорий. Учебный процесс адаптирован для тех, кто не имеет возможности ежедневно посещать занятия, но стремятся овладеть новыми знаниями. В группах, которые набираются на базе девяти и одиннадцати классов, обучаются взрослые работающие студенты, имеющие большой перерыв в обучении, домохозяйки, многодетные мамы, беременные женщины, а также подростки (несовершеннолетние дети), по разным причинам не имеющие возможности продолжать образование на очном отделении. Среди причин невозможности обучаться на очном отделении преобладают следующие: возраст, желание получить среднее специальное образование работая (тяжелое финансовое положение в семье, вынуждающее подростка совмещать работу с учебой), физические недостатки, инвалидность.
Первый год обучения студентов-заочников является самым проблематичным с точки зрения адаптации личности к новым условиям. В психологии термин «адаптация» (лат. Аdaptatio – приспособление) употребляется с одной стороны, для обозначения совокупных свойств человека, которые характеризуют его устойчивость по отношению к среде в целом, выражая уровень приспособляемости к ней. С другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления человека к меняющимся условиям взаимодействия личности и среды. Что касается собственно социально-психологической адаптации, то ее понимают как привыкание индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды. Показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта – все это факторы адаптированности личности.
К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния.
Под адаптацией студентов, начинающих обучение на заочном отделении будем понимать процесс, который заключается в активном творческом приспособлении к условиям техникума, в результате которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта.
Степень адаптации студента-заочника определяется множеством факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и так далее.
Как показывает практика, наиболее сложно протекает процесс адаптации первокурсников. Это связано с тем, что студенты, по сравнению с очной формой, ограниченное время (в учебные сессии) находятся в социальной среде техникума, мало общаются с преподавателями и сокурсниками, выполняют большой объем учебной нагрузки самостоятельно, не участвуют в общественной жизни техникума и т.д. Поэтому к организации учебного процесса по заочной форме необходимо подходить более тщательно, с учетом указанных особенностей.
В нашем техникуме мы выбрали приоритетные направления в работе со студентами заочного отделения:
1) Доступность и демократичность образования для всех, кто в силу разных причин не может учиться на очном отделении. Возможность получить качественное общее и специальное образование, предусмотренное Государственным учебным стандартом всем желающим любого возраста, как работающим, так инее работающим, в удобной форме и в свободное от работы время.
2) Содействие средствами образования и воспитания социальной защите и психолого-педагогической реабилитации студентов-заочников в техникуме.
А также придерживаемся следующих принципов организации работы с первокурсниками заочного отделения:
1) На
первом организационном собрании обязательно необходимо ознакомить студентов с
правилами обучения в техникуме, указать на особенности заочного образования,
предоставить контактную информацию заочного отделения и администрации,
рассказать об особенностях предстоящего учебного семестра, познакомить с
расписанием занятий, зачетов и экзаменов, дать рекомендации по выполнению межсессионных
контрольных работ.
2) Принимая
во внимание территориальную удаленность студентов (иногородних, проживающих в
районах Краснодарского края и других районах), на сайте техникума расположить
всю необходимую студентам информацию –
расписание консультаций в межсессионный период, объявления, нормативные
документы, образцы выполнения контрольных работ, электронные варианты
методических пособий по всем дисциплинам.
3) В
каждой группе необходимо выбрать старосту, который будет оказывать помощь
сокурсникам при решении проблем учебного и организационного плана (оперативно
реагировать на объявления заочного отделения, доводить информацию до конкретных
студентов).
4) В
межсессионный период организовать консультации студентов с преподавателями, о
расписании консультаций заранее оповещать старосту и посредством СМС остальных
студентов.
5) Для
эффективной организации самостоятельной работы студентов преподаватели
разработали учебно-методические комплексы по всем изучаемым дисциплинам,
которые содержат конспекты лекций, презентации лекций, методические
рекомендации для выполнения практических, лабораторных и контрольных работ,
список рекомендуемой литературы, набор тестов различной сложности для контроля
и самоконтроля знаний по данной дисциплине. Для облегчения самостоятельной
работы студентов на заочном отделение хранятся печатные в библиотеке электронные варианты
методических указаний для выполнения контрольных, курсовых работ с пошаговыми
инструкциями, методическими рекомендациями и рекомендуемой литературой.
6) В
период учебных сессий преподаватели максимально используют новые информационные
технологии в обучении: презинтации, слайд-лекции, метод проектов, компьютерное
тестирование и т.д.
7) Огромную роль играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание преподавателей, методистов, администрации техникума способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса. Немаловажно то, что мы используем индивидуальный подход к каждому студенту, стараемся найти общий язык и поговорить откровенно, дать совет или рекомендации, оказать помощь в самостоятельном изучении материала каждому студенту-заочнику, научить объективно оценивать свои знания и возможности.
На наш взгляд, ведущим условием
эффективности процесса адаптации является целенаправленное педагогическое
управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на заочном
отделении – значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной
стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.