Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методика применения компьютерных технологий в профессиональной подготовке студента при дистанционной форме обучения

12.02.2014 455 1506
Куранова Светлана Витальевна
Куранова Светлана Витальевна, преподаватель

Новокузнецкий строительный техникум

В статье представлены проблемы подготовки студентов в профессиональном совершенствовании программных комплексов с учетом роста технических возможностей компьютеров, а также в разработке информационных технологий их внедрения в систему высшего образования.

Ключевые слова: дистанционные технологии, информационные технологии, компьютерные технологии, интернет.

 

С 2001 г. в России появляется возможность получить высшее государственное образование, обучаясь при этом по любой форме с применением дистанционных технологий – так в педагогике возрождается направление профессионального образования. Уходит обязанность студентов посещать все занятия. Основная и важная задача студента выполнить минимум, который требует преподаватель  с применением коммуникационных средств и информационных технологий, пройти контроль полученных знаний, в любое удобное ему время, не выходя из дома.


В настоящее время, государственное высшее образование в России может получить любой гражданин.

Международная комиссия при ООН (ЮНЕСКО) по вопросам образования, культуры и науки провозгласила два принципа современного образования: «образование через всю жизнь» и «образование для всех». В правильности созданного подхода к построению системы образования никто, не сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских возможностей возникают несколько

проблем.


Первая: проблема больших территорий с плотностью населения, расселенных неравномерно. На сегодняшний день население рассеяно в центральном регионе по всей стране. (Особенно в Санкт-Петербурге и Москве) сосредоточено большое преподавателей с высокой квалификацией и количество учебных заведений высокого уровня. К сожалению, поездка в другой город для поступления очень часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует высокая потребность в повышении образования работающих людей в регионах, как часто это бывает, имеющих семьи, для которых сам переезд, в другой город связан со значительными проблемами.


Вторая: и немало важная проблема, это проблема времени. На сегодняшний день у большинства современных специалистов время расписано  по часам, как бы грустно это не было. Но, тем не менее, без обучения, без новых знаний, никому не обойтись, так или иначе обучаться придется. На данный момент вечернее и

воскресное образование данную проблему не решает до конца.


Третья: проблема денег. В большей степени она касается, к подготовке высшего образования. Платное обучение большинство не могут себе позволить, а конкурс на льготные места очень высокий. В данных вышеперечисленных проблемах помогает дистанционное образование. Что такое, дистанционное образование? Ответ в самом определении. Это обучение на расстоянии, т.е. «на дистанции», когда обучаемый и преподаватель разделены пространственно. В наше время, применяются новейшие технологии представления материалов для учебы. Это приводит к тому, что  дистанционное образование становится дешевым, при это открываются большие перспективы общения на больших расстояниях. Достижения в области обучения  были аспектом для развития дистанционного образования, средств, связи и массовой информации, скорое развитие и большое применение технических средств. К ним относятся спутниковые системы связи, телевидение, всеобщее подключение к системам информации, компьютерные технологии и информационные, распространение видеокассет, учебных программам, и т.д.


Выделяют три основных вида дистанционных технологий, применимых в процессе обучения. Первый вид - создан на основе бумажных носителей «кейс-технология». Это учебно-методические пособия, называются рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает почтовую, телефонную связь со студентами, а также, проходят встречи непосредственно со студентами в учебных центрах или консультационных пунктах. Вторая технология – «телевизионно-спутниковая». Она мало используется, потому что является очень дорогой. Главный ее недостаток – это низкая интерактивность, т. е. обратная связь. Третья технология - это сетевая технология, или «интернет-обучение». Все вышеназванные технологии, в дистанционном обучении чаще всего используются в разных пропорциях.


В начале 70-х годов в Европе и США стремительно начало развиваться дистанционное образование. Причины распространения образования были достаточно просты: каждый человек вне зависимости от его места нахождения и национальности может получить диплом абсолютно любого вуза. В наше время большое количество специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие возможности форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Также, можно получать так называемое «образование по заказу» т.е. определенные учебные курсы, которое также дает преимущество в цене.


 В 90-е годы в России идет развитие дистанционного образования. В 1996 году был начат и в 2001-м завершился эксперимент всероссийского уровня в области дистанционного обучения. В этом эксперименте участвовали негосударственные и государственные образовательные учреждения. 2001 года в июне состоялось заседание коллегии Министерства Образования РФ, которая подвела итоги. 20 учреждений были участниками эксперимента - профессионального образования – ими было отработаны основной группой дистанционных технологий, кейс-технология (применяется, в сочетании с очными формами обучения), интернет-обучение (т.е. сетевая) и телевизионно-спутниковая. Ими были созданы специальные  учебные пособия (базовые интерактивные учебные материалы, аудио программы, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы и т.д.). На их основе были  разработаны методики.


Президент Российской Федерации Путин В.В. в январе 2003 г. подписал Закон «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации. «Методика применения дистанционных образовательных технологий была утверждена в декабре 2001 г. в дополнительных, средних и высших учреждениях профессионального образования Российской Федерации».[1]  Важнейшим результатом эксперимента было создание нормативно-правового обеспечения. На основе этого появилась возможность всем учреждениям образования работать. Дистанционные технологии, стали признаны юридически, были внесены изменения и дополнения в законодательство.


Сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения, по моему мнению, сосредоточен в регионах.

И, конечно же, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

 - свобода и гибкость – у учащегося существует возможность,  выбора любых из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельное  планирование времени, место и продолжительность занятий;

- обучение с каждым учащимся, индивидуально – возможность быстроты изучения устанавливается самими учащимися в зависимости от потребностей и личных обстоятельств;

- творчество – созданы комфортные условия для самовыражения обучающегося.

- социальное равноправие – абсолютно  равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, материальной обеспеченности обучаемого;

- мобильность - эффективность реализации обратной связи между обучаемым и преподавателем является одним из важных требований и основанием успешного обучения;

- доступность - независимость в образовательных потребностях в учебных заведениях от географического и временного положения обучающегося позволяет не ограничивать себя;

- технологичность - использование новых телекоммуникационных технологий и информационных достижений;

Но существуют так же и минусы:

- постоянное наличие выхода и доступа к источникам информации. Обязательно должна быть техническая оснащенность, но, к сожалению учиться имея при этом компьютер и Интернет не все желающие могут позволить;

- отсутствие живого общения между обучающимся и преподавателем. Т. е. не возможны ситуации, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием. А когда рядом нет человека (преподавателя), который мог бы эмоционально рассказать знания, это значительный минус;

- отсутствует постоянный контроль над обучающимся, который для российского человека является огромным побудительным стимулом;

- обучающие курсы и программы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что специалистов с высокой квалификацией, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день составляет небольшое количество.

- необходимость обязательного наличия психологически-индивидуальных условий. Для дистанционного обучения необходима самодисциплина высокого уровня, а его результат в большей степени зависит от сознательности учащегося и самостоятельности работы;

- как правило, обучающийся ощущает недостаток практических работ (занятий);

В дистанционном образовании основа обучения является только письменная основа. Для некоторых отсутствие возможности рассказать  свои знания в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

Получается, что дистанционное образование - очень удобная и полезная. Но, по моему мнению, основное образование таким способом желательно получать только в том случае, если по каким-то либо причинам (временным, пространственным или денежным) студенту недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем развитии вполне можно отдать дистанционным формам.

 

Список литературы:

1. Дистанционное образование: плюсы и минусы                                          [электронный ресурс]-http://www.mspbank.ru.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*