Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Интеллектуально-познавательный турнир с элементами эстафеты «Техник универсал»"

12.02.2014 1816 3939
Кожукалов Николай Викторович
Кожукалов Николай Викторович, преподаватель

Любецкая Анна Александровна
Любецкая Анна Александровна, мастер производственного обучения

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Пояснительная записка

 

Реализация личностно-ориентированной технологии обучения является одной из основных задач современного образования. Педагогический процесс при личностно-ориентированной педагогике направлен на развитие уникальной целостной личности, развитие ее задатков и творческого потенциала. При этом необходимо учитывать возможности и особенности каждого студента.

Внеклассные мероприятия, проводимые в свободной игровой форме, способствуют решению вышеозначенной задачи, поскольку создают комфортность общения, поддерживают интерес к учебе и непрерывный рост каждого студента, участвующего в проведении и подготовке мероприятия. Каждый студент может найти себе дело по душе: участие в оформлении или организация команды, подготовка материалов к турниру или участие в выступлении.


Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию жизнь студентов в колледже, тем успешнее развиваются их творческие способности, раскрываются сильные стороны личности молодых людей, растёт их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.


Данное внеклассное мероприятие посвящено популяризации профессии механик.

Методическая разработка адресована классным руководителям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования.

 

Методика проведения мероприятия

 

При подготовке мероприятия преподаватель определяет тематику, формулирует цель мероприятия, определяет его задачи. Исходя из поставленных задач и темы, подбирается литература, техническое обеспечение, Интернет-ресурсы. На основе собранного материала создаётся сценарий мероприятия.


Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.


Группам, участвующим в мероприятии объявляется тема мероприятия, выдаётся задание: сформировать команды, придумать название, девиз, представление участников. Для проведения мероприятия необходимо подготовить лабораторию. Мебель расставляется таким образом, чтобы освободить место для выступления команд, выделяются места для команд-участников, судей, болельщиков. В лаборатории развешивают газеты, название мероприятия, цитаты.

Мероприятие проводится в форме турнира.

 

Основная часть

 

Тема: Интеллектуально-познавательный турнир с элементами эстафеты «Техник универсал».


Цель: актуализация профессионально – технических знаний посредством проведения массовых мероприятий, направленных на активизацию познавательной деятельности и творчества студентов.


Задачи:

Образовательные:

- формировать у студентов умения и навыки постановки и достижения целей;

- повышать интерес к учёбе, как одному из факторов достижения успеха.

Развивающие:

- способствовать развитию интеллекта и расширению кругозора;

 - способствовать развитию креативных способностей студентов;

- способствовать развитию профессионально-значимых личностных качеств.

Воспитательные:

- воспитывать чувство профессиональной гордости;

- воспитывать чувство коллективизма;

- побуждать студентов к достижению успехов.

Методические:

- формировать ключевые компетенции в области освоения профессии.

Здоровьесберегающие:

- формирование стремления к здоровому образу жизни;

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.


Формируемые компетенции: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Проявлять к ней устойчивый интерес; работать в команде, общаться с коллегами; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.


Методы и приёмы:

- информационно – рецептивный;

- эвристический;

- проблемно – поисковый.


Средства обучения и оборудование

- тракторы;

- детали трактора; комплект ключей; удочки; магниты; вёдра; кружки; каски или мотоциклетные шлемы; гайки; болты;

- плакаты;

- тесты;

- игры;

- конкурсы;

- призы;

- грамоты.

Продолжительность занятия – 80 мин.


Структура мероприятия:

1. Вводная часть (5 мин)

1.1. Приветствие.

1.2. Определение наличия студентов.

1.3. Объявление темы и цели мероприятия.

2. Основная часть (70мин)

2.1. Сценарий мероприятия (Приложение 1)

3. Заключение (5 мин)

3.1. Подведение итогов мероприятия.

3.2. Заключительное слово педагога.

3.3. Заключительное слово администрации.

 

Сценарий мероприятия

 

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!

Сегодня в рамках предметной декады «Сельскохозяйственного профиля» проводится интеллектуально-познавательный турнир с элементами эстафеты «Техник универсал».


Подводить итоги и оценивать результаты будет судейская бригада, возглавит которую заместитель директора по учебно-производственной работе -  Хворостянский Юрий Владимирович, помогать ему будут преподаватели спецдисциплин - Батнасунов Сергей Шиняевич и Юхно Виталий Александрович.

Музыкальное сопровождение педагога дополнительного образования - Новоженова Юрия Михайловича.


Ведущие мероприятия - преподаватели спецдисциплин Кожукалов Николай Викторович и Любецкая Анна Александровна.

Спонсор турнира - ГБОУ СПО КРК «Интеграл», в лице администрации, любезно предоставившей технику, оборудование и призы для проведения мероприятия. А также главный приз - автомобиль, на котором уедет команда-победитель. (Аплодисменты)


Да, профессия механик очень интересная, но в то же время неимоверно ответственная и сложная.

Выпуская на линию транспортное средство или управляя им, запуская разработанный или отремонтированный механизм, механик несет всю ответственность за последствия. Это и есть недостаток профессии.

Но огромным плюсом профессии механика является воплощение в жизнь все новых и новых фантазий. Ведь благодаря механикам люди стали ездить на транспорте, а не преодолевать расстояния пешком.

Механики дали возможность поднимать на высоту тяжелые предметы и строить многоэтажные дома. Механики радуют детвору двигающимися игрушками.

Чем больше вводится в производство автоматизированных систем, тем больше становится востребованной профессия механика.

Сегодня у нас яркие замечательные команды, жаждущие помериться силами, блеснуть остроумием, эрудицией, смекалкой.

Суть данного мероприятия в том, что две команды будут соревноваться между собой, отвечая на интересные, часто интеллектуальные вопросы.

Сейчас мы проверим, наши команды.

Итак, встречайте! Наши механики!


(Аплодисменты)

(Выход команд и их построение)


Различные мероприятия обычно сопровождаются гимном участников, а так как наши команды одного профиля, то и гимн у них один.

Гимн механиков исполняют представители команд: Киселёв Тимур и Криниченков Олег.

(Звучит гимн механиков)

Пришло время познакомиться с нашими участниками! Им наши аплодисменты!


1 тур – «Визитная карточка». Оценивается в 5 баллов.

Пристегнулись, включили первую передачу! Зажегся зелёный свет, стартуем!

Визитные карточки команд, поехали!

(Представление команд)


Отлично, теперь мы знаем всех участников, как говорится, в «лобовое стекло». (Слово предоставляется судьям)


2 тур – «Эрудит». Командам по очереди задаются вопросы. Правильный ответ оценивается 1 баллом. Если команда не отвечает на вопрос или даёт неправильный ответ, то право на ответ переходит другой команде.

Включаем вторую передачу, поехали!

1.Когда было изобретено колесо?

в IV веке до нашей эры;

в IV веке нашей эры;

в ХV веке нашей эры

2. Раньше этим словом называли комфортабельное средство
передвижения для богатых людей, сегодня называют автомобиль-развалюху.
Что это?

драндулет;

колымага;

розвальни.

3. Что означает слово «каучук» в переводе с языка индейцев?

- «непромокаемый»;

- «дар богов»;

- «слезы дерева».

4. Какую скорость имел первый паровой экипаж Скотта – Рассела (1834 г.)?

- 7,5 км/ч;

- 10 км/ч;

- 30 км/ч.

5. Власти Индонезии за нарушение правил дорожного движения применяют своеобразное наказание. Какое?

наголо обривают провинившегося;

сажают в тюрьму;

раздевают провинившегося до пояса.

6. Сколько литров в одном барреле (бочке) нефти?

■ 59 л;

159 л;

■ 359 л.

7. Каучук стал известен в Европе после того, как его обнаружил в
Америке Христофор Колумб. Когда это произошло?

в I веке до нашей эры;

в ХVвеке;

в XX веке

8. Что первым делом изобрёл человек, заставив служить себе пар?

пушку, в которой пар выталкивает ядро;

котел для разваривания костей (скороварку);

паровой двигатель.

КОММЕНТАРИЙ: Такую пушку придумал механик и математик из Сиракуз  - Архимед, живший в III веке до нашей эры.

9. Какое название носит процесс превращения каучука в резину?

электрификация;

вулканизация;

гидролизация.

КОММЕНТАРИЙ: Такое название процесс получил из-за того, что при взаимодействии каучука с серой выделяется дым.

10. Какую скорость развивает современный гоночный автомобиль
класса «болид» («падающая звезда»)?

до 300 км/ч;

до 500 км/ч;

свыше 800 км/ч.

11. Какой закон был принят на заре автомобилестроения для того,
чтобы обезопасить пешеходов?    

водитель парового автомобиля должен был все время подавать звуковой сигнал;

впереди дилижанса должен был идти человек с красным флагом, а ночью - с фонарём;

водитель должен был подавать дымовой сигнал пешеходам.

12. Когда современным автомобилем затрачивается больше горючего?

при езде по городу со скоростью 70 км/ч;

при езде по шоссе со скоростью 90 км/ч;

при езде по скоростной автостраде со скоростью 120 км/ч.

А сейчас, пока судейская бригада подводит итоги первого тура, уважаемые зрители, конкурс для вас!


«БЛЕФ-КЛУБ»

За правильный ответ, участник получает приз.

Вопросы:

1. Верите ли вы, что в начале XX века водители, чтобы заправить свой автомобиль, подъезжали не к заправке, а к аптеке, где и покупали бутылочку бензина? (Да, так и было)

2. Верите ли вы, что грузовой автомобиль появился раньше, чем легковой? (Нет)

3. Верите ли вы, что в наши дни появилась особая наука, цель которой создать оптимальные условия для нахождения человека в автомобиле? (Да, этот предмет стал частью науки эргономика, изучающей способы оптимизации труда человека)

4. Верите ли вы, что уже изобрели автомобили, которые могут самостоятельно перешагивать через канавы и трещины в земле? (Нет)

(Слово предоставляется судьям)


Вы когда-нибудь видели, с какой скоростью работают механики команд «Формулы – 1». Замена колёс, заправка и проверка работы основных агрегатов болида занимает минимум времени. Давайте посмотрим, на что способны механики наших команд.


3 тур - «Качки». Для данного задания требуются 3 представителя от команд. Они будут оснащены компрессором и манометром. Их задача довести давление в шинах до 2,2 кг/см2. Задание оценивается в 3 балла.

Внимание! Включаем третью передачу! Поехали!

 (Команда выполняет задание)

(Слово предоставляется судьям)


Ни для кого не секрет, что при проведении технического обслуживания двигателя мелкие детали: болты, гайки, шайбы и т.д. исчезают во множественных лабиринтах защиты картера ДВС, брызговиков и его агрегатов. Вот и приходится при помощи магнита извлекать их оттуда.


4 тур – «Болтоловка». Свои навыки извлечения мелких деталей, при помощи магнита и удочки продемонстрируют нам наиболее подготовленные участники.

Остальным участникам команды необходимо найти пару выловленным деталям и собрать их вместе. Задание оценивается по 2 балла за собранную пару.

Удачной вам болтоловки, ребята!

Внимание! Включаем четвёртую передачу! Поехали!

(Команда выполняет задание)

(Слово предоставляется судьям)

Говорят, что хороший механик может определить неисправность по звуку.


5 тур – «Акустик». Учитывая, что наши участники ещё студенты, то им необходимо определить, чему принадлежит данный звук? Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Внимание! Включаем пятую передачу! Поехали! Звучат звуки.

(Команда выполняет задание)

(Слово предоставляется судьям)


Все вы слышали о космической программе «Марс – 500», предусматривающая в будущем создание транспортного модуля, который придётся обслуживать, так как поломки техники неизбежны. Колледж «Интеграл» не смог оставить без внимания данный проект и уже начал подготовку специалистов. Сейчас наши техники продемонстрируют работу по устранению неисправностей в тяжелейших условиях невесомости.


6 тур - «Бортмеханик». Командам требуется устранить неполадки в головном освещении марсохода, возникшие в результате попадания метеорита. Задание выполняется на время. Оценивается в 3 балла.

Для выполнения задания команда должна взять участника на руки. Участник, в подвешенном состоянии должен раскрутить фару марсохода, вытащить из неё лампочку, показать её судьям и вновь собрать.

(Команда выполняет задание)

(Слово предоставляется судьям)


Обычно механик, который работает по специальности не один год, обладает качеством интуитивно чувствовать деталь. Давайте проверим, обладают ли наши участники такими задатками?


7 тур - «Телепатия». В черном ящике находятся детали автомобиля. Команда по наводящим словам дает свою версию ответа о находящейся детали в этом ящике, при неправильном ответе право ответа полностью переходит другой команде. Оценка за правильную версию 1 балл.

1. Свеча зажигания.

А) Есть в репертуаре М. Шуфутинского песня с этим названием, в которой есть строка «снимаем с клавишей вуаль и…».

Б) Может быть, как горячей, так и холодной.

В) Устаревшее название единицы силы света.

Г) Атрибут церкви.

2. Поршневое кольцо.

А) Украшение атрибут свадьбы.

Б) Есть у планеты Сатурн.

В) Бывает компрессионным и маслосъёмным.

3. Ключ зажигания.

А) Естественный выход подземных вод, может быть горячим и холодным.

Б) От сердца.

В) Попадают при его помощи в дом.

4. Игла карбюратора.

А) Она перекрывает отверстие.

Б) В ней находится смерть Кощея.

В) Куда она туда и нитка.

5. Поршневой палец.

А) Соединяет две детали.

Б) Хороший пловец.

В) На нем носят украшения.

Г) Указующий перст.

6. Цепь привода распределительного вала.        

А) Есть такое украшение.

Б) Состоит из звеньев.

В) На ней сидит собака.

Любое транспортное средство имеет технические характеристики, одна из которых - вместимость кабины трактора. У нас возникло сомнение, соответствуют ли технические характеристики трактора МТЗ-80, заявленные заводом изготовителем? (Вместимость кабины – 1 человек). Нам кажется, что вместимость кабины трактора гораздо больше. Давайте проверим, так ли это на самом деле?


8 тур – «Испытатели».

Командам нужно попытаться заполнить кабину до отказа, но так, чтобы дверь была закрыта. Каждый вместившийся студент оценивается в 2 балла.

Внимание! Поехали!

(Команды выполняют задание)

(Слово предоставляется судьям)


Механик в первую очередь должен быть первоклассным водителем, что сейчас нам попробуют доказать по одному из участников команд.


9 тур - «Водовоз». Водителю нужно перевезти на тракторе из пункта А в пункт Б некоторое количество воды, в ведре, стоящем на капоте трактора (после чего производится взвешивание). Так как пресная вода, наряду с энергией и продовольствием, стала одной из основных глобальных проблем человечества, то задание необходимо выполнить с наименьшими потерями. В наполнении ёмкости водой принимает участие вся команда. Задание оценивается в 5 баллов.

Внимание! Поехали!

(Команда выполняет задание)

(Слово предоставляется судьям)


Внимание! Произошла внештатная ситуация, в баке закончилось топливо.


10 тур - «Битва титанов». Командам необходимо разрешить сложившуюся ситуацию, а именно: при помощи троса каждая команда должна как можно быстрее доставить техническое средство к АЗС.

Это непростое задание требует очень серьёзных физических усилий. Задание оценивается в 10 баллов.

(Команда выполняет задание)

Итак! Поехали! Пока судьи подводят заключительные итоги мероприятия, звучит песня.


1-й ведущий: «Уважаемые судьи, объявите результаты».


Судьи объявляют набранные каждой командой баллы. Подводят итоги состязаний. При равенстве набранных баллов предлагается дополнительный конкурс. Работа техника связана не только с механизмами, но также и с документами, что предусматривает наличие таких личностных качеств как: собранность, быстрота, хорошие знания орфографии.


11 тур - СМСка. Самому продвинутому пользователю телефоном требуется отправить СМС – сообщение, следующего содержания: «Техника дойдет до такого совершенства, что человек сможет обойтись без себя», на номер:

Выигрывает тот, кто быстрее, без ошибок, отправит СМС – сообщение.


1-й ведущий: «Для награждения вызывается капитан команды «Торнадо», занявшей второе место».


2-й ведущий: «И, наконец, победители - для награждения вызывается капитан команды «Легион», занявшей первое место».


1-й ведущий: «Большое спасибо командам – за честную игру. Огромная благодарность – болельщикам за поддержку команд. И, конечно же, мы очень признательны судьям – за справедливую и беспристрастную оценку. Турнир закончен».

В заключении слово предоставляется администрации колледжа.

 

Учебно-методическое обеспечение:

1. Ванцвайг П. Десять заповедей творческой личности.- М.: Наука, 2010, - 95-97с.

2. Гиннес. Мировые рекорды. 2009. Пер. с англ. В.Воропаева, М. Фадеевой. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2009. – 287 с.

3. Пономарёв Я.А. Психология творчества.- М.: Наука, 2009. – 57 с.

4. Текст песни ГИМН АВТОМЕХАНИКОВ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*