Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самообразование как необходимое условие развития личности педагога и повышение его педагогических компетенций (из собственного опыта)

27.12.2021 395 584
Фомичева Ирина Андреевна
Фомичева Ирина Андреевна, преподаватель

Томский экономико-промышленный колледж

В современном мире на первый план, по моему мнению, выходит качество обучения и воспитания как в семье, так и в образовательном учреждении. А эти качества напрямую зависят от уровня подготовки самого педагога [4].

Конечно, преподаватель должен постоянно повышать свою квалификацию путем обучения на различных курсах, семинарах, конференциях, участвовать в олимпиадах различного уровня, мастер-классах и бизнес-инкубаторах. Он также должен проходить стажировки на действующих предприятиях различных форм собственности, получая практические навыки так необходимые в его работе.

Но самым важным, на мой взгляд, является процесс самообразования учителя, его готовность и способность самостоятельно добывать знания из различных доступных источников.

Так необходимые нам знания можно найти в телепередачах, из газет и журналов определенной направленности, в литературе, как методической, так и в научно-популярной, публицистической и даже в художественных произведениях. Знания можно почерпнуть во время путешествий, походов в кино, театр, на выставки и в музеи, а затем применить эти знания во время своих занятий.

Неиссякаемым источником получения знаний, конечно, является интернет, видео и аудиоинформация на различных носителях.

Все эти источники получения знаний способствуют как личностному росту педагога, так и его профессиональному росту.

Конечно, роль и престиж профессии учителя в современном мире изменились. Но никто не сможет отрицать тот факт, что и в современных реалиях к педагогу общество предъявляет самые высокие требования. Считается, что учитель должен знать и уметь больше, чем все остальные. Он должен быть «на голову» выше своих учеников, быть для них примером. В этом аспекте отношение к настоящему учителю осталось прежним.

Далее хочется рассмотреть основные причины, по которым преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием и, как следствие, самосовершенствованием.

Я считаю, что самым главным является то, что учитель должен быть творческим человеком. Он не может все время пользоваться одними и теми же лекциями, пособиями, задачами. Ведь это скучно и не интересно. Хочется работать в удовольствие, появляется желание чего-то большего.

Я попыталась более детально проанализировать мотивацию учителя к самообразованию, и у меня получились такие составляющие:

  • Педагогу постоянно приходится работать с информацией, практически ежедневно. Он готовится к урокам, пишет статью в педагогическое издание, собирает материал для конференции, олимпиады и даже когда планирует провести классный час со своими студентами или родительское собрание с их родителями
  • Я, как и всякий другой учитель, постоянно занимаюсь творчеством, я не могу из года в год работать по одному и тому же сценарию – придумываю новые, интересные уроки, кейсы; мне нравится проводить нестандартные занятия, приглашать преподавателей смежных дисциплин, представителей бизнеса, то есть вести бинарные уроки. Или вводить ещё то-то новенькое, необычное
  • В жизни общества постоянно происходят изменения, они естественным образом отражаются на наших студентах. Я не то, что вести занятия «по старинке» считаю неверным, но и даже учитываю тенденции современной молодёжной моды в своей одежде (конечно, с учетом возраста).
  • И ещё. Мне просто интересно учиться, любопытно познавать новое

 Да и жизнь не стоит на месте, возникают новые педагогические методики, делаются новые открытия, изменяется законодательство, возникают новые профессии и, как следствие, новые дисциплины. Материал, который преподаватель выдает студентам, требует нового осмысления, да и сам он постоянно и значительно меняется.

 Это касается любого предмета, любой дисциплины. Но по дисциплинам экономического цикла (налоги и налогообложение, предпринимательская деятельность, бухгалтерский учет, рынок ценных бумаг и другие) это наиболее сильно заметно.

В современном мире мы можем наблюдать просто стремительный рост науки, педагогики и психологии.

А наши современные студенты? Они абсолютно не похожи на тех ребят, которые сидели в наших аудиториях еще какие-то пять лет назад. Эти ребята, возможно, не такие усидчивые, внимательные и покладистые, но они так же тянутся к знаниям, как и их предшественники. Но современные студенты легко пользуются информационными технологиями, не мыслят своей жизни без "навороченных" гаджетов, которые помогают им достаточно легко находить информацию, они не «смотрят в рот своему педагогу», относятся ко всему критически и легко могут проверить ту информацию, которую получают во время занятий [3].

Вот еще и по этой причине преподаватель должен овладевать современными технологиями, использовать новые методики преподавания, обладать обширным спектром знаний, умений и навыков.

Он должен быть интересен для своих учеников, не быть старомодным. Он должен быть на шаг впереди своих студентов во всех вопросах, которые касаются его предмета, и уж тем более никак не отставать от них.

Кроме того, нельзя, на мой взгляд, забывать и о «сарафанном радио». Если студенты уважают своего учителя, с удовольствием идут к нему на урок, если они, затаив дыхание, слушают его лекцию, с жадностью воспринимают предлагаемую информацию, то и другие студенты будут стараться попасть на занятия именно к этому педагогу.

Да и родители, которым часто приходится оплачивать обучение своих детей, наверняка, выскажут свое мнение по поводу определенного педагогического работника. Ведь их, в первую очередь, интересуют знания, которые смогут получить их дети в результате обучения [2].

При этом растет авторитет учителя, а это очень важная составляющая нашей работы. Конечно, одновременно растет и престиж учебного заведения.

Да и материальное стимулирование учителя напрямую зависит от его мастерства, квалификации, то есть от его педагогического уровня, от багажа его знаний и умений. А также и от способности преподавателя передать эти знания и умения своим ученикам.

Хотелось бы отметить еще один, на мой взгляд, такой немаловажный аспект, как самообразование студентов. Только тот учитель, который непрерывно развивается, совершенствуется, пополняет свои знания, сможет побудить к этому и своих учеников. Еще и поэтому самообразование – это неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие его профессионального роста, а, значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.

В настоящее время особое значение приобретает проектная деятельность студентов. И если педагог имеет навыки самостоятельной работы, то он может перейти к научно-практической и исследовательской деятельности. И тем самым он сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных и исследовательских работ.

 Конечно, у каждой деятельности должен быть какой-то логический итог, завершение.

Это, несомненно, повышение качества преподавания своих дисциплин, разработка методических пособий, уроков.

Но это, на мой взгляд, не главное.

Настоящий педагог должен щедро делиться своими знаниями с коллегами, ведь все мы делаем одно общее дело – обучаем молодых людей, готовим будущее нашей страны. От них, наших сегодняшних студентов, зависит мощь и процветание нашей великой России [1].

И сегодня у преподавателя огромные возможности в этой области. Можно проводить тренинги, семинары, выступать на конференциях со своими «наработками». Можно проводить мастер-классы, где появится возможность рассказать о своем личном опыте, полученном в результате самообразования.

А ведь можно и разместить материалы в Интернете. Это позволит педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной библиотеке, где другие преподаватели смогут увидеть их, воспользоваться результатами этой работы. Но ведь коллеги смогут и дополнить эти материалы, обогатить их своим опытом и своими знаниями. Можно обсудить работы, оставить отзыв.

В этом случае педагогический опыт становится результатом совместных усилий, коллективного творчества, что делает его просто бесценным.

И ещё. Я считаю, что всякая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается какой-то продукт, если нет каких-то достижений. Я веду список своих свершений. Да, я его веду только для себя. Но по этому списку я могу оценить результат своих усилий, могу понять, каких результатов я смогла достичь за определенный срок, и что ещё надо сделать.

Что для меня лично явля6ется ощутимым результатом самообразования.

Это:

  • Разработанные методические материалы (пособия, программы, исследования)
  • Написанные и опубликованные статьи
  • Выступления на конференциях с докладами
  • Разработка новых уроков, их проведение по собственным, новаторским технологиям
  • Проведение семинаров, вебинаров, мастер-классов для своих коллег
  • Создание новых курсов в Мудле
  • Создание комплектов методических разработок

Хочется подвести итог всему вышесказанному. Я считаю, что чем больше информации, методов и инструментов в своей повседневной работе использует педагог, тем более эффективной и интересной будет его работа.             Самое главное – это желание преподавателя работать над собой, никогда не останавливаться на достигнутом, способность творить, экспериментировать и щедро делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Самообразование как необходимое условие развития личности педагога и повышение его педагогических компетенций (из собственного опыта)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*