Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Как повысить конкурентоспособность продукции, вырабатываемой в условиях учебно-производственной базы специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

10.02.2014 1039 2800
Торко Светлана Ивановна
Торко Светлана Ивановна, председатель ЦК специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, преподаватель высшей категории, Почетный работник СПО Российской Федерации

Бутурлиновский механико-технологический колледж

В 90-х годах учебно-производственная база специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» функционировала в условиях монополизации. Регулятором роста выработки продукции являлся не реальный спрос на нее, а производство, распределение же регулировало потребление, формировало потребности и вкусы потребителей. В этих условиях проблема конкурентоспособности производства практически не вставала.


С развитием рыночного механизма появилась острая необходимость в активной деятельности по поиску возможных путей и методов повышения конкурентоспособности производимой продукции, так как более конкретными и избирательными стали требования потребителей к ассортиментному составу. Спрос показывает: какую продукцию и в каком объеме необходимо производить и иметь в продаже.


В связи с этими критериями главным направлением стратегии производства становится повышение конкурентоспособности производимой продукции, а следовательно, и предприятия для закрепления его позиций на рынке и получения максимальной прибыли.


Конкурентоспособность продукции – способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.


Конкурентоспособность предприятия – это свойство предприятия, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения  конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.


Цели и задачи исследования:

1. Провести анализ и оценку состояния конкурентоспособности продукции, вырабатываемой в условиях учебно-производственной базы специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

2. Наметить пути повышения качества продукции, а следовательно, и конкурентоспособности нашего производства, и таким образом ответить на 3 чрезвычайно важных вопроса:

- Где мы находимся в настоящее время?

- Куда мы хотим двигаться?

- Как мы собираемся это делать?

Исследования проводились в соответствии с эмпирической формулой конкурентоспособности:

 

где:

Ц- цена;

П- привычка;

Пр в.в- привлекательность внешнего вида;

Р – реклама;

УК – уровень качества;

КО – качество обслуживания

Для повышения конкурентоспособности продукции предприятия, чрезвычайно важно   поддерживать тесную связь с потребителем. Определить ее прочность позволят опросныеметоды.


Методы этой группы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого спектра. Таким образом определяют общественное мнение, производят сбор информации для принятия управленческих решений.


Разновидности опросных методов: анкетирование, беседа, интервьюирование.

Для изучения потребительского рынка хлебобулочных изделий г. Бутурлиновка наиболее подходит метод анкетирования. Это процедура проведения письменного опроса при помощи разработанной анкеты.


Достоинства:

1. Высокая оперативность получения информации.

2. Анонимность респондентов повышает объективность и искренность получаемых ответов.

3. Сравнительно малая трудоёмкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов.

В работе использовались два варианта анкет: смешанного и закрытого типа.

Анкетирование проводилось в точках реализации продукции (в среде потенциальных потребителей). Всего опрошено 40 респондентов.

 

Анализ потребительского рынка хлебобулочных изделий.

Обработка результатов

 

Таблица 1 - Обработка результатов исследования

№ п/п

Варианты ответов

Количество опрошенных

%

1

А) Да

Б) Нет

34

6

79,07

19,03

2

 

А) Да

Б) Нет

25

15

83,72

16,28

3

А) Да

Б) Нет

30

10

46,51

54,49

4

А) Да

Б) Нет

15

25

48,84

51,16

5

А) свежесть

Б) внешний вид

В) цена

Г) качество обслуживания

15

10

5

5

30,23

16,28

3,65

1,35

6

А) Да

Б) Нет

20

20

18,60

81,4

7

А) ожирение

Б) сердечно-сосудистые заболевания

В) заболевания желудочно-кишечного тракта

Г) набор веса

20

10

5

5

60,47

32,56

2,33

4,65

 

Обработка данных исследований в диаграммах

 

Диаграмма 1 – Отношение потребителей к продукции мини-пекарни и кондитерского цеха БМТК

Диаграмма 2 – Данные ответа на вопрос: часто ли Вы употребляете в пищу

продукцию ГОБУСПО ВО БМТК?


 

Диаграмма 3 – Распределение факторов оказывающих влияние на реализацию хлебобулочных изделий учебно-производственной базы специальности 260103

«Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

 

Потребность покупателей в хлебобулочных изделиях лечебно-профилактического назначения представлена на диаграмме 4.

На вопрос: для профилактики каких заболеваний Вы хотели бы использовать хлебобулочные изделия лечебно-профилактического назначения? Ответы респондентов представлены на диаграмме 5.

 

                        Диаграмма 4                                                       Диаграмма 5

 

Таким образом, для повышения конкурентоспособности нашей продукции необходимо учитывать следующие особенности потребительского рынка:

— специфика спроса на продукцию (привычка);

— ассортимент;

— удовлетворение потребностей населения;

— качество продукции (уровень качества);

— рынок сбыта;

— цена;

— привлекательность внешнего вида;

— реклама;

— качество обслуживания;


Результаты исследований использовались в оценке каждого структурного компонента эмпирической формулы конкурентоспособности.


Первый компонент – привычка. Это приобретенная или разработанная схема поведения, которая стала автоматической или почти автоматической. Привычка – осознанная необходимость, накопленные знания, для потребителя – средство, обеспечивающее удобство и спокойствие, для изготовителя – средство формирования привычки и увеличения продаж. Привычки потребителей следует изучать и использовать при формировании ассортимента предлагаемых хлебобулочных изделий.


Второй – ассортимент. В условиях кризиса формирование и разработка нового ассортимента хлебобулочной продукции имеет решающее значение для повышения эффективности работы учебно-производственной базы специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделия».

 

Таблица 2 – Базовый ассортимент продукции

Мини-пекарня

Кондитерский цех

Хлеб пшеничный

Ватрушка

Пирожки с рисом

Песочное кольцо

Пирожки  с яблоком

Круасаны

Пирожки с творогом

Рулет

Пирожки с капустой

Слойка

Булочка «Веснушка»

Пирожок с картошкой

Булочка «Лакомка»

Пирожок с ананасом

Пицца

Пирожные

Пирожки с рыбой

Сосиска в тесте

 

Третий компонент – реклама и привлекательность внешнего вида.

Основное назначение рекламы – обеспечить продвижение или продажу продукции. При ее создании необходимо учитывать, что рекламный текст воздействует не только на сознание потребителя, но и на его подсознание.

Маркировка - неотъемлемая часть рекламы, главное назначение которой - доведение основных сведений о продукции до потребителей, ее идентификация. Одним из носителей производственной маркировки являются этикетки, на которых указываются все сведения, необходимые для субъектов рыночных отношений.


За последние 3 года студентами и преподавателями специальности разработаны и внедрены в производство 6 видов хлебобулочных изделий. Это серьезный результат и он может стать одним из ключевых моментов рекламы продукции учебно-производственной базы специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» и учебного заведения в целом.

Рекомендуемые этикетки для следующих хлебобулочных изделий, вырабатываемых в условиях учебно-производственной базы специальности.

Рис. 1 Хлеб с пряностями     Рис. 2  Хлеб «Черноземочка»    Рис. 3 Хлеб «Солнышко»

Рис. 3 Хлебцы «Диетические»     Рис. 5 Хлеб «Традиционный»      Рис. 6 Хлеб «Гречишный»

Поскольку данные хлебобулочные изделия новые и бутурлиновский потребитель их не знает, сопровождать продукцию в реализации могут информационные листы.


Пример:

Пять доводов в пользу хлеба «Гречишный»

1. Сделано с любовью. Автор выпускник ТХ-51 группы Панченко Андрей Владимирович

2. Экологически чистый продукт. В рецептуре используется только натуральные составляющие

Состав:Мука пшеничная хлебопекарная 2/с, мука гречневая, дрожжи хлебопекарные, масло растительное, соль пищевая поваренная, вода.

3. Думаем о здоровье и активной жизнедеятельности потребителя

Пищевая ценность хлеба «Гречишный» в 100 г продукта составляет: белки – 7,9 г.; жиры – 1,2 г.; углеводы – 43,2 г. Энергетическая ценность: 215,2 ккал.

4. Забота о будущем. Хлеб лечебно–профилактического назначения сахарного диабета. Продукты, применяемые при производстве хлеба «Гречишного», благоприятно воздействуют на организм человека больного сахарным диабетом. Гречневая мука является источником необходимым нашему организму веществ, растительный белок, углеводы, аминокислоты и почти всех витаминов группы В. Гречневая мука содержит много микроэлементов – железо, калий, медь, фосфор, цинк. Кроме того, гречневая мука способствует укреплению капилляров и детоксификации печени, полезна для кишечника. В частности потребление гречневой муки рекомендуется больным сахарным диабетом. Применение гречневой  муки способствует понижению гликемического индекса хлеба.

5. Стандарт качества и безопасность

Соответствует требованиям нормативно-технической документации.

 

Кроме этикетки, привлекательность внешнего вида хлебобулочных изделий может обеспечить упаковка.

Третий структурный элемент - упаковка - предметы, материалы и устройства, использующиеся для обеспечения сохранности товаров и сырья к перемещению и хранению.


В качестве объектов исследования выступили два вида упаковки хлебобулочных изделий, определились их достоинства и недостатки. Лучшим видом упаковки следует считать термоусадочную пленку.


Четвертый - качество обслуживания - один из важных  компонентов эмпирической формулы конкурентоспособности. Чрезвычайно важно показать уважение к потребителю, отблагодарив его за то, что выбрал именно эту продукцию, именно этого, конкретного предприятия.

Торговое обслуживание начинается для покупателей с улыбки продавца, чистоты и порядка, изобилия товаров. Покупателю приятно, когда для него созданы красивый экстерьер и интерьер, организован сервис дополнительных услуг и т.д.

Проведен сравнительный анализ реализации продукции сегодня, в результате исследований определились факторы, способствующие увеличению количества продаж:

- приятная внешность продавца;

- культура обслуживания;

- профессионализм и компетентность;

- настроение продавца;

- его интеллектуальный уровень;

- внутренняя культура продавца;

- индивидуальный подход к каждому покупателю.

 

Кроме того, необходимо систематическое планирование сбыта, в которое должны войти следующие вопросы:

- Сколько продукции намереваемся продать?

- Кому, и каким образом?

- Что следует предпринять для продвижения её на рынке?

Разбивка показателей сбыта по группам покупателей позволяет определить наиболее перспективные сегменты рынка и приспособить в целях увеличения сбыта потребительские характеристики хлебобулочной продукции к запросам покупателей.


Исследовалось пять категорий потенциальных потребителей хлебобулочной продукции учебно-производственной базы нашей специальности на потребительском рынке г. Бутурлиновка: консерваторы, новаторы, суперноваторы, простые потребители. В результате анализа определились две категории постоянных потребителей – новаторы и простые потребители.  Новаторы – люди с удовольствием принимающие все свежее, от них исходит первое мнение о продукции, обслуживании; простые потребители – люди, имеющие намерения приобрести продукт исключительно для личных или семейных нужд, на них -  и следует акцентировать внимание при реализации продукции.

Пятый - цена и ценообразование. Цена - денежное выражение стоимости хлебобулочных изделий. Она складывается из следующих составляющих: стоимость сырья, энергетические затраты, торговая наценка. Ценовое лидерство - этот путь обеспечивается возможностями предприятия к снижению затрат на производство. Пристальное внимание направляется на: стандартизацию продукции, управление издержками, внедрение рациональных технологий, контроль расходов, а конкретно для нашей пекарни – снижение технологических потерь.


Так как в условиях мини-пекарни величина технологических затрат и потерь чрезвычайно важна, то необходимо их снижение до минимума.

Технологические потери – это расход муки, полуфабрикатов и готовых изделий при ведении технологического процесса, хранении, транспортировании и из-за неисправности и несовершенства оборудования. Технологические потери должны быть сведены до минимума, а в данном случае полностью ликвидированы путем строгого соблюдения правил эксплуатации и постоянного наблюдения за состоянием оборудования и строгого выполнения технологических режимов производства.


К ним относят:

• потери муки на начальной стадии производственного процесса (от приема муки до замешивания теста);

• потери теста и муки в виде отходов при разных операциях от замеса теста до посадки сформованных тестовых заготовок в печь;

• потери муки в виде хлебной крошки при выемке хлеба из печи, транспортировании и укладке его на лотки;

• потери от неточности массы штучного хлеба.

От величины технологических потерь напрямую зависит выход хлеба - важнейший технико-экономический показатель предприятия. По имеющейся рецептуре хлеба, выпускаемого мини-пекарней БМТК был произведен сравнительный расчет выхода с учетом технологических потерь и при полном сведении их к нулю, который показал, отсутствие технологических потерь – это увеличение выхода изделий, на 2,2%, однако сегодня они превышают допустимые нормы. При сохранении установленной цены на хлеб, более высокий выход – это дополнительный доход предприятия. Следовательно, строгий контроль уровня технологических потерь - это немаловажный фактор, прямым образом влияющий на цену.


Шестой компонент - уровень качества, он напрямую зависит от компетентности и заинтересованности в результатах своего труда. Качество продукции является определяющим в общественной оценке результатов деятельности предприятия. Выпуск эффективной и высококачественной продукции позволяет предприятию получить дополнительную прибыль. Уровень качества продукции учебно-производственной базы отвечает требованиям потребителя, что положительно влияет на ее конкурентоспособность.

 

Общие выводы и рекомендации по результатам исследований

 

1. Маркетинг

1.1. Установить и поддерживать тесную обратную связь с потребителем.

1.2.Использовать для изучения потребительского рынка хлебобулочных изделий г. Бутурлиновка, успешно зарекомендовавшие себя в данном исследовании, опросные методы – анкетирование. Вопросы анкеты формулировать в соответствии с эмпирической формулы конкурентоспособности.

1.3. Периодичность исследований – не реже одного раза в месяц.

1.4. Результаты исследований обрабатывать и передавать в производства для использования по целевому назначению.


2. Реклама. Привлекательность внешнего вида

2.1. Продолжать разработку и внедрение в производство новых видов хлебобулочных изделий, особенно функционального назначения.

2.2. В целях решения задачи – найти своего потребителя и удержать его, использовать маркировочные этикетки и информационные листы на новые виды хлебобулочных изделий.

2.3. В качестве упаковки временно использовать термоусадочную пленку; в перспективе разработать вид упаковки, способной подчеркнуть новизну и достоинства вновь разрабатываемых изделий. 


3. Качество обслуживания

3.1. Осуществлять систематический контроль за реализацией продукции, качеством обслуживания потребителей.

3.2. В качестве постоянной точки реализации продукции и дополнительного места проведения досуга студентов колледжа открыть учебно-тренировочный центр «Студенческое кафе».

3.3. Провести открытый конкурс на лучший творческий проект «Студенческое кафе»


4. Цена и ценообразование

4.1. Осуществлять ежемесячный контроль технологических потерь и затрат на всех этапах производства и на основании полученных данных проводить корректирующие мероприятия по снижению их уровня. Обеспечить наглядность использованием статистических методов управления качеством продукции, ведением информационного бюллетеня.

4.2. Разработать Положение о коэффициенте трудового участия и на его основании поощрять студентов-практикантов.

4.3. На базе специальности создать фонд её совершенствования и развития, средствами для которого будет являться процентная доля от чистой прибыли учебно-производственной базы специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий».

 

Список используемой литературы:

1. Австриевских А.Н., Кантере В. М., Сурков И. В., Ермолаева Е. О. Управление качеством на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное – Новосибирск, Сиб. унив. изд-во, 2007

2. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник для СПО. – 2-е изд. – М.: Издат. Центр «Академия», 2006. 128 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*