Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Личность идеального тренера в спортивных бальных танцах

10.02.2014 420 1074
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Акатова Светлана Александровна, тренер-преподаватель по бальным танцам ТСК «Гармония» г. Саратова;

Машков Александр Павлович
Машков Александр Павлович, педагог-психолог

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

В литературе по психологии спорта имеются многочисленные работы, в которых описываются те или иные аспекты деятельности тренера, личностные качества тренера, востребованные в его профессиональной деятельности (А.А. Деркач, А.А. Исаев [2], Л.Я. Кваснюк [4],Ю.А.  Коломейцев [5], А.Я. Корх [6], А.Н.  Николаев [8], М.В. Саная [9] и др.). К недостаткам большинства работ по этой тематике можно отнести то, что в них не учитывается специфика конкретных видов спорта, а также особенности восприятия вопросов анкет спортсменами разного возраста и пола.

 

Настоящее исследование проводилось путем письменного опроса тренеров и спортсменов – участников образовательного процесса в ТСК «Гармония» г. Саратова. Теоретическую основу исследования составили работы Д. Гоулмана, Р.Бояциса, Э. Макки [1], Е.Л. Ильина [3],  Б. Дж. Кретти [7] и др.

 


В анкетировании, проведенном в ноябре 2012г., приняло участие 40 респондентов, в т.ч. 16 тренеров (9 тренеров-мужчин, 7 тренеров-женщин) и 24 спортсмена (9 спортсменов в возрасте 8-13 лет, в т.ч. 5 мальчиков и 4 девочки; 10 спортсменов в возрасте 15-18 лет; 5 спортсменов в возрасте 20-30 лет). При анкетировании респондентам предлагалось оценить личностные качества тренера по 5-ти бальной шкале.

 

Результаты исследования, включающие профессионально важные качества тренера, можно рекомендовать для совершенствования профессиональных компетенций тренеров по бальным танцам, работающих со спортсменами на начальных этапах подготовки.

 

1. Результаты анкетирования по сферам проявления личностных качеств.

 

Следует отметить, что наиболее значимыми для профессиональной деятельности тренера респонденты считают волевые качества; значимыми, но имеющими сравнительно меньшее значение – интеллектуальные качества. Последнее можно объяснить относительно низким уровнем спортивного мастерства саратовских спортсменов.

Помимо этого:

- тренеры-мужчины, в целом, более требовательны, чем тренеры-женщины, к личностным качествам, которыми должен обладать тренер. Это можно объяснить тем, что в клубе тренеры-женщины, в основном, ведут подготовительные и начинающие группы, в то время, как тренеры-мужчины работают со спортсменами уже прошедшими базовую подготовку;

- с возрастом спортсменов возрастает требовательность ко всем сферам проявления личностных качеств тренера (за исключением эмоциональной сферы).

Таблица 1. Значимость для профессиональной деятельности тренера сфер проявления личностных качеств

Сфера проявления качеств личности тренера

Тренеры, средние

баллы

Спортсмены, средние баллы по возрастам (лет)

М

Ж

Итого

8-13

15-18

20-30

Итого (8-13)

 

Итого

М

Д

Итого:

4,4

4,2

4,3

4,0

4,3

4,3

4,4

4,1

4,3

волевые

4,7

4,4

4,6

4,3

4,5

4,6

4,8

4,4

4,7

эмоциональные

4,3

4,4

4,3

4,3

4,6

4,3

4,3

4,5

4,5

нравственные

4,5

4,2

4,4

4,1

4,4

4,4

4,5

4,3

4,4

коммуникабельные

4,3

4,4

4,3

4,0

4,3

4,4

4,6

4,1

4,3

деятельностные

4,4

4,0

4,2

4,1

4,2

4,3

4,5

4,1

4,3

лидерские

4,4

4,2

4,3

3,6

4,0

4,0

4,1

3,8

3,9

интеллектуальные

4,2

3,8

4,1

3,8

3,8

4,3

4,3

3,8

4,1

 

2. Результаты анкетирования по нравственным качествам.

 

Среди нравственных качеств, которыми должен обладать идеальный тренер, наиболее важными, по мнению респондентов, являются надежность, объективная оценка достижений воспитанников (умению видеть заслуги каждого) и порядочность. По мнению тренеров к перечисленным следует добавить нравственность (нравственная устойчивость) и требовательность; по мнению спортсменов – человечность и терпимость.


С возрастом спортсменов возрастает требовательность к таким нравственным качествам тренера, как надежность, порядочность, человечность, терпимость, умение видеть заслуги каждого.


В возрасте 8-13 лет девочки более требовательны, чем мальчики, к нравственным качествам тренера. Следует отметить, что в этом возрасте для спортсменов важны такие качества тренера, как честность, требовательность и принципиальность,

значимость которых в возрасте 15-18 лет уменьшается.


Таблица 2. Значимость для профессиональной деятельности нравственных качеств тренера

Нравственные качества личности

Тренеры, средние

баллы

Спортсмены, среднее значение баллов по возрастам (лет)

М

Ж

Итого

8-13

15-18

20-30

Итого

 (8-13)

Итого

М

Д

Итого:

4,5

4,2

4,4

4,1

4,4

4,4

4,5

4,3

4,4

Надежность

4,8

4,1

4,5

4,2

4,5

4,9

4,8

4,3

4,7

Порядочность

4,8

4,6

4,7

4,4

4,5

4,7

4,8

4,4

4,6

Человечность

4,4

4,3

4,4

4,4

4,5

4,6

4,8

4,4

4,6

Терпимость

4,4

4,3

4,4

4,2

4,5

5,0

4,2

4,3

4,6

Умение видеть заслуги каждого

5,0

4,7

4,9

4,2

4,25

4,7

5,0

4,2

4,6

Нравственная устойчивость

5,0

4,3

4,7

4,4

4,5

4,5

4,6

4,4

4,5

Требовательность

4,7

4,7

4,7

4,8

4,5

4,4

4,4

4,7

4,5

Честность

4,7

4,1

4,4

4,4

4,75

4,3

4,6

4,6

4,5

Заботливость

4,0

3,7

3,9

3,8

4,5

4,0

4,4

4,1

4,1

Самокритичность

3,8

4,7

4,2

3,2

4,25

4,1

4,0

3,7

3,9

Принципиальность

4,1

2,8

3,6

3,6

3,75

2,9

4,2

3,7

3,5

 

3. Результаты анкетирования по коммуникабельным качествам

 

Мнения тренеров и спортсменов относительно значимости коммуникабельных качеств, в целом, совпали.

Тренеры-мужчины придают большее значение тактичности, женщины – общительности и доброжелательности. Разница во мнениях объясняется тем, что в подготовке спортсменов к крупным соревнованиям больше участвуют тренеры-мужчины.  В этот период спортсмены очень чувствительны, остро реагируют на критику. Тренеры-женщины много времени посвящают работе с родителями, поэтому общительность и доброжелательность выходят на первый план.


Таблица 3. Значимость для профессиональной деятельности коммуникабельных качеств тренера

Коммуникабельные качества личности тренера

Тренеры, средние

баллы

Спортсмены, среднее значение баллов по возрастам (лет)

М

Ж

Итого

8-13

15-18

20-30

Итого

(8-13)

Итого

М

Д

Итого:

4,3

4,4

4,3

4,0

4,3

4,4

4,6

4,1

4,3

Доброжелательность

4,3

4,6

4,5

4,0

4,75

4,7

4,8

4,3

4,6

Общительность (коммуникабельность)

4,4

4,6

4,5

4,0

4,5

4,5

4.6

4,2

4,4

Тактичность

4,5

4,3

4,5

4,0

4,5

4,3

4,6

4,2

4,3

Обаятельность

4,0

4,0

4,0

3,8

3,25

3,9

4,2

3,7

3,9

 

4. Результаты анкетирования по волевым качествам

 

По мнению респондентов особо важными для тренера являются такие волевые качества, как ответственность, трудолюбие и дисциплинированность.

С возрастом спортсменов (ростом спортивного мастерства) возрастает требовательность к таким волевым качествам, как трудолюбие, собранность, энергичность, сила воли.

Разница во мнениях тренеров-мужчин и тренеров-женщин во многом носит, на наш взгляд, субъективный характер. Тренеры-мужчины (возможно по собственным ощущениям и практике) считают, что трудолюбие является основным средством достижения высоких результатов, тренеры-женщины (большая их часть) полагают, что для достижения «вершин» в танцах необходим «талант», отсутствие которого сводит на «нет» многие усилия трудолюбия. Каждый тренер в прошлом спортсмен, поэтому перенос мнений и установок танцевального прошлого в тренерское настоящее неудивителен.


Таблица 4. Значимость для профессиональной деятельности волевых качеств тренера

Волевые качества личности тренера

Тренеры, средние

баллы

Спортсмены, среднее значение баллов по возрастам (лет)

М

Ж

Итого

8-13

15-18

20-30

Итого

(8-13)

Итого

М

Д

Итого:

4,7

4,4

4,6

4,3

4,5

4,6

4,8

4,4

4,7

Ответственность

4,8

4,7

4,8

4,8

5,0

4,9

5,0

4,9

4,9

Трудолюбие

5,0

4,4

4,8

4,8

4,5

4,8

5

4,7

4,8

Дисциплинированность

4,8

4,7

4,8

4,6

5

4,6

4,8

4,8

4,7

Упорство

4,7

4,3

4,5

4,6

4,5

4,5

4,8

4,6

4,6

Собранность

4,4

3,9

4,2

4,2

4,5

4,6

4,8

4,3

4,5

Энергичность

4,7

4,4

4,6

4,0

4,25

4,7

4,8

4,1

4,5

Настойчивость

4,6

4,3

4,5

4,0

4,5

4,2

4,4

4,2

4,3

Сила воли

4,5

4,3

4,5

3,4

3,75

4,6

4,8

3,6

4,3

 

5. Результаты анкетирования по интеллектуальным качествам

 

Среди интеллектуальных качеств, которыми должен обладать идеальный тренер, наибольшее значение, по мнению обоих групп респондентов, имеет широкий кругозор. По мнению тренеров к этому качеству следует добавить чувство юмора, по мнению спортсменов – новаторство.


Повышенная требовательность спортсменов к новаторству и широкому кругозору, на наш взгляд, имеет следующие причины. Бальные танцы – «интеллектуальный» вид спорта. Техника исполнения движений очень тонкая и требует повышенной концентрации внимания. Оттачивание отдельных элементов и «базовых» фигур занимает до 60% времени тренировки. От многократных повторений внимание спортсменов притупляется, становится скучно. Новаторство и широкий кругозор тренера позволяют разнообразить процесс, увидеть поставленные задачи с разных ракурсов.


Тренеры-мужчины считают важным новаторство, а наименьшее значение придают чувству юмора. Напротив, тренеры-женщины чувство юмора ставят на первое место, а наименьшее значение придают предприимчивости.

Возможно, что это объясняется особенностями деятельности тренеров-мужчин и тренеров-женщин в клубе, описанными в разделе 1. В этих условиях для тренеров-мужчин новаторство – способ внести разнообразие в тренировочный процесс, способ решения возникающих у танцоров проблем. Тренеры-женщины более консервативны в отношении приемов обучения, чувство юмора становится тем средством, которое помогает разрядить обстановку и наладить контакт с учениками для достижения лучшего результата.


Таблица 5. Значимость для профессиональной деятельности интеллектуальных качеств тренера

Интеллектуальные качества личности тренера

Тренеры, средние

баллы

Спортсмены, среднее значение баллов по возрастам (лет)

М

Ж

Итого

8-13

15-18

20-30

Итого

(8-13)

Итого

М

Д

Итого:

4,2

3,8

4,1

3,8

3,8

4,3

4,3

3,8

4,1

Новаторство

4,4

3,9

4,2

4,4

4,0

4,4

4,8

4,2

4,4

Широкий кругозор

4,2

4,1

4,2

3,6

4,25

4,4

3,8

3,9

4,1

Предприимчивость

4,2

3,1

3,8

3,8

3,0

4,3

4,0

3,8

4,0

Чувство юмора

4,0

4,7

4,3

3,8

2,75

4,2

4,4

3,3

3,9

Аналитичность ума

4,2

3,3

3,8

3,6

4,0

3,9

4,2

3,8

3,9

 

6. Результаты анкетирования по эмоциональным качествам

 

Как тренеры, так и спортсмены особо важными считают эмоциональную и психологическую устойчивость, а относительно малозначимыми – эмоциональность (экспрессивность).

По мнению тренеров-мужчин наименее важное качество – эмоциональность, по мнению тренеров-женщин – уравновешенность. Объяснение этому лежит в переносе тренерами философии бального танца из танцевального прошлого в тренерское настоящее. Мужчина в бальных танцах – ведущий, главный, принимающий решение, уравновешенный и сдержанный. Женщина – украшение (общепринятое объяснение – «огромный букет роз, который партнер должен показать зрителям со всех сторон, подчеркнув все его достоинства»), поэтому эмоциональность – главное «оружие» партнерши в борьбе пары за первенство.


Таблица 6. Значимость для профессиональной деятельности эмоциональных качеств тренера

Эмоциональные качества личности тренера

Тренеры, средние

баллы

Спортсмены, среднее значение баллов по возрастам (лет)

М

Ж

Итого

8-13

15-18

20-30

Итого

(8-13)

Итого

М

Д

Итого:

4,3

4,4

4,3

4,5

4,6

4,5

4,5

4,5

4,5

Уравновешенность

4,6

4,3

4,5

4,6

5

4,8

4,6

4,8

4,8

Психологическая устойчивость (стрессоустойчивость)

4,5

4,4

4,5

4,6

4,75

4,8

4,4

4,7

4,7

Эмоциональная устойчивость

4,6

4,4

4,5

4,4

4,75

4,5

4,6

4,6

4,5

Эмоциональность (экспрессивность)

3,6

4,4

3,9

4,2

3,75

4

4,2

4,0

4,0

 

7. Результаты анкетирования по лидерским качествам

 

Среди качеств лидера, которыми должен обладать идеальный тренер, наиболее важными респонденты сочли такое качество, как стремление к успеху. По мнению тренеров к этому качеству следует добавить умение видеть заслуги каждого, по мнению спортсменов – справедливость, и надежность.

Мнения тренеров-мужчин и тренеров-женщин относительно лидерских качеств имеют существенные отличия. Тренеры-мужчины более требовательны к таким качествам как надежность и предприимчивость, тренеры-женщины – к таким как самокритичность и справедливость, что объясняется разницей в возрасте и уровне спортивного мастерства их воспитанников.


Таблица 7. Значимость для профессиональной деятельности лидерских качеств тренера

Лидерские качества личности тренера

Тренеры, средние

баллы

Спортсмены, среднее значение баллов по возрастам (лет)

М

Ж

Итого

8-13

15-18

20-30

Итого

(8-13)

Итого

М

Д

Итого:

4,4

4,2

4,3

3,6

4,0

4,0

4,1

3,8

3,9

Справедливость

4,0

4,3

4,1

4,4

4,75

4,8

4,8

4,6

4,7

Стремление к успеху

4,8

4,6

4,7

4,2

5,0

4,8

4,6

4,6

4,7

Надежность

4,8

4,1

4,5

4,2

4,5

4,9

4,8

4,4

4,7

Умение видеть заслуги каждого

5,0

4,7

4,9

4,2

4,25

4,7

5,0

4,2

4,6

Энергичность

4,7

4,4

4,6

4

4,25

4,7

4,8

4,1

4,5

Дальновидность

4,1

4,0

4,1

4,4

4,5

4,0

4,2

4,4

4,2

Заботливость

4,0

3,7

3,9

3,8

4,5

4,0

4,4

4,1

4,1

Предприимчивость

4,2

3,1

3,8

3,8

3,0

4,3

4,0

3,8

4,0

Самокритичность

3,8

4,7

4,2

3,2

4,25

4,1

4,0

3,7

3,9

 

8. Результаты анкетирования по деятельностным качествам

 

Среди деятельностных качеств, которыми должен обладать идеальный тренер, наиболее важными респонденты считают такие качества, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, уверенность. По мнению тренеров к этим качествам следует добавить требовательность и энергичность, по мнению спортсменов – надежность, стрессоустойчивость и упорство. Сравнительно низко респонденты оценили такие качества, как склонность к риску, принципиальность, предприимчивость, аналитичность ума и авторитарность.


Таблица 8. Значимость для профессиональной деятельности деятельностных качеств тренера

Деятельностные качества личности тренера

Тренеры, средние

баллы

Спортсмены, среднее значение баллов по возрастам (лет)

М

Ж

Итого

8-13

15-18

20-30

Итого

(8-13)

Итого

М

Д

Итого:

4,4

4,0

4,2

4,1

4,2

4,3

4,5

4,1

4,3

Ответственность

4,8

4,7

4,8

4,8

5

4,9

5

4,9

4,9

Трудолюбие

5

4,4

4,8

4,8

4,5

4,8

5

4,7

4,8

Дисциплинированность

4,8

4,7

4,8

4,6

5

4,6

4,8

4,8

4,7

Надежность

4,8

4,1

4,5

4,2

4,5

4,9

4,8

4,3

4,7

Психологическая устойчивость (стрессоустойчивость)

4,5

4,4

4,5

4,6

4,75

4,8

4,4

4,7

4,7

Уверенность

4,7

4,4

4,6

4,2

4,5

4,7

4,8

4,3

4,6

Упорство

4,7

4,3

4,5

4,6

4,5

4,5

4,8

4,6

4,6

Требовательность

4,7

4,7

4,7

4,8

4,5

4,4

4,4

4,7

4,5

Энергичность

4,7

4,4

4,6

4

4,25

4,7

4,8

4,1

4,5

Эмоциональная устойчивость

4,6

4,4

4,5

4,4

4,75

4,5

4,6

4,6

4,5

Широкий кругозор

4,2

4,1

4,2

3,6

4,25

4,4

3,8

3,9

4,5

Собранность

4,4

3,9

4,2

4,2

4,5

4,6

4,8

4,3

4,5

Оптимистичность

3,8

4

3,8

4

4,75

4,5

4,6

4,3

4,5

Быстрота реакции

4,4

4,6

4,5

4

4,25

4,5

4,6

4,1

4,4

Новаторство

4,4

3,9

4,2

4,4

4

4,4

4,8

4,2

4,4

Настойчивость

4,6

4,3

4,5

4

4,5

4,2

4,4

4,2

4,3

Самостоятельность

4,1

4,1

4,1

3,6

3,75

4,5

4,6

3,7

4,2

Самокритичность

3,8

4,7

4,2

3,2

4,25

4,1

4

3,7

3,9

Амбициозность

4,4

3,4

4,1

3,4

2,75

4,3

4,6

3,1

3,9

Предприимчивость

4,2

3,1

3,8

3,8

3

4,3

4

3,4

3,9

Аналитичность ума

4,2

3,3

3,8

3,6

4

3,9

4,2

3,8

3,9

Рациональность

4,7

3,4

4,1

4

2,5

3,9

4

3,3

3,7

Авторитарность

4,1

2,9

3,6

3,8

4,25

3,7

3,2

4,0

3,7

Принципиальность

4,1

2,8

3,6

3,6

3,75

2,9

4,2

3,7

3,5

Склонность к риску

3,1

1,9

2,6

3,4

2,75

3,5

3,4

3,4

3,5

 

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Все категории респондентов предъявляют высокие требования к личностным качествам тренера. Самые высокие требования все категории респондентов предъявляют к волевым качествам тренера. Относительно высокие требования респонденты предъявляют к эмоциональным и нравственным качествам тренера, низкий рейтинг, по сравнению с другими, имеют интеллектуальные качества тренера.

2. По результатам опроса выявлено, что особо значимыми личностными качествами тренера, по мнению респондентов, являются следующие:

- нравственные – надежность, порядочность, умение видеть заслуги каждого;

- коммуникабельные – доброжелательность и общительность;

- волевые – ответственность трудолюбие, дисциплинированность;

- интеллектуальные – новаторство и широкий кругозор;

- эмоциональные – эмоциональная и психологическая устойчивость;

- лидерские и деятельностные (помимо вышеперечисленных) – стремление к успеху, уверенность, надежность.

 

Список используемой литературы

 

1.Гоулман Дэниэл, Бояцис Р., Макки Энни. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М, Альпина Бизнес Букс, 2005, 301 с.

2.Деркач А.А., Исаев А.А.Творчество тренера. – М.: ФиС, 1982, 238 с.

3.ИльинЕ.Л. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры:2-е изд., испр. СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 486 с.

4.Кваснюк Л.Я. Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту.: Автореф. канд. дис. СПб., 1997, 17 с.

5.Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984,  128 с.

6.Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. - М.: Тера-спорт, 2000, 120 с.

7.КреттиБрайен  Дж.Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978, 224 с.

8.Николаев А.Н. Креативность и когнитивная обусловленность творчества в деятельности тренера //Психологические основы учебно-воспитательной работы. - СПб.: БПА, 1998, С. 10-14.

9.Саная М. В. Психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции для студентов. – М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997,  27 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*