Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Владимир Высоцкий»

10.02.2014 619 1540
Витько Людмила Александровна
Витько Людмила Александровна, преподаватель акушерства и гинекологии

Амурский медицинский колледж

Цели занятия:

1.Ознакомление студентов с творчеством В.С. Высоцкого.

2. Формирование у студентов коммуникативных компетенций.

Задачи:

1. Развитие у студентов навыков культуры литературной речи, духовной культуры, нравственных качеств, уважения к культурному наследию России.

2. Развитие у студентов чувства ответственности, готовности работы в команде, навыка самостоятельной работы с литературой.

Форма проведения занятия: тематический классный час, повествование с применением приемов «педагогики сотрудничества».

Методы: частично-поисковый или эвристический, наглядный.


Структура мероприятия:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Заранее выбирается инициативная группа, участвующая в подготовке, в том числе и группа ведущих, которые самостоятельно по желанию разделят текст.

2. Подбирается литература.

3. Студенты самостоятельно и совместно с куратором выбирают текст и отрывки стихов и песен, подбирают фотографии для презентаций и создают видеоклипы.

4. Производится подготовка презентации.

5. Репетиции участников

6. Подготовка аудитории.

7. Печатается и вывешивается объявление о проведении открытого классного часа.

   Этот этап очень важный в проведении мероприятия и сплочении коллектива.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Время проведения-45 минут.

План проведения классного часа:

I. Вступление Мотивация, сообщение темы, цели и задач, плана мероприятия.

II. Основная часть.

1. Краткие биографические данные.

2. Так кем же он был: певцом, актером, поэтом или композитором?

3. «Он - наш!»

4. «От жизни никогда не устаю».

5. Любовь.

6. Он ушёл, но продолжает жить.

По ходу изложения материала демонстрируется мультимедийная презентация, производится чтение отрывков стихов, исполнение песен, предложенных в разработке, или демонстрируются видеоклипы (в зависимости от индивидуальных  возможностей членов коллектива).

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Заключение заполнение анкеты - рефлексии. Вручение похвальных листов участникам инициативной группы.

Содержание материала

I. Вступление.  Демонстрация видеоклипа № 1 «Вступление»

Классный руководитель: озвучивает мотивацию, название темы, освещает цели и задачи классного часа. (В сопровождении мультимедийной презентации).

Здравствуйте дорогие друзья. Сегодня мы проводим открытый классный час, посвященный творчеству Владимира Семеновича Высоцкого.

В пору моей юности Владимир Семенович Высоцкий был кумиром нашего поколения. Мы восхищались его творчеством.  

Нынешние молодые люди мало знакомы с творчеством этого талантливейшего человека, который имел свою гражданскую  позицию, отраженную в его творчестве являющемся частью культурного наследия России, и заслуживает нашего уважения. Хотя в настоящее время у журналистов стало модным отыскивать не самые лучшие моменты жизни наших бывших кумиров, показывать на всеобщее обозрение их сложные отношения с родными людьми. По-моему, такие поступки удел слабых и не заслуживают подражания.

В людях надо видеть хорошие стороны, помнить их замечательные дела. От этого Мир становится теплее и добрее. И сегодня в противовес СМИ, в нашем повествовании мы решили отразить самые замечательные стороны человека, гражданина и творческой личности - Владимира Семеновича Высоцкого.


II. Основная часть.

Самостоятельно работает группа ведущих из инициативной группы студентов.

1. Краткие биографические данные.

 (В сопровождении мультимедийной презентации.)

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве.

Отец его был военнослужащим, поэтому семья  много переезжала.

В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвратились в Москву.

Свою юность Володя провел на Большом Каретном, где и начал писать.

В 1955 году В. Высоцкий оканчивает  среднюю школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева, из которого уходит, не проучившись года.

В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимается у Б. И. Массальского и А. М. Комиссарова.

В 1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и несколько месяцев - в Московском театре миниатюр.

Тогда же начинает сниматься в кино. В 1960-1961 годах появляются его первые песни.

В 1964 году В. Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года.

В 1968 году выходит первая гибкая пластинка В. Высоцкого с песнями из кинофильма «Вертикаль», а в 1973-1976 годах еще четыре авторских диска, записанных во Франции.

Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радио-спектаклях.

Демонстрация видеоклипа №2 «Отрывок из интервью В.Высоцкого о театре»


2. Так кем же он был певцом, актером, поэтом или композитором?

Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: «Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, - может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл - авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские. Позднее он стал писать о войне и  более философских темах.

Надо отметить, что Высоцкий очень гордился своей работой в театре на Таганке « Одной из любимых и лучшей его работой по праву считается роль Гамлета. Эта роль была единственной главной в спектакле, и она принадлежала ему.

Грандиозность его таланта подтверждает тот факт, что в 1977г во Франции спектаклю была присуждена высшая премия французской критики, как лучшему иностранному спектаклю года. Не лишним будет добавить, что за эту премию боролись более 200 трупп из разных стран.

Демонстрация фрагмента видеоклипа № 3«Монолог Гамлета» в исполнении В. Высоцкого.

Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей - эпизодические. В фильме «Служили два товарища» роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них.


3. «Он — наш!»

Так о Высоцком могли сказать все, о ком он писал.

Наверное, у каждого человека, знакомство с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.     

И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Владимиром Высоцким о войне... Песня «Он не вернулся из боя» - одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней, более того - не может не писать?

Исполнение отрывка песни под гитару или демонстрация видеоклипа № 4.

В. Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: «Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером... Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали.

Я этот небесный квадрат не покину.

Мне цифры сейчас не важны,

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А значит и шансы равны.

Демонстрация видеоклипа № 5 «Отрывок стихотворения о войне в исполнении автора»

Это не песни ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях.

Война ж совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда черна от пота, вверх

Скользит по пахоте пехота.

Демонстрация фрагмента видеоклипа № 6 с песней«Братские могилы» в исполнении автора

Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне... « Много песен о войне он написал и для кино. Песни Высоцкого о войне это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Исполнение песни род гитару или демонстрация фрагмента видеоклипа № 7 с песней «Песня о погибшем друге» в исполнении автора. 

Фронтовики утверждали, что о войне может так написать только, прошедший ее дорогами.  

Все споры закончились, когда вышел фильм «Вертикаль», и страна увидела молодого человека небольшого роста, коренастого, поющего свои песни в сопровождении обычной гитары

   Кто захочет в беде оставаться один!

   Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!

   Но спускаемся мы с покоренных вершин —

   Что же делать, и боги спускались на землю.

   Так оставьте ненужные споры!

   Я себе уже все доказал —

   Лучше гор могут быть только горы,

   На которых никто не бывал....

Фильм прошел, а песни, написанные для него Владимиром  Высоцким, остались. Они довольно-таки серьезны. «Альпинизм - это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, - они ни к чему хорошему не приведут» - эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью.

Все знают, что Высоцкий писал песни, как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма «Вертикаль». Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его.             

 Лучше гор могут быть только горы,

 На которых еще не бывал.

Он много встречался там с умными, хорошими людьми. А люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою.

Здесь вам не равнина, здесь климат иной

Идут лавины одна за одной...

В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: «Меня пригасили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет «скорой помощи», которые могли бы тебя спасти или выручить.

  В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,

  Надеемся только на крепость рук,

  На руки друга и вбитый крюк

  И молимся, чтобы страховка не подвела.

Исполнение отрывка песни под гитару или демонстрация видеоклипа № 8 с песней «Вершина» в исполнении автора.

Альпинизм-это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях «Человек за бортом» и «Спасите наши души», «Еще не вечер» он это отразил.

Демонстрация фрагмента видеоклипа № 9 «Спасите наши души» в исполнении автора.

В своих стихах и песнях Высоцкий сумел передать склад ума и образ мыслей русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время широту. Вот это все вместе, тут трудно подобрать одно слово, это поэтичное и в тоже время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными.

На концертах он всегда был по-настоящему, хозяином работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и – восторгались  упадет, задохнется, умрет прямо не сцене... Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.

Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.

Он был невероятно популярен. Достать билет на его выступление было намного труднее, чем «пробиться» летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу. Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким, необходимым и любимым актером, то мещанствующих снобов он, прежде всего, был «молодым».

А он ненавидел мещан и снобов презирал любых. Недаром у него есть горькая и злая песня, которая заканчивается такими словами:

   Не надо подходить к чужим столам

   И отзываться, если окликают.

Однако, когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди - просто люди, - он поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем!

На концертах он часто пел песни о спорте, хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта.  

Одна из них: «Утренняя гимнастика», такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.

Исполнение песни под гитару или демонстрация фрагмента видеоклипа № 10 с песней  «Утренняя гимнастика» в исполнении автора.

«Песенка про прыгуна в длину» посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются, - и у него рекорды не засчитываются. Демонстрация фрагмента видеоклипа № 11 с песней  «Песенка про прыгуна в длину» в исполнении автора.


4. «От жизни никогда не устаю»

Доходчивые и нехитрые песни-монологи Владимира Высоцкого привлекали к себе внимание самых разных людей. В восьмидесятые годы их пела уже вся страна. А сам автор был не так прост и прямолинеен, как это могло показаться на первый взгляд. Он умел быть не только добрым и не только покладистым.

Когда некоторые «весьма специфические» зарубежные доброхоты брали его «на излом», то Высоцкий, оставался самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду не давал никому.

Его стихотворение «Я не люблю» - можно назвать программным в творчестве Владимира Семеновича. В этом стихотворении поэт высказывает свои заветные мысли, говорит о прин­ципах без колебаний и ложной стыдливости. Его душа открыта читателям и слушателям.

Демонстрация фрагмента видеоклипа № 12 «Я не люблю» в исполнении автора.


5. Любовь.

Высоцкий не любил афишировать свою личную жизнь, и поэтому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие «почитатели» его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. Многочисленные слухи и сплетни, которые постоянно ходили о нем, раздражали его и, как бы в отместку им, он написал песню «Слухи».  

Исполнение песни под гитару или демонстрация фрагмента видеоклипа № 13 с песней «Слухи» в исполнении автора.

Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных, и иногда исполнял ее на концертах, в которой были строки.

Я все вопросы освещу сполна,

Дам любопытству удовлетворенье.

Да! У меня француженка жена,

Но русского она происхожденья.

Демонстрация фрагмента видеоклипа № 14 с песней «Дом хрустальный» в исполнении автора.

С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967, хотя узнал о ней гораздо раньше.

В Союзе был популярен фильм «Колдунья» с ее участием.

Во время очередного приезда в Москву ее друг пригласил Марину в театр на Таганке, пообещав, что она увидит молодого, но очень талантливого и уже популярного актера-В. Высоцкого. Ей очень понравилась его игра в спектакле «Пугачев», и она согласилась прийти на ужин в ресторане, где присутствовали актеры, участвовавшие в представлении. Владимир увез Марину с этого вечера к другу, где весь вечер пел для нее свои песни под гитару.

Сама Марина Влади в своей книге ''Владимир, или Прерванный полет'' вспоминает о нем и об их отношениях, обращаясь как к живому Высоцкому:'' Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон –Лаффит, звонит телефон. Это ты. Ты провел несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне :

Демонстрация фрагмента видеоклипа  № 15 с песней «Мне каждый вечер зажигает свечи» в исполнении автора. 


6. Он ушёл, но продолжает жить.

В. Высоцкий умер 25 июля 1980г от инфаркта в больнице. А в это время в Москве полным ходом шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах вовсю раздавали медали, и, казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не посчитало это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть чуточку внимания, они продолжали славить победы советских спортсменов. Только на «Таганке» висел написанный от руки некролог, и люди останавливались и читали. Их становилось все больше и больше, появились цветы, реки цветов - люди прощались с «Шансонье всея Руси» - Владимиром Высоцким. К его уходу из нашего мира в полной мере можно отнести сказанные им же слова:

   Я при жизни был рослым и стройным,

   Не боялся ни слова, ни пули

   И в привычные рамки не лез.

   Но с тех пор, как считаюсь покойным,

   Охромили меня и согнули,

   К пьедесталу прибив ахиллес.

Владимир Высоцкий похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. 12 октября 1985 года на его могиле был открыт памятник Высоцкому. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним - гитара. Позади - две красивые лошадиные головы, которые напоминают о его песне: «Кони». Демонстрация фрагмента видеоклипа  № 16 с песней «Кони» в исполнении автора.

Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Нам долго не будет хватать В. Высоцкого - его талантливых выходов на сцену «Таганки» и его героев, которых он создал, его веселых, грустных, озорных и непримиримых песен, его доверительного хрипловатого голоса...

   Корабли постоят - и ложатся на курс,

   Но они возвращаются сквозь непогоды...

   Чтобы снова уйти,

   Чтобы снова уйти на полгода.

   Возвращаются все - кроме лучших друзей,

   Кроме самых любимых и преданных женщин.

   Возвращаются все - кроме тех, кто нужней,

Всенародная любовь к Высоцкому не прошла. Она стала укрепляться, так как люди увидели своего кумира, стали узнавать подробности его биографии. Необыкновенный и щедрый талант этого человека сделал его «своим» миллионам людей. Песни, баллады, стихи Высоцкого привлекают к себе не только оригинальностью, виртуозным владением лексикой, они понятны и близки людям теми переживаниями, проблемами, которые испытывают их лирические герои. А эти стихи стали хрестоматийными, их может продолжить любой... Так происходило только с Пушкиным.

   Если ж он не скулил, не ныл.

   Пусть он хмур был и зол, но шел,

   А когда упал со скал,

   Он стонал, но держал, —

   Если шел он с тобой как в бой,

   На вершине стоял хмельной, —

   Значит, как на себя самого.

   Положись на него

Демонстрация фрагмента видеоклипа  № 17с песней «Песня о друге» в исполнении автора.


Заключение. Анкета - рефлексия.

1. Комфортно ли ты чувствовал (а) себя на классном часе?

2. Интересна ли была тема для тебя?

3. Какую роль выполнял (а) в проведении классного часа?

4. Помогли ли тебе информационные технологии в усвоении материала?

5.Что понравилось в ходе классного часа?

6.Что не понравилось в ходе классного часа?

7. У тебя есть желание принять участие в подготовке следующего классного часа?


Обеспечение мероприятия:

Оснащение:

1. Средства ТСО.

2. Приложения к метод. разработке:

№ 1- мультимедийная презентация (электронный вариант),

№ 2- электронный сборник видео и музыкальных клипов (не приводится в соответствии с законом о защите авторских прав).

 

Литература:

  1. Влади М. Владимир или Прерванный полет: Пер. с фр. - М: Прогресс, 1989.
  2. Солдатенков П.Я. Владимир Высоцкий – М.: Олимп,1999.
  3. Новиков В.И. В Союзе писателей не состоял. – М.: СП Интерпринт 199



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*