Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала
Введение.
Начало нового века ознаменовалось кардинальными изменениями в подходах к преподаванию общественных дисциплин, одной из которых является история.
Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально-значимых качеств и призвана решить модернизация образования.
Все педагоги и методисты в один голос констатируют, что преподавать по старому уже невозможно, что наука ушла далеко вперёд и школа (к сожалению!) очень сильно отстаёт от современных технологий. Ни для кого не секрет, что до сих пор школьное образование в основном базируется на старых испытанных традиционных методах изложения материала и контроля знаний. Но в новых условиях обилия информации, интереса молодого поколения к компьютерным технологиям и т.п. это не слишком мотивирует учащихся к освоению новых знаний. Появление новых средств обучения, позволяют сделать его более эффективным. Речь идёт прежде всего о мультимедийных средствах обучения.
Использование в современном образовательном процессе средств ИКТ (информационных компьютерных технологий) продиктовано необходимостью построения перспективных моделей организации учебной деятельности и поиском новых подходов к оптимизации обучения разных возрастных групп. На уроке ученик не всегда может усвоить материал, излагаемый учителем, т.к. у всех разный темп и скорость восприятия информации. Именно ИКТ с заложенными в них дидактическими возможностями становятся эффективным средством для организации самостоятельной индивидуальной работы. Кроме того, они позволяют по-новому построить взаимоотношения преподавателя и студента, поставив последнего в отношения делового партнёрства, развить его творчество и инициативность.
Конечно, вопрос использования электронных образовательных ресурсов сложен и неоднозначен. При видимом удобстве представления предметной информации в мультимедийной форме вызывают опасение одно обстоятельство - неблагоприятное влияние компьютерных средств обучения на зрение учащегося. Все же остальные доводы могут быть использованы лишь в защиту этого метода работы.
Современные электронные продукты по различным разделам школьного курса истории предлагают пользователю многочисленные наборы мультимедийных ресурсов, систематизированных в разной логике и отвечающих различным задачам. Особенно интересны с точки зрения применения на уроке электронные учебники. Хотя и они не всегда отвечают задачам учебного процесса в старшей школе. Отметим следующие причины: обилие текстовой информации (часто не актуальной для учителя на уроке), скудность иллюстративного ряда, случайный подбор ресурсов, неудобство работы с ними. К неудобствам стоит отнести также жёсткую заданность логики изучения темы и представления материала, которая присутствует во многих электронных обучающих изданиях.
В этих условиях актуальным становится приспособление учебного процесса к меняющимся условиям, т.е. адаптация и преподавателя, и учащегося, и занятия к новым информационным технологиям. Одним из способов такой адаптации можно назвать разработку проектных заданий самими учащимися по конкретной заданной теме.
Проекты стали распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получить новые знания, а цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующей учебной литературы, так и на материалах в обилии представленных в Интернете.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов.
Не следует забывать, что проектная деятельность учащихся отличается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта образовательного продукта (в нашем случае темы урока). Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий педагога и учащегося, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Презентация, являясь одним из способов воплощения метода проекта, основывается на принципе «обучение посредством деятельности». Участие в конкурсе презентаций развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность к соорганизации различных позиций; способность ориентироваться в информационном пространстве (отбирать информацию из различных источников, в том числе с использованием возможностей Интернета); умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Работа над презентацией способствует воспитанию у ребят: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации; желание делать свою работу качественно (особенно этому способствует конкурсная основа мероприятия).
Необходимо отметить и роль учителя на всех этапах работы над презентацией. Она очень важна и именно от неё зависит качество подготовки и ценность дальнейшей совместной деятельности.
На начальном этапе важной становится выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности. Личностный интерес способствует осознанному подходу к выполняемому проекту. От руководителя ожидается мудрое наставничество, консультирование по выбору тематики, помощь в подборке необходимых материалов, определение ориентира деятельности и главных ориентиров поиска.
На втором этапе (его можно назвать поисковым) учитель регулярно консультирует учащегося по содержанию проекта, помогает в систематизации и обобщении материалов, стимулирует умственную активность. Корректирует (если необходимо) оформление презентации на компьютере.
На итоговом этапе преподаватель оказывает помощь в разработке отчёта о работе, т.е. готовит выступающих к устной защите, отрабатывает умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей. Кроме того учитель выступает в роли эксперта на защите презентации, участвует в анализе проделанной работы, оценивает вклад каждого участника Конкурса.
Роль учащихся в подготовке проектов Презентаций определена в правилах Конкурса презентаций (см. ниже). Могу лишь добавить, что данная форма работы обычно находит среди них живой отклик: позволяет развить их творчество, показывает навыки работы с компьютерными программами, повышает интерес к предмету, развивает их речевые навыки.
Интерактивные методики преподавания являются эффективными при изучении многих тем обществоведческого курса и курса истории. В качестве примера предлагается разработка «Конкурса презентаций по истории с древнейших времён до конца XIX века».
Цели конкурса:
- Содействовать внедрению современных информационных технологий в образовательном процессе.
- Поддержать инновационную деятельность как учителя, так и учащегося в использовании мультимедиа технологий в профильной деятельности.
- Способствовать развитию новейших методик и технологий в преподавании общественных дисциплин (в данном случае – истории).
- Популяризовать современные мультимедийные продукты, ориентированные на формирование основных информационных компетентностей.
Предложенное
мероприятие «Конкурс презентаций» помогает не только повторить и закрепить
изученное на уроках истории, но и показать эрудицию учащихся, раскрыть их
творческий потенциал, умения применять современные информационные технологии.
Всё перечисленное делает разработку Конкурса презентаций необходимым делом.
Конкурс презентаций
«История с древнейших времён до конца XIX века»
Цели и задачи мероприятия:
- в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учебного материала;
- закрепить и обобщить знания по дисциплине «История» с древнейших времён до концаXIX века и пополнить их;
- активизировать речевую деятельность учащихся; воспитать ответственное отношение к коллективному делу;
- развивать творческие способности учащихся и интерес к предмету.
Оборудование: презентация, раскрывающая основные этапы конкурса; презентации учащихся, представленные на конкурс; карточки-тесты по темам презентаций; компьютер, проектор, листы экспертной оценки.
Условия конкурса
1. Общие положения:
- Конкурс проводится в рамках предметной недели «Гуманитарных и общественных дисциплин» по различным темам дисциплины, включающим в себя как Отечественную, так и зарубежную историю с древнейших времён до конца XIX века.
- Конкурс является открытым. К участию в нём допускаются студенты 1-го курса всех специальностей ФГОУ СПО «АМТ».
2. Порядок организации и сроки проведения Конкурса:
Конкурс проводится в два этапа – заочный и очный этап. Очный этап Конкурса проводится в рамках недели предметной комиссии.
Работы могут быть представлены по следующим номинациям:
- Выдающиеся деятели эпохи (правители, учёные, общественные и политические деятели).
- События, которые перевернули мир (Великое переселение народов, крестовые походы, образование варварских государств, Великие географические открытия, реформация и контрреформация в Европе и т.д.)
- Знаменитые битвы прошлого (отдельные сражения и войны).
Основные требования к презентации:
Наличие внешнего оформления:
- титульный лист с исходными данными студента;
- объём не менее 15 слайдов;
- основное содержание;
- список используемой литературы или ссылка на сайт.
В зависимости от выбранной номинации основное содержание работы может включать следующие пункты:
Выдающиеся деятели эпохи
а) краткие сведения о происхождении;
б) даты правления;
в) основная политика;
г) историческое значение деятельности.
События, которые перевернули мир
а) хронологические рамки события;
б) определение;
в) содержание;
г) историческое значение.
Знаменитые битвы прошлого
а) дата или хронологические рамки;
б) стороны битвы;
в) карты и схемы, включая краткое описание события;
г) историческое значение.
Очный этап конкурса проводится в форме публичной защиты творческой работы, где автор представляет устный доклад о состоянии знаний в области выполненной им работы. Регламент доклада 7 – минут; вопросы 3 – минуты. Оценку доклада проводит комиссия, в которую входят специалисты в соответствующей области - преподаватели истории и обществознания, информатики, географии.
Победители и призёры Конкурса награждаются грамотами установленного образца и поощряются досрочным выставлением зачёта по предмету, возможны денежные премии.
Очный этап.
I. Демонстрация презентаций.
При демонстрации учитывается хронология событий и обязательное словесное сопровождение, излагающее основное содержание презентации. В завершение слушателям предлагаются вопросы к презентации для закрепления знаний по изложенной теме. Ответы болельщиков – бонус автору презентации (по принципу max и min)
Критерии к оцениванию ответов на тесты:
- 1 ответ – 2 балла;
- 2 ответа – 3 балла;
- 3 ответа – 4 балла;
- 4 ответа 5 баллов;
Баллы по всем тестам суммируются и выставляется средний балл
Критерии оценки для жюри:
- Соответствие требованиям – 5 - 10 баллов;
- Историческое содержание - 15 - 30 баллов;
- Правильность и чёткость комментариев – 7 - 15 баллов;
- Правильная постановка вопросов – 5 - 10 баллов;
- Максимум ответов на них – от 1 до 5 баллов;
- Оформление презентации (иллюстрации, эффекты, читабельность) –10 - 20 баллов;
- Оригинальность – 5 - 10 баллов.
II. Подведение итогов. Награждение победителей.
В оценке конкурсантов принимали участие и зрители-студенты. Они тоже могли выказать поддержку одному из участников, голосуя за них на специальном бюллетене (голос может быть отдан только за 1 участника).
Предложенная методика может быть использована на повторительно-обобщающих уроках, как в среднеспециальном учебном заведении, так и в школе.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.