Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Конкурс презентаций» как пример использования ИТ в преподавании гуманитарных дисциплин

12.10.2011 540 3936
Колесникова Анна Николаевна
Колесникова Анна Николаевна, преподаватель гуманитарных дисциплин

Армавирский машиностроительный техникум
В данной статье рассматривается возможность проведения открытого внеклассного мероприятия с использованием современных мультимедийных средств, получивших большую популярность в школе нового века. Конкурсная основа, игровая форма, обилие наглядных материалов, делают мероприятие увлекательным и полезным занятием, доступным как студентам, так и школьникам, изучающим всеобщую историю.

 

Введение.

 

Начало нового века ознаменовалось кардинальными изменениями в подходах к преподаванию общественных дисциплин, одной из которых является история.

Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально-значимых качеств и призвана решить модернизация образования.


Все педагоги и методисты в один голос констатируют, что преподавать по старому уже невозможно, что наука ушла далеко вперёд и школа (к сожалению!) очень сильно отстаёт от современных технологий. Ни для кого не секрет, что до сих пор школьное образование в основном базируется на старых испытанных традиционных методах изложения материала и контроля знаний. Но в новых условиях обилия информации, интереса молодого поколения к компьютерным технологиям и т.п. это не слишком мотивирует учащихся к освоению новых знаний. Появление новых средств обучения, позволяют сделать его более эффективным. Речь идёт прежде всего о мультимедийных средствах обучения.


Использование в современном образовательном процессе средств ИКТ (информационных компьютерных технологий) продиктовано необходимостью построения перспективных моделей организации учебной деятельности и поиском новых подходов к оптимизации обучения разных возрастных групп. На уроке ученик не всегда может усвоить материал, излагаемый учителем, т.к. у всех разный темп и скорость восприятия информации. Именно ИКТ с заложенными в них дидактическими возможностями становятся эффективным средством для организации самостоятельной индивидуальной работы. Кроме того, они позволяют по-новому построить взаимоотношения преподавателя и студента, поставив последнего в отношения делового партнёрства, развить его творчество и инициативность.


Конечно, вопрос использования электронных образовательных ресурсов сложен и неоднозначен. При видимом удобстве представления предметной информации в мультимедийной форме вызывают опасение одно обстоятельство - неблагоприятное влияние компьютерных средств обучения на зрение учащегося. Все же остальные доводы могут быть использованы лишь в защиту этого метода работы.


Современные электронные продукты по различным разделам школьного курса истории предлагают пользователю многочисленные наборы мультимедийных ресурсов, систематизированных в разной логике и отвечающих различным задачам. Особенно интересны с точки зрения применения на уроке электронные учебники. Хотя и они не всегда отвечают задачам учебного процесса в старшей школе. Отметим следующие причины: обилие текстовой информации (часто не актуальной для учителя на уроке), скудность иллюстративного ряда, случайный подбор ресурсов, неудобство работы с ними. К неудобствам стоит отнести также жёсткую заданность логики изучения темы и представления материала, которая присутствует во многих электронных обучающих изданиях.


В этих условиях актуальным становится приспособление учебного процесса к меняющимся условиям, т.е. адаптация и преподавателя, и учащегося, и занятия к новым информационным технологиям. Одним из способов такой адаптации можно назвать разработку проектных заданий самими учащимися по конкретной заданной теме.


Проекты стали распространённой формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получить новые знания, а цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующей учебной литературы, так и на материалах в обилии представленных в Интернете.


Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов.


Не следует забывать, что проектная деятельность учащихся отличается рядом признаков от учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта образовательного продукта (в нашем случае темы урока). Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий педагога и учащегося, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.


Презентация, являясь одним из способов воплощения метода проекта, основывается на принципе «обучение посредством деятельности». Участие в конкурсе презентаций развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность к соорганизации различных позиций; способность ориентироваться в информационном пространстве (отбирать информацию из различных источников, в том числе с использованием возможностей Интернета); умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.


Работа над презентацией способствует воспитанию у ребят: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации; желание делать свою работу качественно (особенно этому способствует конкурсная основа мероприятия).


Необходимо отметить и роль учителя на всех этапах работы над презентацией. Она очень важна и именно от неё зависит качество подготовки и ценность дальнейшей совместной деятельности.


На начальном этапе важной становится выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности. Личностный интерес способствует осознанному подходу к выполняемому проекту. От руководителя ожидается мудрое наставничество, консультирование по выбору тематики, помощь в подборке необходимых материалов, определение ориентира деятельности и главных ориентиров поиска.


На втором этапе (его можно назвать поисковым) учитель регулярно консультирует учащегося по содержанию проекта, помогает в систематизации и обобщении материалов, стимулирует умственную активность. Корректирует (если необходимо) оформление презентации на компьютере.


На итоговом этапе преподаватель оказывает помощь в разработке отчёта о работе, т.е. готовит выступающих к устной защите, отрабатывает умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей. Кроме того учитель выступает в роли эксперта на защите презентации, участвует в анализе проделанной работы, оценивает вклад каждого участника Конкурса.


Роль учащихся в подготовке проектов Презентаций определена в правилах Конкурса презентаций (см. ниже). Могу лишь добавить, что данная форма работы обычно находит среди них живой отклик: позволяет развить их творчество, показывает навыки работы с компьютерными программами, повышает интерес к предмету, развивает их речевые навыки.


Интерактивные методики преподавания являются эффективными при изучении многих тем обществоведческого курса и курса истории. В качестве примера предлагается разработка «Конкурса презентаций по истории с древнейших времён до конца XIX века».


            Цели конкурса:

 - Содействовать внедрению современных информационных технологий в образовательном процессе.

 - Поддержать инновационную деятельность как учителя, так и учащегося в использовании мультимедиа технологий в профильной деятельности.

 - Способствовать развитию новейших методик и технологий в преподавании общественных дисциплин (в данном случае – истории).

 - Популяризовать современные мультимедийные продукты, ориентированные на формирование основных информационных компетентностей.


Предложенное мероприятие «Конкурс презентаций» помогает не только повторить и закрепить изученное на уроках истории, но и показать эрудицию учащихся, раскрыть их творческий потенциал, умения применять современные информационные технологии.


Всё перечисленное делает разработку Конкурса презентаций необходимым делом.

 

Конкурс презентаций

«История с древнейших времён до конца XIX века»

 

Цели и задачи мероприятия:

 - в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учебного материала;

 - закрепить и обобщить знания по дисциплине «История» с древнейших времён до концаXIX века и пополнить их;

 - активизировать речевую деятельность учащихся; воспитать ответственное отношение к коллективному делу;

 - развивать творческие способности учащихся и интерес к предмету.


Оборудование: презентация, раскрывающая основные этапы конкурса; презентации учащихся, представленные на конкурс; карточки-тесты по темам презентаций; компьютер, проектор, листы экспертной оценки.

 

Условия конкурса

 

1. Общие положения:

- Конкурс проводится в рамках предметной недели «Гуманитарных и общественных дисциплин» по различным темам дисциплины, включающим в себя как Отечественную, так и зарубежную историю с древнейших времён до конца XIX века.

 - Конкурс является открытым. К участию в нём допускаются студенты 1-го курса всех специальностей ФГОУ СПО «АМТ».


2. Порядок организации и сроки проведения Конкурса:

Конкурс проводится в два этапа – заочный и очный этап. Очный этап Конкурса проводится в рамках недели предметной комиссии.


Работы могут быть представлены по следующим номинациям:

 - Выдающиеся деятели эпохи (правители, учёные, общественные и политические деятели).

 - События, которые перевернули мир (Великое переселение народов, крестовые походы, образование варварских государств, Великие географические открытия, реформация и контрреформация в Европе и т.д.)

 - Знаменитые битвы прошлого (отдельные сражения и войны).

 

Основные требования к презентации:

 

Наличие внешнего оформления:

 - титульный лист с исходными данными студента;

 - объём не менее 15 слайдов;

 - основное содержание;

 - список используемой литературы или ссылка на сайт.


В зависимости от выбранной номинации основное содержание работы может включать следующие пункты:

Выдающиеся деятели эпохи

а) краткие сведения о происхождении;

б) даты правления;

в) основная политика;

г) историческое значение деятельности.

События, которые перевернули мир

а) хронологические рамки события;

б) определение;

в) содержание;

г) историческое значение.

Знаменитые битвы прошлого

а) дата или хронологические рамки;

б) стороны битвы;

в) карты и схемы, включая краткое описание события;

г) историческое значение.


Очный этап конкурса проводится в форме публичной защиты творческой работы, где автор представляет устный доклад о состоянии знаний в области выполненной им работы. Регламент доклада 7 – минут; вопросы 3 – минуты. Оценку доклада проводит комиссия, в которую входят специалисты в соответствующей области - преподаватели истории и обществознания, информатики, географии.


Победители и призёры Конкурса награждаются грамотами установленного образца и поощряются досрочным выставлением зачёта по предмету, возможны денежные премии.

 

Очный этап.

 

I. Демонстрация презентаций.

При демонстрации учитывается хронология событий и обязательное словесное сопровождение, излагающее основное содержание презентации. В завершение слушателям предлагаются вопросы к презентации для закрепления знаний по изложенной теме. Ответы болельщиков – бонус автору презентации (по принципу max и min)


Критерии к оцениванию ответов на тесты:

 - 1 ответ – 2 балла;

 - 2 ответа – 3 балла;

 - 3 ответа – 4 балла;

 - 4 ответа 5 баллов;


Баллы по всем тестам суммируются и выставляется средний балл


Критерии оценки для жюри:

 - Соответствие требованиям – 5 - 10 баллов;

 - Историческое содержание - 15 - 30 баллов;

 - Правильность и чёткость комментариев  – 7 - 15 баллов;

 - Правильная постановка вопросов – 5 - 10 баллов;

 - Максимум ответов на них – от 1 до 5 баллов;

 - Оформление презентации (иллюстрации, эффекты, читабельность) –10 - 20 баллов;

 - Оригинальность – 5 - 10 баллов.

 

II. Подведение итогов. Награждение победителей.

 

В оценке конкурсантов принимали участие и зрители-студенты. Они тоже могли выказать поддержку одному из участников, голосуя за них на специальном бюллетене (голос может быть отдан только за 1 участника).


Предложенная методика может быть использована на повторительно-обобщающих уроках, как в среднеспециальном учебном заведении, так и в школе.

 

Список литературы

  1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», - 2003. 360с.
  2. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО Ч.I. – ОИЦ «Академия», - 2010. 302с.
  3. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы. – ОИЦ «Академия», 2010. 300с.
  4. Загладин Н.В. Всемирная история с древнейших времён до конца XIX в. 10 класс. «Русское слово», 2001. 330с.
  5. История.Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.-на-Д., 2010. 480с.
  6. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времён до конца XVII в. «Дрофа», 2001. 400с.
  7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10-11 классы. «Дрофа», 2001. 430с.

Фото к мероприятию


Слово предоставляется участникам


Зрители не бездействовали


Жюри выносит вердикт


Анкета для независимого жюри



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*