Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сохранение психологического здоровья обучающихся в условиях СПО

07.12.2021 441 681
Ионина Светлана Анатольевна
Ионина Светлана Анатольевна, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Составной частью жизни человека является его рабочая среда. Значительную часть своего времени студенты проводят в колледже, и их профессиональное становление происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды, от чего зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.

Основная задача СПО - в рамках учебного процесса создать условия для сохранения здоровья обучающихся.

Колледж по своей сути является учреждением образовательным, а не лечебным. Решение задач, направленных на укрепление, улучшение состояния здоровья студентов, а также привития навыков здорового образа жизни, можно обеспечить, лишь сформировав единое здоровьесберегающее пространство, а для этого нужно организовать образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.

Здоровье студентов на современном этапе развития общества

Стрессогенность ситуации жизни взрослых, их преимущественная занятость работой приводит к поступательному росту числа психологических, психических и физических нарушений у детей и подростков.

Также способствуют этому громадные нагрузки, ложащиеся на ребёнка вследствие раннего обучения дошкольников и интенсивного - школьников. И как важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на российское детство, необходимо выделить нестабильность: экономическую, политическую, ценностную.

Следующее, на чём необходимо остановиться, это возрастающий информационный поток, в котором находятся современные обучающиеся. Сегодня встаёт новая проблема - выживание в условиях современной, насыщенной информацией цивилизации. Такое выживание качественно своеобразно и, более того, уникально для истории человеческого рода, поэтому требует глубокого осмысления и выработки соответствующей помощи хрупкой душе молодого человека.

Что такое психологическое здоровье?

Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. И действительно, мы видим рост заболеваемости у разных категорий населения и в различных возрастных группах. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях не только сохранить здоровье и душевный комфорт, но и пребывать в активной созидательной позиции?

Однако при всей значимости психологического здоровья, необходимости его для здоровой, успешной и счастливой жизни, оно чаще всего остаётся без внимания. В современных условиях принято акцентировать лишь проблему сохранения физического здоровья, но психологическое здоровье - необходимое условие полноценного функционирования и развития человека.

Ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, - это гармония как человека с самим собой, так и между человеком и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

И если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т.п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.

Оптимальные условия развития психологического здоровья

Каковы же оптимальные условия развития психологического здоровья?

- Наличие в жизни студента трудных ситуаций, вызывающих напряжение, является одним из важнейших педагогических условий психологического здоровья. Они способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию.

- Наличие у обучающихся в целом положительного фона настроения.

На психоэмоциональное состояние человека воздействует также окружающее его пространство, которое всегда имеет определённый чувственный тон.

Остановимся подробнее на последнем факторе, а именно, на характере воздействия на человека окружающего пространства.

Воздействие интерьера на человека

Растения

Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека. Она лучше, чем что-либо обогащает психику человека, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Восприятие красоты природы имеет огромное значение и для нравственного воспитания, а также расширению умственного кругозора у студентов. Опубликованы результаты исследования, где ученые сравнили успеваемость и активность детей в двух классах, один из которых был украшен комнатными растениями, а в другом их не было совсем. Лучшие результаты оказались у учеников в "зеленом" классе. Поэтому специалисты советуют родителям, преподавателям помещать в окружении письменного стола учащегося комнатные растения.

Также известно, что если в помещении высаживать определённые виды растений, то можно существенно снизить уровень заболеваемости.

Стресс и шум

Внезапный звук, будь то, сигнал будильника, школьный звонок или грохот упавшего предмета, аналогичен стрессовой ситуации, и подобно любым другим стрессовым ситуациям он запускает защитные механизмы организма. Так сложилось испокон веков, громкий звук часто предвещал плохие новости.

Даже повседневный шум движущихся автомобилей может причинить вред здоровью и благополучию обучающихся. Исследования показывают, что хронический шум низкого уровня от автомобильного движения повышает уровень гормонов стресса у детей и подростков, а также их кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Даже низкоуровневый шум может вызвать стресс, он вызывает симптомы тревоги и нервозности.

Музыка

Музыка может повысить общее самочувствие и внимательность, создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга, также она может снизить мышечное напряжение и повысить подвижность и координацию тела. Музыка, которая звучит в течение десяти—пятнадцати минут, помогает сознанию обрести четкость и повысит уровень умственной организации.
Музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление. Ритм сердечных сокращений можно регулировать с помощью звуков и музыки. Сердцебиение реагирует на частоту, ритм и громкость, которые могут ускорять или замедлять сердечные ритмы. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Все это, конечно, в разумных пределах. Как и с ритмом дыхания, более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самоисцеляться.

Цвет

Психологическое воздействие интерьера в большей степени определяется цветом. Пребывание в определённой цветовой гамме незримо руководит нашими эмоциями и поступками.

Цвет производит мощный психофизиологический эффект. Как показали эксперименты, мрачная окраска помещения, по сравнению со светлой, увеличивает случаи близорукости и дальнозоркости с 23% до 53%, других недостатков зрения - с 4% до 39%, болезней желудочно-кишечного тракта - с 40% до 71%, перехода различных болезней в хроническую форму-с 51% до 75%.

Правильно выбранный цвет создаст у человека ощущение гармонии. Неудачно подобранная комбинация вызовет дискомфорт, усталость, протест.

Задача колористики (науки о восприятии цвета)учебных помещений - создать такую цветовую среду, которая способствовала бы эффективности обучения и обеспечивала бы здоровье учащихся и учителей.

Восприятие цвета

Все цвета можно условно разделить на 2 группы: теплые (от желтого до красно-фиолетового) и холодные (от фиолетового до желто-зеленого). Помещения, окрашенные в теплые цвета, выглядят гостеприимными, но меньшими по размеру. Цвета холодной гаммы называются удаляющими, т.к. помещение становится более просторным и холодным на вид.

Красный цвет - наиболее активный, создающий ощущение тепла

Синий цвет - спокойствия и умиротворения

Желтый цвет является очень насыщенным и интенсивным.

Учёные-физиологи своими экспериментами пришли к выводу о восприятии человеком цвета на психофизиологическом уровне, на уровне подсознания. Происходит это мгновенно и помимо нашей воли. В передаваемых цветом ощущениях скрыты природные ассоциации, заложенные в нашем сознании почти на генетическом уровне - так называемая «память предков»

Интерьер колледжа глазами студентов

Среди студентов колледжа  было проведено анкетирование с целью изучения их отношения к изменениям, происходящим в интерьере. В опросе участвовало 119 человек, обучающихся на 2 и 3 курсах специальностей «Фармация», «Лечебное дело».

Получены следующие результаты.

На вопрос: «Нравятся ли тебе изменения в интерьере колледжа? Почему?» ответили «Да» - 95% студентов. Своё положительное отношение они объясняют так:

1) «В колледже стало уютно, красиво», - считают 40% респондентов и приводят такие аргументы:

- «Приходя в колледж, я вижу такой же уют, как и дома»;

- «...хорошо, что убрали стены как в больнице»;

- «Каждый раз, когда прихожу в колледж и вижу эту красоту, то сразу ощущаю домашний уют, хорошую тёплую, добрую обстановку» и др.

2) «Приятно ходить в колледж и находиться в нем» - это мнение 28% опрошенных:

- «Мне приятно ходить в такую красивое учебное заведение»;

- «Стало больше желания ходить в колледж»;

- «.. .в колледже приятно оставаться и вне плана».

3) «Вся обстановка создаёт положительный настрой па работу», - так считают 25% студентов:

- «Хочется зайти в новый кабинет и учиться в нём с большим удовольствием»; -- « В такой атмосфере улучшатся и результаты учёбы...»;

- «В колледже стало чище и светлее, и «гадить» или плохо учиться неохота, а хочется быть лучше».

4) «Улучшается настроение», - заметили 18% обучающихся.

- «...становится веселее на душе»;

- «В колледже всегда хорошее настроение»;

- «Обстановка улучшается - настроение повышается»;

- «.. .стало больше позитива».

5) « Стало комфортно, удобно,- это забота о нашем здоровье», - утверждают 23% студентов.

- «В колледже стало намного спокойнее»;

- «Удобно сидеть за новыми партами»;

- « Мы почувствовали заботу о себе».

6) «Горжусь, что учусь в нашем колледже», - отметили студенты:

- «Колледж становится уникальным, появляется гордость, что я здесь учусь»;

- «...появляется чувство долга сохранять эту красоту и уют».

5% студентов ответили «Нет» или «Не совсем нравится»: «больше привыкла к старому»; «больше нравится старый туалет, т.к. он «советский»; «Бежевый цвет, конечно, красивый, но очень маркий».

Абсолютному большинству обучающихся интерьер дарит ощущение тепла и радости, улучшает настроение, что, как известно, способствует решению трудных ситуаций. Студенты чувствуют себя психологически комфортно. Интерьер повышает и мотивацию учебной деятельности.

Красота, окружающая обучающихся, способствует их самовоспитанию: вызывает чувство собственного достоинства и самоуважения, пробуждает в них потребность быть лучше.

2 вопрос: «В каком кабинете и почему ты чувствуешь себя комфортно?»

- 44% студентов назвали кабинеты №209, 104 и №309, потому что «...здесь красивый дизайн», «...много пространства, спокойные цвета, удобные мягкие стулья»)

- также студенты отметили свои «родные» кабинеты (кабинеты группы): «Много воспоминаний», «...в нём в основном происходит хорошее»;

- студентам комфортно в кабинетах, где «особая рабочая атмосфера» (№401), «уютно; красивые шторы, цвет благоприятно действуют на внутреннее состояние»(№410); «в нём удобно работать, хорошая доска», «нет страха и напряжения» (№409); «здесь всегда чисто»(№402), «благоприятная атмосфера».

Студентам комфортно в тех кабинетах, интерьер которых соответствует психофизиологическим нормам восприятия.

Обучающиеся исключительно чувствительны к эмоциональному состоянию преподавателятеля. Это важнейший фактор профилактики эмоционального напряжения студентов.

3 вопрос: «Какие цвета ты предложил бы использовать в дизайне интерьера колледжа?» От студентов поступили такие предложения:

-светлые тона; -зелёный цвет; -пастельные цвета;

-солнечные (оранжевый, жёлтый, зелёный): «...только чтобы глаза не резало!»;

-цвет дерева (отдаёт теплом);

-голубой;

-зелёно-голубой.

Что символизируют эти цвета? Что кроется за таким выбором студентов? Каковы причины их предпочтений?

Светлые тона соответствуют рождению, молодости, силе; тёмные обладают угнетающим действием.

Пастельные цвета успокаивают, подходят практически всем, обеспечивают мягкое, тонизирующее состояние радости и работоспособности. Пастельный от жёлтого к бежевому -«примиряющий» и комфортный цвет.

Интенсивные цвета более жёстко действуют на психику, чем пастельные, имеют агрессивное воздействие.

Тёплые цвета в интерьере создают уют и комфортно. Мягкий тёплый цвет тонизирует, в такой обстановке лучше думается. Он оказывает стимулирующее воздействие на вялых, неактивных студентов и нежелательны для легко возбудимого человека.

Зелёные тона всегда спокойны, расслабляют, снимают усталость, - это цвет отдыха.

Жёлтый цвет - солнечный и лёгкий. Он создаёт оптимистическое, бодрое настроение и прекрасно сочетается в интерьере с любыми другими цветами, При этом тёплые солнечные оттенки никогда не несут в себе отрицательного заряда, влияющего на эмоциональное состояние человека.

Оранжевый цвет - тепло и свет. Светлый, приглушённый оранжевый тон придаёт интерьеру уют и тепло, особенно в комнате с окнами на север.

Голубой - это цвет высокого неба, простора и покоя. Он позволяет сосредоточиться. Мягкие тона голубого и синего успокаивают, расширяют тесное пространство и создают «прохладу» в жаркой комнате.

Удивительно, насколько студенты чувствительны к цвету! Они, сами того не подозревая, подтвердили выводы учёных-физиологов о восприятии человеком цвета на психофизиологическом уровне, на уровне подсознания. Происходит это мгновенно и помимо нашей воли. В передаваемых цветом ощущениях скрыты природные ассоциации, заложенные в нашем сознании почти на генетическом уровне - так называемая «память предков».

Исследования цветопредпочтения  подтвердили выводы учёных о том, что:

 1) Восприятие цвета происходит на психофизиологическом уровне;

2) «Психофизиологическое влияние цвета отражается на эмоциональном состоянии человека и изменяет параметры работы организма, - отсюда цвет может быть источником заболеваний, стимулятором и средством лечения»

( Воробьёв Г.Г.)

Студенты выбрали цвета, наиболее благотворно влияющие на человека.

Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон цветов, имеющих оптимальный психофизиологический эффект. Это зелёные, жёлто-зелёные и зелёно-голубые цвета.

Профилактика эмоционального напряжения требует учёта воздействия цвета на человека.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующее заключение:

  1. Психическое и физическое состояние человека определяется и визуальной средой.
  2. Психофизиологическое влияние цвета и других элементов интерьера отражается на эмоциональном состоянии человека.
  3. Правильно выбранный интерьер учебного заведения создаёт у обучающегося ощущение радости, гармонии, психологического комфорта.
  4. Благоприятные психофизиологические условия интерьера повышают мотивацию учебной деятельности студентов.
  5. Благотворное воздействие интерьера колледжа заключается и в том, что красота окружающей среды способствует самовоспитанию молодых людей: развивает чувство собственного достоинства и самоуважения, пробуждает потребность быть лучше.
  6. Восприятие цвета происходит на психофизиологическом уровне: студенты предложили для дизайна интерьера школы цвета, наиболее благоприятно влияющие на психику человека.
  7. В результате исследования цветопредпочтения обучающихся студентов установлен диапазон цветов, имеющих оптимальный психофизиологический эффект. Это зелёные, жёлто-зелёные и зелёно-голубые цвета.
  8. Профилактика эмоционального напряжения требует учёта воздействия цвета и природно-декоративных элементов интерьера на человека.

Заключение

Facilitate – это слово происходит от английского, что означает «создавать благоприятные условия». Для оптимизации обучения, новых открытий, естественного развития интереса, нравственного и эстетического воспитания, а также для улучшения состояния здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни в ГБ ПОУ «Миасский медицинский колледж» реализуется программа по созданию комфортного психоэмоционального пространства. Так, у нашего колледжа появился определенный стиль учебного заведения. Это первые шаги, но они  дают положительные результаты, так как визуальная среда учебных помещений создает благоприятные условия для развития, воспитания и сохранения психологического здоровья студентов.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Сохранение психологического здоровья обучающихся в условиях СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*