Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСоставной частью жизни человека является его рабочая среда. Значительную часть своего времени студенты проводят в колледже, и их профессиональное становление происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды, от чего зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.
Основная задача СПО - в рамках учебного процесса создать условия для сохранения здоровья обучающихся.
Колледж по своей сути является учреждением образовательным, а не лечебным. Решение задач, направленных на укрепление, улучшение состояния здоровья студентов, а также привития навыков здорового образа жизни, можно обеспечить, лишь сформировав единое здоровьесберегающее пространство, а для этого нужно организовать образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
Здоровье студентов на современном этапе развития общества
Стрессогенность ситуации жизни взрослых, их преимущественная занятость работой приводит к поступательному росту числа психологических, психических и физических нарушений у детей и подростков.
Также способствуют этому громадные нагрузки, ложащиеся на ребёнка вследствие раннего обучения дошкольников и интенсивного - школьников. И как важнейший фактор, неблагоприятно влияющий на российское детство, необходимо выделить нестабильность: экономическую, политическую, ценностную.
Следующее, на чём необходимо остановиться, это возрастающий информационный поток, в котором находятся современные обучающиеся. Сегодня встаёт новая проблема - выживание в условиях современной, насыщенной информацией цивилизации. Такое выживание качественно своеобразно и, более того, уникально для истории человеческого рода, поэтому требует глубокого осмысления и выработки соответствующей помощи хрупкой душе молодого человека.
Что такое психологическое здоровье?
Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. И действительно, мы видим рост заболеваемости у разных категорий населения и в различных возрастных группах. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях не только сохранить здоровье и душевный комфорт, но и пребывать в активной созидательной позиции?
Однако при всей значимости психологического здоровья, необходимости его для здоровой, успешной и счастливой жизни, оно чаще всего остаётся без внимания. В современных условиях принято акцентировать лишь проблему сохранения физического здоровья, но психологическое здоровье - необходимое условие полноценного функционирования и развития человека.
Ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, - это гармония как человека с самим собой, так и между человеком и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.
И если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т.п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.
Оптимальные условия развития психологического здоровья
Каковы же оптимальные условия развития психологического здоровья?
- Наличие в жизни студента трудных ситуаций, вызывающих напряжение, является одним из важнейших педагогических условий психологического здоровья. Они способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию.
- Наличие у обучающихся в целом положительного фона настроения.
На психоэмоциональное состояние человека воздействует также окружающее его пространство, которое всегда имеет определённый чувственный тон.
Остановимся подробнее на последнем факторе, а именно, на характере воздействия на человека окружающего пространства.
Воздействие интерьера на человека
Растения
Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека. Она лучше, чем что-либо обогащает психику человека, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Восприятие красоты природы имеет огромное значение и для нравственного воспитания, а также расширению умственного кругозора у студентов. Опубликованы результаты исследования, где ученые сравнили успеваемость и активность детей в двух классах, один из которых был украшен комнатными растениями, а в другом их не было совсем. Лучшие результаты оказались у учеников в "зеленом" классе. Поэтому специалисты советуют родителям, преподавателям помещать в окружении письменного стола учащегося комнатные растения.
Также известно, что если в помещении высаживать определённые виды растений, то можно существенно снизить уровень заболеваемости.
Внезапный звук, будь то, сигнал будильника, школьный звонок или грохот упавшего предмета, аналогичен стрессовой ситуации, и подобно любым другим стрессовым ситуациям он запускает защитные механизмы организма. Так сложилось испокон веков, громкий звук часто предвещал плохие новости.
Даже повседневный шум движущихся автомобилей может причинить вред здоровью и благополучию обучающихся. Исследования показывают, что хронический шум низкого уровня от автомобильного движения повышает уровень гормонов стресса у детей и подростков, а также их кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Даже низкоуровневый шум может вызвать стресс, он вызывает симптомы тревоги и нервозности.
Музыка может повысить общее самочувствие и внимательность, создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга, также она может снизить мышечное напряжение и повысить подвижность и координацию тела. Музыка, которая звучит в течение десяти—пятнадцати минут, помогает сознанию обрести четкость и повысит уровень умственной организации.
Музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление. Ритм сердечных сокращений можно регулировать с помощью звуков и музыки. Сердцебиение реагирует на частоту, ритм и громкость, которые могут ускорять или замедлять сердечные ритмы. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Все это, конечно, в разумных пределах. Как и с ритмом дыхания, более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самоисцеляться.
Цвет
Психологическое воздействие интерьера в большей степени определяется цветом. Пребывание в определённой цветовой гамме незримо руководит нашими эмоциями и поступками.
Цвет производит мощный психофизиологический эффект. Как показали эксперименты, мрачная окраска помещения, по сравнению со светлой, увеличивает случаи близорукости и дальнозоркости с 23% до 53%, других недостатков зрения - с 4% до 39%, болезней желудочно-кишечного тракта - с 40% до 71%, перехода различных болезней в хроническую форму-с 51% до 75%.
Правильно выбранный цвет создаст у человека ощущение гармонии. Неудачно подобранная комбинация вызовет дискомфорт, усталость, протест.
Задача колористики (науки о восприятии цвета)учебных помещений - создать такую цветовую среду, которая способствовала бы эффективности обучения и обеспечивала бы здоровье учащихся и учителей.
Восприятие цвета
Все цвета можно условно разделить на 2 группы: теплые (от желтого до красно-фиолетового) и холодные (от фиолетового до желто-зеленого). Помещения, окрашенные в теплые цвета, выглядят гостеприимными, но меньшими по размеру. Цвета холодной гаммы называются удаляющими, т.к. помещение становится более просторным и холодным на вид.
Красный цвет - наиболее активный, создающий ощущение тепла
Синий цвет - спокойствия и умиротворения
Желтый цвет является очень насыщенным и интенсивным.
Учёные-физиологи своими экспериментами пришли к выводу о восприятии человеком цвета на психофизиологическом уровне, на уровне подсознания. Происходит это мгновенно и помимо нашей воли. В передаваемых цветом ощущениях скрыты природные ассоциации, заложенные в нашем сознании почти на генетическом уровне - так называемая «память предков»
Интерьер колледжа глазами студентов
Среди студентов колледжа было проведено анкетирование с целью изучения их отношения к изменениям, происходящим в интерьере. В опросе участвовало 119 человек, обучающихся на 2 и 3 курсах специальностей «Фармация», «Лечебное дело».
Получены следующие результаты.
На вопрос: «Нравятся ли тебе изменения в интерьере колледжа? Почему?» ответили «Да» - 95% студентов. Своё положительное отношение они объясняют так:
1) «В колледже стало уютно, красиво», - считают 40% респондентов и приводят такие аргументы:
- «Приходя в колледж, я вижу такой же уют, как и дома»;
- «...хорошо, что убрали стены как в больнице»;
- «Каждый раз, когда прихожу в колледж и вижу эту красоту, то сразу ощущаю домашний уют, хорошую тёплую, добрую обстановку» и др.
2) «Приятно ходить в колледж и находиться в нем» - это мнение 28% опрошенных:
- «Мне приятно ходить в такую красивое учебное заведение»;
- «Стало больше желания ходить в колледж»;
- «.. .в колледже приятно оставаться и вне плана».
3) «Вся обстановка создаёт положительный настрой па работу», - так считают 25% студентов:
- «Хочется зайти в новый кабинет и учиться в нём с большим удовольствием»; -- « В такой атмосфере улучшатся и результаты учёбы...»;
- «В колледже стало чище и светлее, и «гадить» или плохо учиться неохота, а хочется быть лучше».
4) «Улучшается настроение», - заметили 18% обучающихся.
- «...становится веселее на душе»;
- «В колледже всегда хорошее настроение»;
- «Обстановка улучшается - настроение повышается»;
- «.. .стало больше позитива».
5) « Стало комфортно, удобно,- это забота о нашем здоровье», - утверждают 23% студентов.
- «В колледже стало намного спокойнее»;
- «Удобно сидеть за новыми партами»;
- « Мы почувствовали заботу о себе».
6) «Горжусь, что учусь в нашем колледже», - отметили студенты:
- «Колледж становится уникальным, появляется гордость, что я здесь учусь»;
- «...появляется чувство долга сохранять эту красоту и уют».
5% студентов ответили «Нет» или «Не совсем нравится»: «больше привыкла к старому»; «больше нравится старый туалет, т.к. он «советский»; «Бежевый цвет, конечно, красивый, но очень маркий».
Абсолютному большинству обучающихся интерьер дарит ощущение тепла и радости, улучшает настроение, что, как известно, способствует решению трудных ситуаций. Студенты чувствуют себя психологически комфортно. Интерьер повышает и мотивацию учебной деятельности.
Красота, окружающая обучающихся, способствует их самовоспитанию: вызывает чувство собственного достоинства и самоуважения, пробуждает в них потребность быть лучше.
2 вопрос: «В каком кабинете и почему ты чувствуешь себя комфортно?»
- 44% студентов назвали кабинеты №209, 104 и №309, потому что «...здесь красивый дизайн», «...много пространства, спокойные цвета, удобные мягкие стулья»)
- также студенты отметили свои «родные» кабинеты (кабинеты группы): «Много воспоминаний», «...в нём в основном происходит хорошее»;
- студентам комфортно в кабинетах, где «особая рабочая атмосфера» (№401), «уютно; красивые шторы, цвет благоприятно действуют на внутреннее состояние»(№410); «в нём удобно работать, хорошая доска», «нет страха и напряжения» (№409); «здесь всегда чисто»(№402), «благоприятная атмосфера».
Студентам комфортно в тех кабинетах, интерьер которых соответствует психофизиологическим нормам восприятия.
Обучающиеся исключительно чувствительны к эмоциональному состоянию преподавателятеля. Это важнейший фактор профилактики эмоционального напряжения студентов.
3 вопрос: «Какие цвета ты предложил бы использовать в дизайне интерьера колледжа?» От студентов поступили такие предложения:
-светлые тона; -зелёный цвет; -пастельные цвета;
-солнечные (оранжевый, жёлтый, зелёный): «...только чтобы глаза не резало!»;
-цвет дерева (отдаёт теплом);
-голубой;
-зелёно-голубой.
Что символизируют эти цвета? Что кроется за таким выбором студентов? Каковы причины их предпочтений?
Светлые тона соответствуют рождению, молодости, силе; тёмные обладают угнетающим действием.
Пастельные цвета успокаивают, подходят практически всем, обеспечивают мягкое, тонизирующее состояние радости и работоспособности. Пастельный от жёлтого к бежевому -«примиряющий» и комфортный цвет.
Интенсивные цвета более жёстко действуют на психику, чем пастельные, имеют агрессивное воздействие.
Тёплые цвета в интерьере создают уют и комфортно. Мягкий тёплый цвет тонизирует, в такой обстановке лучше думается. Он оказывает стимулирующее воздействие на вялых, неактивных студентов и нежелательны для легко возбудимого человека.
Зелёные тона всегда спокойны, расслабляют, снимают усталость, - это цвет отдыха.
Жёлтый цвет - солнечный и лёгкий. Он создаёт оптимистическое, бодрое настроение и прекрасно сочетается в интерьере с любыми другими цветами, При этом тёплые солнечные оттенки никогда не несут в себе отрицательного заряда, влияющего на эмоциональное состояние человека.
Оранжевый цвет - тепло и свет. Светлый, приглушённый оранжевый тон придаёт интерьеру уют и тепло, особенно в комнате с окнами на север.
Голубой - это цвет высокого неба, простора и покоя. Он позволяет сосредоточиться. Мягкие тона голубого и синего успокаивают, расширяют тесное пространство и создают «прохладу» в жаркой комнате.
Удивительно, насколько студенты чувствительны к цвету! Они, сами того не подозревая, подтвердили выводы учёных-физиологов о восприятии человеком цвета на психофизиологическом уровне, на уровне подсознания. Происходит это мгновенно и помимо нашей воли. В передаваемых цветом ощущениях скрыты природные ассоциации, заложенные в нашем сознании почти на генетическом уровне - так называемая «память предков».
Исследования цветопредпочтения подтвердили выводы учёных о том, что:
1) Восприятие цвета происходит на психофизиологическом уровне;
2) «Психофизиологическое влияние цвета отражается на эмоциональном состоянии человека и изменяет параметры работы организма, - отсюда цвет может быть источником заболеваний, стимулятором и средством лечения»
( Воробьёв Г.Г.)
Студенты выбрали цвета, наиболее благотворно влияющие на человека.
Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон цветов, имеющих оптимальный психофизиологический эффект. Это зелёные, жёлто-зелёные и зелёно-голубые цвета.
Профилактика эмоционального напряжения требует учёта воздействия цвета на человека.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующее заключение:
Заключение
Facilitate – это слово происходит от английского, что означает «создавать благоприятные условия». Для оптимизации обучения, новых открытий, естественного развития интереса, нравственного и эстетического воспитания, а также для улучшения состояния здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни в ГБ ПОУ «Миасский медицинский колледж» реализуется программа по созданию комфортного психоэмоционального пространства. Так, у нашего колледжа появился определенный стиль учебного заведения. Это первые шаги, но они дают положительные результаты, так как визуальная среда учебных помещений создает благоприятные условия для развития, воспитания и сохранения психологического здоровья студентов.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Сохранение психологического здоровья обучающихся в условиях СПО
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.