Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

От модели профессиональной деятельности - к высокому профессионализму

10.02.2014 785 1712
Булычева Марина Вениаминовна
Булычева Марина Вениаминовна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Современные требования к профессии архитектор диктуют поиск путей эффективного развития будущих архитекторов еще на этапе обучения и включения их в общий процесс профессиональной архитектурной деятельности.

 

Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций будущего архитектора, установленных новым образовательным стандартом и требованиями времени, опираются на новые программы обучения, которые не могут в полной мере обеспечить ожидаемый рынком труда результат.

 

Процесс профессиональной деятельности архитектора сложен и многокомпонентен. Он включает в себя ряд взаимосвязанных этапов, различных видов деятельности, направленных на получение желаемого результата. В их числе - взаимодействие с заказчиком, анализ реальной ситуации проектирования, представление проектов и конкурсный отбор, возможность диалога в рамках профессионального сообщества. Процесс учебного проектирования ограничен в реализации перечисленных видов деятельности, что затрудняет профессиональную адаптацию молодых архитекторов в будущем. Об этой проблеме говорят ведущие специалисты в области архитектурного образования: «Сегодня крайне не хватает механизмов адаптации студентов к практической деятельности», - слова Елены Баженовой, заместителяпредседателя совета по архитектурному образованию и аттестации Союзаархитекторов России акцентируют внимание на актуальной проблеме современного  архитектурного образования.

 

Одним из механизмов адаптации будущих архитекторов к профессиональной деятельности является созданная на архитектурном отделении модель реальной профессиональной деятельности архитектора. Данная модель прошла на нашем отделении апробацию временем и считается нами жизнеспособной, несмотря на то и / или благодаря чему, что некоторые ее компоненты имеют уже десятилетний стаж.

 

Основным жизнеобеспечивающим механизмом существующей модели является наше тесное взаимодействие с социальными партнерами, которые являются заказчиками проектов. Таким образом, в учебном проектировании появляется реальный заказчик, а, следовательно, процесс учебного проектирования приближается к реальному. Отметим, что количество заказов, их статус растут год от года, подчеркивая, в том числе, эффективность действующей модели. Сегодня нашими надежными партнерами являются: Администрация города Новокузнецка, муниципальные организации, такие как МЛПУ «Детская городская клиническая больница №4», ИАМ «Кузнецкая крепость», МАОУ ДОД «ДЮЦ «Орион», представители частного бизнеса: ЗАО «Кузбасская ярмарка», ЗАО «Русский Дом», ЗАО «Запсиблифт» и др. На нашем счету разработка дизайн-проектов  многих ответственных городских площадок: благоустройство территории сквера по улице Зыряновская, примыкающей к Храму Рождества Христова; благоустройство выставочной площадки ул. Староостровская,  1 Заводского района, разработка интерьеров выставочных павильонов и административных помещений ЗАО «Кузбасская ярмарка»; а частью работы по проектированию интерьеров онкогематологического  отделенияМЛПУ «Детская городская клиническая больница №4» стала волонтерская акция по росписи интерьера больницы.

 

Другая важная часть социального партнерства – это тесное взаимодействие с представителями профессионального архитектурного сообщества – руководителями и специалистами ведущих архитектурных мастерских города, которые стали опорой и поддержкой нашего конкурсного движения, с готовностью принимая участие в подготовке и оценке студенческих проектов. Опыт участия студентов в профессиональных конкурсах трудно переоценить. Это мощный инструмент профессиональной рефлексии и профессионального роста. На протяжении многих лет преподаватели архитектурного отделения работают со студентами по подготовке проектов к конкурсам разного уровня – от городских до международных. Именно здесь студенты получают  необходимый опыт представления проектов, их защиты и оценки со стороны профессионального сообщества и заказчика.

 

Необходимость профессионального диалога объединяет архитекторов в профессиональные сообщества от международного до местного уровня. Понимая ценность этой формы взаимодействия, в 2010 году на архитектурном отделении было создано Молодежное Творческое Сообщество,в основе которого лежат общие интересы, желание расти и развиваться в рамках выбранной профессии. Сообщество объединяет студентов-архитекторов и преподавателей нашего отделения, а также заинтересованных лиц в целях обучения, развития контактов, участия в проектах, создания банка данных, проведения семинаров, конференций, творческих вечеров, выставок и т.д. Работа Сообщества отмечена проведением различных мероприятий. В их числе волонтерская работа по возведению снежных фигур, проведение фотоконкурса для студентов-архитекторов «Кузбасс. Зимний портрет», создание коллекций архитектурных и этнических костюмов и др.

 

В этом году под эгидой Сообщества совместно с САР (Новокузнецкое отделение) студентами и преподавателями начата работа по сбору и анализу информации об архитектурной истории родного города, приуроченного к 400-летию его основания. Эта работа станет одним из этапов  реализации социального проекта «Общественное пространство как инструмент развития», идея которого и появилась в связи с приближением столь значительной даты.

 

До юбилея города осталось 5 лет, в течение которых планируется провести масштабное изучение общественного пространства городской среды Новокузнецка, найти территории, которые необходимо благоустроить. Предварительным этапом станет сбор информации об истории города, его культурных традициях, о людях и событиях, оставивших след в его биографии.

 

На основе собранного материала в течение 3-х лет в процессе учебного проектирования будут разработаны проекты благоустройства городских территорий и малые архитектурные формы. В результате конкурсного отбора сформируется  каталог студенческих проектов «Взгляд молодых. Штрихи к городскому портрету», посвященный 400-летию со дня основания города. Включение молодежи в работу по преобразованию общественного пространства города еще на стадии обучения создаст благоприятные условия для повышения мотивации по освоению профессии, развития личности будущего специалиста, откроет широкие возможности для его продуктивной самореализации.

 

Таким образом, на архитектурном отделении стала уже «традиционной» модель профессиональной деятельности архитектора, которая включает в себя выполнение учебных проектов на реальной основе, широкую конкурсную деятельность и работу Молодежного Творческого Сообщества.

 

Опыт показал, что реализуемая нами в течение нескольких лет работа открывает дополнительные возможности для формирования и развития общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. В учебном проектировании появляются дополнительные возможности «пройти» через реальный профессиональный процесс. А реализация социальных проектов поднимает на новый уровень развитие инициативности, ответственности, понимание социальной значимости выбранной профессии и формирование гражданской позиции.

 

Предлагаемый комплексный подход позволяет, с одной стороны, обеспечить возможность самостоятельной деятельности студентов, реализации творческого потенциала, профессионального и личностного роста. А, с другой, создать условия для поддержки талантливой молодежи, ее профессионального продвижения и укрепления ее профессионального статуса.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*