Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Информационно-образовательная среда как средство развития образовательного учреждения и повышения качества подготовки специалистов СПО

30.11.2021 407 642
Четина Елена Анатольевна
Четина Елена Анатольевна, преподаватель

Екатеринбургский торгово - экономический техникум

Информация в широком смысле это фактор производства, один из фундаментальных ресурсов управления любой экономической системой. Не даром говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром. При рассмотрении этого понятия следует выделить 3 фазы: поиск, обработку и распределение информации, который должны быть ориентированны на конкретное пространство. Анализ информационной потребности и поиск возможных решений по ее удовлетворению составляют одну из задач информационно образовательной среды.

Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени  соответствовать социальным ожиданиям. Прежняя система образования , Многие десятилетия готовила для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами его усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся.

Необходимым потенциалом обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучающихся, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов.

Информационно образовательная среда включает в себя 2 составляющие: субъект и объект образовательного процесса. Субъект – обучаемые и преподаватели. Объект – средства обучения и инструменты учебной деятельности, методики, материальная база, область управления образовательным процессом. Объекты это те носители информации и учебные действия, которые, будучи усвоены и преобразованы сознанием субъектов, превращаются в процессе учебной деятельности в качества личности – мировоззрение, систему ценностей, убеждений и компетенций.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так к числу источников учебной информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно- справочные системы, электронные учебники, ресурсы Интернета. Ключевым компонентом в этой системе является компьютер. Он становится и средствам обработки информации и коммуникации, и обновления знаний, самореализации учащихся. Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль средств обучения.

Использую компьютер преподаватель может выполнять нетворческие , рутинные действия связанные с созданием тестовых заданий , их тиражированием, предъявлением тестов учащимся через локальную сеть, чем обеспечивается высокая оперативность  и продуктивность этого вида работы. Так можно предоставить учащимся не только различные средства диагностики, но и систематизировать, обработать результаты учащихся по отдельным учебным группам для последующей организации дифференцированного, индивидуального обучения с использованием различных электронных образовательных ресурсов. Дальнейшие действия преподаватель связанны с организацией усвоения учебного материала и здесь функции средств обучения, входящих в состав информационно-образовательной среды, весьма разнообразны:

  1. формирование мотивации и готовности к обучению (визуализация учебного материала, имитационные модели проблем в изучаемой области и воссоздание ситуаций мотивационного характера)     
  2. организация учебной деятельности (знания не передаются в готовом виде, а формируются посредствам организации самостоятельных исследований учащихся)

Важнейшим условием повышением качества образования является систематический контроль за ходом учебной деятельности, ее рефлексия и своевременная коррекция. Средства ИКТ обладают достаточно широкими возможностями для этого. Они помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности. При этом компьютер позволяет представлять любое действие в развернутой последовательности операций, показывать его результаты. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средства формирования самооценки и самоконтроля учащихся.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеет не малый потенциал для повышения качества образования. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строится с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой является личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей учащихся.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Информационно-образовательная среда как средство развития образовательного учреждения и повышения качества подготовки специалистов СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*