Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Модель формирования исследовательской компетенции будущих учителей начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС

10.02.2014 1369 3837
Корзенникова О.Г.
Корзенникова О.Г., преподаватель английского языка

Киренский профессионально-педагогический колледж

Проанализировав научную литературу и определив сущностную характеристику понятия исследовательская компетенция (далее: ИК), под которой мы понимаем личностное умение, формирующееся в процессе исследовательской деятельности, направленное на самостоятельное познание неизвестного, решение проблемы и готовность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач, нами была разработана модель формирования ИК у будущих учителей начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС СПО. Формирование исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов следует считать инновационной в условиях модернизации образовательного процесса.


Исследовательская компетенция является составляющей в подготовке профессионала, другими словами является ключевой при формировании профессиональной компетентности.


Исследователи едины во мнении, что формирование исследовательской компетенции будущего педагога осуществляется в условиях системности и непрерывности образовательного процесса (Э.Н.Гусинский, М.К.Кларин, Г.П.Щедровицкий и т.п.), его ориентированности на индивидуальные потенции каждого студента, (Д.К.Дьяченко, Д.А.Данилов, З.С. Никитина и др.), технологичности (Н.В.Кузьмина, М.В.Кларин, Л.М. Митина и др.) и прогнозируемости результата обучения (Н.А. Аминов, Б.С.Гергеунский, В.А.Семиченко и др.)


Проблема развития и формирования исследовательской компетенции и компетентности рассматривалась в аспекте различных теоретических подходов (В.Д.Шадриков и др.) и в ряде диссертационных исследований: Талманова Т. М., рассматривала исследовательскую компетентность в системе непрерывного образования, Борисова З.Н. анализировала исследовательскую компетентность с точки зрения синергетического подхода, Губайдулин А.А. подверг анализу исследовательскую компетентность в условиях проектного обучения.


Мы убеждены, что владея исследовательскими знаниями, умениями и навыками, активно и независимо мысля, умея творчески решать различные задачи, будущий учитель сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающим требованиям современного общества. Особенно, на наш взгляд, это относится к подготовке будущий учителей начальных классов.


Готовность к исследовательской деятельности позволит в дальнейшей профессионально-педагогической работе на научном уровне решать профессионально-образовательные задачи.


Нами были изучены различные модели формирования исследовательской компетенции и комптентности.


Модель - это форма знаний об окружающем мире, информационный эквивалент конструируемого в определенных практических целях объекта. Актуальность создания модели формирования исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов обусловлена переходом среднего профессионального образования на новые ФГОС, сущность которых заключается в формировании общих и профессиональных компетенций. Данная модель встраивается в новую модель выпускника Киренского профессионально-педагогического колледжа, в которой отражены переосмысленные педагогическим коллективом социокультурный, культурный и государственный заказ на удовлетворение современных индивидуальных образовательных потребностей и в основе построения модели лежит понятие ключевые компетенции. Ранее нами было отмечено принадлежность исследовательской компетенции к ключевым компетенциям.


В связи с этим нашему коллективу следует создать в рамках образовательного пространства условия для формирования исследовательской компетенции. Как результат в ряду показателей сформированных ключевых компетенций, и в частности исследовательской мы рассматриваем ценностное отношение к выбранной профессии; стремление к самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию, самореализации; наличие личностной и профессиональной рефлексии; способности с социальному взаимодействию и сотрудничеству; социальная мобильность; инициативность и любознательность; высокую работоспособность; самостоятельность в сфере познавательной  еятельности.


Модель формирования исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов выполняет ориентирующую и координирующую роль и призвана отразить прогнозируемые нами свойства, качества и способности будущих учителей начальных классов, лежащие в основе исследовательской компетенции по отношению к себе как личности и субъекту жизнидеятельности, к социуму и будущей профессии (модель)


Основу построения модели формирования исследовательской компетенции составили:

1. Компетентностный подход, основанный на ряде принципов:

- развитие учебно - профессиональной мотивации, направленности на саморазвитие и самосовершенствование (В.В. Бондарева, О.Е. Лебедев, Хуторской А.В);

- ориентации на самостоятельный выбор студентом в рамках профессии определенной области для более глубокого обучения;

- связь с реальным производством (решение конкретных заданий; исходя из нужд предприятий города);

- использование активных форм и методов обучения;

- активизация научно-исследовательской работы студентов.

2. Системно-деятельностный подход, основанный на ряде идей (А.Н. Выготский, В.В. Гальперин, Д.Б. Леонтьев, П.Я. Эльконин):

- идей системности;

- развитие возможно только через деятельность;

- нацеленность на результат;

- идея целостности, предполагающая взаимосвязь, взаимодействие и интеграцию всех компонентов образовательной системы колледжа.

3. Аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластёнин, В.С. Леднёв) (ключевыми положениями для нас являются):

- профессиональное образование обеспечено развивать ценностное сознание будущего специалиста. Ценностное сознание и самосознание закрепляются в ценностных ориентациях личности;

- опираясь на профессиональные ценностные ориентации, будущий специалист может выстроить модель своей деятельности, которая становится ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании.


Исходя из сущности модели выпускника Киренского профессионально-педагогического колледжа, мы остановились на формировании исследовательской компетенции.


Проанализировав различные классификации ключевых компетенций, мы остановились на идеях И.А.Зимней и поэтому исследовательскую компетенцию мы можем отнести как к компетенциям, относящимся к человеку, как личности, как субъекту жизнедеятельности и к компетентностям, относящимся к деятельности человека.


Проанализировав модель выпускника Киренского профессионально-педагогического колледжа, мы выявили, что выпускника рассматривают с точки зрения разных компонентов: «Я профессионал», «Мир моего Я», «Я в мире людей». Следует отметить, что через все эти компоненты прослеживаются исследовательские знания, умения, навыки.

 

Этапы формирования исследовательской компетенции будущего учителя начальных классов

 

Данная модель формирования исследовательской компетенции у будущих специалистов начального звена реализуется в Киренском профессионально-педагогическом колледже в рамках общей профессиональной образовательной программы (далее: ОПОП), формируемой на основе ФГОС СПО нового поколения и государственного заказа. Формирование исследовательской компетенции, согласно составляющим модели и как было заявлено ранее, осуществляется поэтапно:

Этапы (подготовительный (1-й этап) – ориентирован на активизацию потребности исследовательской деятельности студентов, преодоление стартовой напряжённости); процессуально-деятельностный (преобразования) (2-й этап) – преобразования – характеризуется тем, что замысел приобретает для студентов актуально-поисковый характер самореализации (3-й этап) – ведение исследовательской работы в рамках аудиторной и внеурочной деятельности, происходит сборка частных решений проблемных групп, анализ методик диагностического характера, продолжается работа по теме самообразования (курсовая работа и выпускная квалификационная работа); выездные семинары участников исследования в другие учебные заведения с проведением семинаров и демонстраций выступлений по исследуемой проблеме и т.д.); аналитико-корректировочный (4-й этап) - (предмет рассмотрения  и преобразования - собственная исследовательская деятельность, с точки зрения самого себя).

Изучив и проанализировав ФГОС СПО нового поколения, мы разработали паспорта компетенций, в которые входят компоненты и критерии сформированности исследовательской компетенции.


Алгоритм изучения сформированности исследовательской компетенции будущих учителей начальных классов можно представить следующим образом:

1. определение цели и задачи исследования;

2. подбор показателей и критериев для определения сформированности ИК;

3. выбор методов и методик изучения;

4. подготовка диагностического инструментария;

5. исследование испытуемых;

6. обработка и интерпретация полученных результатов;

7. анализ, оценка и обсуждение результатов исследования.

Цель исследования: определение эффективности разработанной модели формирования исследовательской компетенции у будущих специалистов начального звена во всех проявлениях в условиях целостного образовательного процесса в Киренском профессионально-педагогическом колледже.


В качестве задач диагностического исследования выступают следующие:

1. выявить уровень сформированности исследовательской компетенции студентов профессионально-педагогического колледжа (педагогическое отделение);

2. изучить динамику освоения студентами исследовательской компетенции на разных этапах обучения и в процессе реализации разработанной модели формирования данной компетенции;

3. выяснить степень влияния отдельных педагогических средств (учебный процесс, воспитательный процесс, профессиональная практика, внеурочная деятельность) на личность студента и процессе формирования исследовательской компетенции;

4. определить степень удовлетворенности студентов, педагогов, работодателей образовательным процессом в профессионально-педагогическом колледже и его результатами.

В соответствии с определенными нами задачами использовались следующие методы исследования:

1. сравнение, обобщение полученных данных;

2. анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, решение ситуационных задач.

Для обработки и систематизации диагностических материалов были разработаны показатели и критерии сформированности исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности разрабатываемой модели формирования у будущих специалистов начального звена исследовательской компетенции по отношению к самому себе как личности и субъекту жизнедеятельности, к социуму и к будущей профессии в условиях целостного педагогического процесса.


На основе изучения работ В.Байденко, В.Н. Борисовой, И.А. Зимней, Б.И. Рогова, М.В. Рыжакова, Г.Б. Скока, В.П. Соловьева, Г. Селевко, Л.М. Фридмана А.В. Хуторского и др. была определена следующая система показателей и критериев изучения сформированности исследовательской компетенции у студентов профессионально-педагогического колледжа, приведенная в таблице 1.

Далее возникает необходимость разработки содержательных и технологических аспектов формирования исследовательской компетенции у будущих специалистов начального звена и научно обоснованной системы педагогических и организационно-методических условий успешной реализации этого процесса.

Исходя из сущностной характеристики ИК, которую мы взяли за основу, мы вычленили некий набор, систему личностных качеств, которые выступают критериями сформированности исследовательской компетенции и обеспечивают её успешное решение профессиональных и жизненных проблем в стандартных и нестандартных ситуациях.

Нами были выделены следующие компоненты и критерии сформированности ИК.

1. Мотивационно-ценностный - отражает готовность к проявлению компетенции. Основные критерии - осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности (формируется специально организованные условия - учебные дискуссии, пропедевтические курсы, игровое обучение, модульное обучение) все это формирует у студента активную позицию исследователя. Ценностное отношение к выбранной профессии.

2. Когнитивный компонент(мировоззренческий) - формирует систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании студентов научной картины мира.

3. Содержательный - показывает владение содержанием компетенции, то есть сформированность личностных качеств, образующих интегративную характеристику личности. Критерии: готовность студентов к исследовательской деятельности;

4. Поведенческий компонент- отражает опыт проявления исследовательской компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.

5. Отношенческий компонент - отношение к содержанию исследовательской компетенции. Основной критерий - степень сформированности рефлексивных умений. Рефлексия - это такая специфическая человеческая способность, которая позволяет сделать самого себя предметом рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования.

 

Таблица 1.

Цель, показатели, методы и методики изучения сформированности исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов

 

Этапы формирования ИК

Цель

Показатели

Результаты

(сформированность ОК и ПК по ФГОС СПО-3)

Диагностический материал

Формы, средства, методы и технологии формирования

подготовительный

Ориентирован на активизацию потребности исследовательской деятельности студентов, преодоление стартовой напряжённости

Определение специфики и возможностей учебных предметов и внеучебной деятельности, профессиональной практики и системы воспитания студентов для формирования  ИК у будущих учителей начальных классов; формирование у обучающихся ценностных ориентаций и мотивов по овладению исследовательской компетентно

стью

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования (ПК 10); Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5);

 

Карта наблюдения «Интеллектуальные умения и навыки»;

Изучение стратегий преодоления жизненных и профессиональных проблем (Д. Амирхан);

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); Опросник «Умеете ли, вы, работать с источниками»;

Заполнение рефлексивных листов и карт; разработка и презентация индивидуальных проектов, докладов и др, приёмы работы с литературой (чтение, реферирование, конспектирование, тезирование, рецензирование, аннотирование, цитирование, составление плана и др.); технологии педагогических мастерских; технология портфолио, доклады и сообщения, ролевые игры. Учебные исследования и учебные проекты, рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одногруппниками

преобразование

Замысел приобретает актуально-поисковый характер

Целенаправленное формирование исследовательской компетенции у студентов; реализация исследовательской компетенции будущих специалистов в квазипрофесиональной (в аудиторных условиях), учебно-профессиональной (профессиональная практика) и профессиональной деятельности (начало самостоятельного труда)

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8);

Опросник уровня самораскрытия (С. Джурард, в модификации Н.В. Амяга)

Составление и защита различных видов проектов; учебно-исследовательская работа, предполагающая различные метода исследования; проблемно обучение; метод проб и ошибок; имитационно-деловые игры

самореализация

Анализ проведенных исследований; анализ методик; создание проблемных ситуаций

Защита выпускной квалификационной работа; защита портфолио

Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений, исследовательских работ (ПК 9); Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий (ОК 9)

ü  Решение учебно-профессиональных задач;

ü  Наблюдение за проявлением ИК в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (различных видах деятельности)

Метод кейсов, исследовательские и практико-ориентированные проекты, практические работы поискового и исследовательского характера; написание выпускной квалификационной работы различного типа

Аналитико-корректировочный

предмет рассмотрения  и преобразования - собственная исследовательская деятельность, с точки зрения самого себя

Итоговый анализ и коррекция проявлений исследовательской компетенции в различных видах деятельности

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);

 

Рефлексия возникает тогда, когда имеет место отклонение от образца, когда осознается неудовлетворенность собственной деятельностью или образцом. В этом случае рефлексия приводит к изменению схем деятельности и мысли, а результат рефлексии фиксируется через сравнение исходных схем деятельности и тех схем, которые возникли после процесса рефлексии.

Выявление сущности и структуры исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов дало нам возможность сконструировать модель её формирования у будущих специалистов начального звена в целостном педагогическом процессе


В основу организации модели мы определили следующие принципы:

- Самоценность и уникальность личности обучаемого;

- Соотношение технологии формирования ИК с этапами профессионального становления личности;

- Ориентация профессионального образования на индивидуальный исследовательский опыт студента;

- Интеграции

Данная модель формирования исследовательской компетенции у будущих специалистов начального образования включает в себя и систему критериев, позволяющих выявить уровни владения данным видом компетенции: подражательно-пассивный уровень (слабо выраженная психологическая готовность к самостоятельному познанию, самостоятельная исследовательская деятельность подражательна; активно-поисковый уровень характеризуется достаточной сформированностью у студентов исследовательской деятельности, сформирована необходимая система знаний и умений для осуществления интерпретирующей (эвристической) исследовательской деятельности, осознание логики исследовательских действий; интенсивно-творческий уровень характеризуется высокой степенью сформированности психологической готовности к исследовательской деятельности (ярко выражены мотивы и ценностные ориентации на самостоятельность деятельности), имеется и накапливается опыт самостоятельного творческого исследования (реферат – курсовая работа – выпускная квалификационная работа), наблюдается генерирование своих подходов, своей логики мыслей, своей стратегии решения задач, которое ведет к самосовершенствованию действий и деятельности в целом. Самостоятельная исследовательская деятельность студентов творческого типа. Продуктом данной деятельности можно считать выпускную квалификационную работу студента и портфолио достижений.

Критерии сформированности исследовательской компетенции соответствуют этапам формирования исследовательской компетенции у будущих учителей начальных классов.


Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что данная модель формирования исследовательской компетенции будет эффективной при системной работе коллектива профессионально-педагогического колледжа и мотивированности студентов к исследовательской деятельности.

 

Литература


1. Дюмина Т.Ю., Маньшин М.Е., Махонина А.А. Научно-исследовательская работа магистрантов как средство формирования их профессиональной компетенции /Тарасов Е. Ф. Проблема трансформации содержания общечеловеческих ценностей в современной русской культуре / Дюмина Т.Ю., Маньшин М.Е., Махонина А.А.//Проблемы современной дидактики: теория и практика: материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Белгород, 23 октября, 2013 года); в 3 ч./отв. Редакторы Е.В. Посохина, И.Ф. Исаев, Н.М. Фатьянова. – Белгород: из-во ООО  ГиК, 2013. –Ч.I. с. 234-237.

2. Компетентностный подход как способ достижения качества образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. [Текст] – М., 2003. – 149 с.

3. Черникова А.Е., Степченкова Л.И. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в исследовательской деятельности: библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http//nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01 (дата обращения: 26.09.2013)

4. Федосова И.В., Косыгина В.А. Формирование ключевых компетентностей у будущих специалистов в условиях профессионального обучения: монография /Федосова И.В., Косыгина В.А. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ВСГАО», 2010. – 172 стр.

5. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков //Высшее образование сегодня. – 2004. - №8. – с.27.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*