Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические рекомендации по обучению неподготовленной диалогической речи на уроках английского языка в СПО

02.11.2021 824 1214
Иванова Юлия Александровна
Иванова Юлия Александровна, преподаватель

Училище олимпийского резерва им. Дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева

Практическая цель изучения иностранного языка, согласно программе обучения, заключается в овладении студентами общения на иностранном языке. Владение иностранным языком предполагает спонтанно реагировать на возможные ситуации реальной действительности. Не овладев в достаточной степени навыком построения самостоятельного высказывания, а так же умением осуществлять перенос лексических навыков на другие ситуации общения, студент не будет в состоянии общаться на неожиданные темы.

Целью работы является:

  • овладение коммуникативной компетенции студентами

Задача:

  • собрать сведения о создании речевой ситуации, побуждающей к диалогическому обмену мыслями. Преподаватель описывает речевую ситуацию, сообщает студентам, в чём состоит задача речевого действия, либо создаёт искусственную ситуацию.

Неподготовленная диалогическая речь как вид говорения.

Диалог определяется как взаимная коммуникация двух лиц, играющих в данной ситуации весьма определенные роли. Чаще всего это социально зафиксированные роли. Идейная и информативная ценность предмета речи, соответствие содержания актуальным практическим нуждам говорящих вызывают интерес, активизацию речемыслительной деятельности.

Современная теория речевой деятельности рассматривает диалог как форму социально-речевого общения, как основу сотрудничества между людьми в процессе совместной деятельности. Диалогическая речь формируется под влиянием мотивов деятельности. Она имеет определенную цель и задачи. Диалогическая речь, менее развернута, чем монологическая, т.к. в условиях естественного общения она восполняется общностью ситуации, совместным опытом говорящих. Эти обстоятельства усугубляют трудности понимания собеседников в процессе диалога на иностранном языке. Однако в процессе понимания диалогической речи присутствуют и облегчающие факторы: предсказуемость реакций на основе знаний собеседника и общности ситуации, возможность опереться в процессе понимания на мимику и артикуляцию партнера, на типичные для диалога повторы.

Реальное общение может поставить человека в ситуацию, не предусмотренную учебным процессом. Он должен уметь мобилизовать свои знания и комбинационные способности, чтобы разговаривать в новой для него обстановке.

Наряду с термином «неподготовленная речь» ряд авторов употребляют термины «экспромтная», «спонтанная», «инициативная», «свободная» и т.д. речь для обозначения одного и того же понятия. Каждый из терминов подчеркивает какую-нибудь одну характерную черту неподготовленной речи. Чаще всего, говоря о неподготовленной речи, понимают её как речь неподготовленную во времени, т.е. моментальную речевую реакцию на ту или иную ситуацию. Комбинирование, извлечение из памяти синтаксических и лексических единиц, оформление их по усвоенным моделям в предложения, никогда не произносившиеся ранее – это творческий процесс, который нужно учить, и без которого невозможна неподготовленная речь.

Говоря о неподготовленной речи, мы имеем в виду общий уровень владения языком, включая ряд умений: быстро говорить, комбинировать реплики, применять заученные единицы речи, в связи с новой ситуацией. Достигнуть этого уровня владения языком, значит приобрести все эти умения в их совокупности.  

Аспекты инициативной речи. При определении неподготовленной речи отправной точкой является установление основных аспектов неподготовленности в речевом акте. Неподготовленной может быть в прошлом опыте не осуществлявшаяся грамматически и семантически правильная комбинация, усвоенных языковых и речевых единиц. Это аспект комбинационной неподготовленности.

Установление новых связей  тогда, когда говорящий использует сформулированное ранее предложение в новой ситуации, и тогда можно говорить о ситуативно-контекстуальной неподготовленности.

Принципы обучения неподготовленной диалогической речи. Свободное владение иностранным языком предполагает умение спонтанно реагировать на возможные ситуации.

Интонация правильно оформленной спонтанной речевой деятельности достигается активизацией с помощью специальных упражнений.

При отборе речевых единиц следует  исходить из специфики диалога и его особенностей. Особенности языкового материала, характеризующего диалогическую речь, предполагают и специфику работы над усвоением этого материала. На самом раннем периоде используются тренировочные и учебно-коммуникативные упражнения.

Значительная часть времени должна уделяться следующим по сложности периоду работы над развитием неподготовленной диалогической речи.

Обучающийся должен тренировать, заучивать интонации и структурные модели в различных микроконтекстах и ситуациях. Учащийся должен учиться комбинировать реплики в зависимости от характера речевой действительности и вырабатывать автоматизм овладения ими.

Составление диалогов по образцу должно проводиться систематически. Такая работа закладывает базу для развития правильной неподготовленной диалогической речи. Диалог может быть парным и групповым.

Для обучающихся одной из самых трудных задач, связанных с обучением устной речи, является развитие умения составлять диалог, самостоятельно развивать нити беседы.

Существует два пути к самостоятельному диалогу:

-варьирование и преобразование заученного диалога,

- составление диалога по отдельным репликам.

Развернутый процесс составления диалога включает фазы:

 1) проектирование диалога: учитель имеет представление о будущем диалоге, он должен стремиться к тому, чтобы учащиеся подавали реплики, предусмотренные проектом;

2) ситуативная экспозиция: действующие лица; условия и обстановка; отношения действующих лиц между собой и друг к другу; черты их характера;

3)  готовые фрагменты:  определяют содержание и служат опорой его развития: - начало    (дано) + окончание (придумать);  начало (придумать) + середина (дано) + окончание (придумать);

4) развитие реплик и управление диалогом;

5) фиксированный диалог;

6) разыгрывание диалога;

7) внесение изменений.

Опыт показывает, что планомерное применение приемов, описанных в этом опыте, дает возможность повысить эффективность обучения неподготовленной диалогической речи. При использовании вышеописанных приемов  студенты усваивают материал быстрее и легче.

Предпочтительный стиль общения с обучающимися - доброжелательное сотрудничество на почве интереса к учебному предмету.

Чтобы не возникло трудностей или упущений при использовании данного опыта, следует планировать всю серию уроков с целесообразным использованием вышеописанных приемов работы, работа будет идти в системе, целенаправленно.

Виды работы диалогической речи:

1) Обучение диалогической речи с использованием текста образца:

  • Прослушайте диалог без текста с предварительными ориентирами (вопросами по содержанию, истинными и ложными утверждениями, ключевыми словами).
  • Прослушайте диалог, используя визуальную опору.
  • Прослушайте отдельные реплики для отработки правильного произношения и интонации и прочтите диалог.
  • Прочтите диалог по ролям.
  • Прочтите диалог с пропущенными словами, опираясь на убывающую подсказку.
  • Заполните пропуски в репликах диалога.
  • Самостоятельно расширьте реплики диалога в соответствии с контекстом.
  • Составьте диалог, располагая смешанные реплики в нужном порядке.

2) Обучение диалогической речи на основе пошагового составления диалога:

  • Опишите ситуацию и назовите адекватные этой ситуации реплики.
  • Опишите ситуацию и составьте подходящую к ней реплику побуждения, используя грамматический образец реплики (структуры предложения) и отражая в этой реплике элементы ситуации.
  • Составьте диалог на основе набора обязательных реплик, добавляя другие реплики по смыслу.
  • Расширьте уже имеющийся диалог.
  • Составьте диалог из предложенного набора разнохарактерных реплик (2-3 микродиалога) к заданным ситуациям.

3) Обучение диалогической речи посредством создания ситуаций общения:

  • Составьте диалог по содержанию картинки или фотографии.
  • Составьте диалог по прочитанному тексту.
  • Составьте диалог по теме к одной из ситуаций и затем изменяйте его применительно к новым ситуациям в рамках данной темы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические рекомендации по обучению неподготовленной диалогической речи на уроках английского языка в СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*