Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль мотивации в самостоятельной работе студентов

01.11.2021 546 873
Никитина Ольга Васильевна
Никитина Ольга Васильевна, преподаватель

Екатеринбургский торгово - экономический техникум

Весь процесс обучения направлен на достижение определенной цели – формирование и воспитание многогранной, творческой личности, со сложившимися приоритетами, правилами поведения, с системой ценностей и верными представлениями о мире в целом. Поэтому любая деятельность преподавателя должна носить целенаправленный характер. Очевидно, что педагог лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых. Ее эффективность зависит от собственных усилий последних. При правильной организации самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт обучающегося.

Значимость самостоятельной работы обучающегося выходит далеко за рамки отдельного предмета, играя существенную роль в развитии самостоятельности как черты характера, личностного качества, выраженного в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых окружающими взглядов.

Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

Активная самостоятельная работа обучающихся возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации.

Успехи в учении и воспитании личности прямо зависят от мотивации, то есть от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков к приобретению определенных личностных качеств, а также повышению познавательных потребностей обучающихся.

Учебная мотивация складывается из оценки обучающихся различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения.

Мотивационная сфера обучающихся достаточно динамична, а, следовательно, позитивная мотивация может возникнуть в ходе самой учебной деятельности, если она организована, как творческий, личностно значимый процесс, в котором обучающиеся находят дополнительный смысл.

Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

         Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы обучающихся:

  1. Полезность выполняемой работы. Если учащийся знает, что результаты его работы будут использованы на уроке при объяснении материала, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить учащегося, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если учащийся получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду учебных дисциплин,  которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

  1. Участие обучающихся в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе.
  2. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения.
  3. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
  4. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательно­сти, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовер­шенствования обучающегося.
  5. Поощрение обучающихся за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу. Напри­мер, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
  6. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для учащегося как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь ему раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Одной из основных проблем дистанционного образования является утрата мотивации студентами. В условиях «искусственной среды» интернет-общения, когда отсутствует взаимодействие с глазу на глаз ученика и учителя, вовлеченность в учебный процесс постепенно снижается. Становится сложнее сосредоточиться на усвоении программы и сдаче экзаменов, что повышает риск прерывания обучения.

Сохранение мотивационной активности является наиболее сложной частью получения знаний дистанционно. От уровня вовлеченности напрямую зависит успешность прохождения электронных курсов. Поэтому основной вопрос, который стоит перед создателями – как сделать обучающую программу содержательной, интересной и легкой для восприятия.

Чтобы решить данную проблему, преподавателям требуется выполнить две взаимосвязанных между собой задачи: оптимизировать учебные материалы и применить специальную модель для повышения мотивации.

Соблюдение данных условий, при организации самостоятельного обучения у студентов формируются прочные мотивы учения, постоянного совершенствования, самообучения, самовоспитания и самоорганизации.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Роль мотивации в самостоятельной работе студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*