Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психологическая служба - центр преодоления личностных и профессиональных проблем студентов педагогических колледжей

12.10.2011 394 1918
Суслова Светлана Станиславовна
Суслова Светлана Станиславовна, педагог-психолог

Мезенский педагогический колледж
В настоящее время вопрос о формировании отношения к собственному здоровью каждого конкретного человека как к непреходящей ценности становится важной общественной задачей. В этой связи проблема возможностей сохранения и укрепления здоровья в условиях образовательных учреждений широко обсуждается представителями различных профессий - медиками, валеологами, психологами, педагогами.

Принятое Всемирной организацией здравоохранения определение здоровья позволяет выделить в данном феномене физический, психический, социальный и духовный аспекты. Вместе с тем, авто­ры значительного числа публикации, говоря о здоровье растущего человека, его здоровом образе жизни, часто подразумевают лишь физическое и психофизиологическое здоровье, упуская из виду то существенное обстоятельство, что полноценное здоровье является результатом бытия целостной человеческой личности.


Необходимо также подчеркнуть, что во многих работах здоровье как предмет исследования остается как бы «незаметным» и речь идет, главным образом, не о здоровье, а о его нарушениях, причинах их вызывающих. Обозначенные тенденции можно определить как редуктивные, в связи с тем, что они не охватывают специфику человеческой экзистенции и приводят к односторонней ориентации в решении научных и практиче­ских задач.


Перспективным в настоящее время является изучение здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Обозначенные приоритеты согласуются с гуманистической традицией и являются актуальными для психологии образования.


В настоящее время в психолого-педагогической науке происходит становление парадигмы развивающего образования, сделаны настойчивые попытки ее реализации в образовательной практике (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, И К. Котова, Л.М. Матюшкин, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.). Однако, противоречие между повышением спроса на гармоничную, жизнеспособную личность и реальным образовательным процессом сохраняется. Данное обстоятельство настоятельно требует дальнейших практических разработок, направленных на выявление способов и средств, способствующих превращению образования в «здоровьетворящую» среду, в действенный фактор развития личности.


Один из перспективных путей разрешения обозначенного противоречия - это внедрение в практику новых структурных подразделений, цель работы которых непосредственно направлена на решение поставленной проблемы. Таким подразделением может являться широко внедряемая во все звенья системы образования психологическая служба.


Основоположник развития и внедрения психологической службы в образовательный процесс И.В Дубровина неоднократно указывала, что главная цель психологической службы - обеспечение психического и психологического здоровья детей. К настоящему времени в отечественной психолого-педагогической науке уже накоплен достаточный потенциал, который лежит в основе успешной реализации в образовательных учреждениях указанной цели (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, О.Л. Карабанова, С.В. Кривцова, Е.A. Myxaматулина, Г.В. Овчарова, A.M. Прихожан, Л.С. Прутченков, Н.Н. Толстых, Л.М. Фридман, О.Н. Усанова и др.).


Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии образования. Декларируемые в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы  гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования,т.е.создании психолого-педагогических условий  для успешного  становления и развития будущего поколения.


Совершенствование системы подготовки специалистов в педагогических колледжах для  образовательных учреждений делает актуальным повышение уровня не только интеллектуального, но и личностного развития студента, измеряемого совокупностью профессиональных и социальных задач, которые должен уметь решать каждый педагог. Выполнение должностных обязанностей предполагает высокий уровень продуктивной деятельности, способности генерировать новые подходы к решению педагогических проблем, личностную гибкость и самоэффективность.


Руководствуясь проектом «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года», работу психологической службы (или сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов) мы понимаем как осуществление социально-психологической поддержки студентов, преподавателей и сотрудников педколледжей, то есть как оказание психологической, консультативной, методической помощи участникам образовательного процесса; апробацию и внедрение эффективных психологических технологий, инновационных и авторских форм и методов психологической работы; практическую психологическую подготовку студентов колледжа к профессиональной педагогической деятельности в свете поставленных задач.


Служба проводит особую психологическую работу по оформлению деятельности, общения, сознания и личности студента, а это значит:

- содействие профессионально-личностному развитию студентов через раскрытие их творческого и профессионального потенциала;

- осуществление психологического просвещения студентов и сотрудников колледжей, распространение и внедрение в практику образования и воспитания студентов достижений психологической науки;

- гармонизация социально-психологического климата образовательного пространства колледжа;

- формирование у студентов стереотипа здорового образа жизни;

- содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда;

- первичная профилактика аддитивного поведения студентов.


В содержание работы по психологическому сопровождению мы обязаны включать вопросы самопознания, способов решения задач развития, формирования психологических техник работы над собой, выработки собственного стиля деятельности и поведения и в целом психологическую готовность к педагогической деятельности.


Очерченный круг задач, несомненно, может быть решен только благодаря системному подходу. Система направлений работы службы психологического сопровождения студентов включает:

- психологическое просвещение;

- психодиагностику;

- психологическое консультирование и психологическую профилактику.


Однако наполнение содержания обусловлено спецификой будущей профессии и в достаточной мере определяется профессиограммой. При этом в нашей работе задействовано и такое направление, как самоизучение (с последующим самоотчетом студента).


Служба психологического сопровождения при определении содержания работы и ее инструментария исходит из учета возраста студентов и их студенческого «стажа». Психологическое сопровождение образовательного процесса предусматривает:

- содействие успешной адаптации первокурсников к условиям образовательного пространства колледжа;

- диагностику когнитивной деятельности студентов и разработку рекомендаций по ее развитию;

- индивидуальное психологическое консультирование студентов по вопросам оптимизации учебной деятельности;

- оказание конкретной помощи студентам, преподавателям, сотрудникам в решении учебных задач.


Работая с первокурсниками в адаптационный период, мы измеряем их психологический возраст для выявления группы ребят с подростковыми характеристиками и студентов с высоким коэффициентом реализованности, который, на наш взгляд, должен привлечь внимание психологов.


Определяя ведущие репрезентативные системы студентов, мы помогаем им в организации их познавательной деятельности. И, конечно, нам интересны ценностные ориентации студентов.


Вторые курсы, которые имеют репутацию переломных, мы рассматриваем на предмет их социальной адаптивности и профессионально важных качеств.


Со старшими курсами ведётся работа по содействию социальной адаптации и повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда, а именно развитию коммуникативных навыков, умению самопрезентации на ярмарке профессий.


Психологическое просвещение представляет собой передачу психологической информации человеку или группе людей с целью формирования психологической культуры. Психологическая культура – это забота о своём здоровье, умение выходить из психологических кризисов и помогать близким людям. В психологической культуре выделяем три основных компонента:

1. Самопознание.

2. Познание других людей.

3. Умение общаться, управлять своими эмоциями и поведением.


Овладение психологической культурой несёт в себе огромный психотерапевтический заряд. Ознакомление студентов и педагог с типами возможных реакций на стресс- факторы выполняют функции своеобразной прививки, действующей по принципу «предупреждён – защищён».


Психологическая информация распространяется в устной форме: лекции, беседы, доклады, всё это с использованием тренинговых упражнений. А также в печатной – брошюры, памятки, статьи в газете колледжа «ФИЛИН», путём просмотра и обсуждения кинофильмов, книг в рамках школы «Молодого специалиста».


 Непременное условие - индивидуальные консультации: разъяснение каждому студенту его результатов, планирование работы по развитию его дефицитарных показателей, то есть уже с первого курса у студента необходимо формировать психологическую готовность к профессиональной деятельности.


Форма развивающей работы также достаточно традиционна - это тренинги. При этом интересной находкой мы считаем привлечение к их проведению старшекурсников – волонтёров. Они выступают в качестве хороших помощников для психолога.  Другим позитивным результатом взаимодействия старшекурсников с первокурсниками становится эффект сотрудничества, формирования товарищеских отношений, несомненно, составляющих основу корпоративности образовательного учреждения.


Важная особенность системного подхода - работа службы психологического сопровождения с преподавателями и сотрудниками педколледжа.


Конечно, система продолжает развиваться. Главное, избежать кулуарности, психологии для отдельных студентов и сотрудников. Служба сопровождения должна быть для всех открыта и доступна. В настоящее время мы можем уже обозначить трудности, мешающие работе. Главное - временной ресурс студента. Достаточно сложно состыковать разные потоки для проведения занятий. И еще: важно позиционировать себя, чтобы психологическую службу не соотносили с проблемой. Смысл работы мы видим в упреждении проблем - именно этому мы должны научить студентов. Знание своих индивидуальных и личностных особенностей позволит прогнозировать им последствия поступков и действий, понимать закономерные связи между ними. Подобное понимание, полагаем, лежит в основе достижения психологического здоровья и безопасности будущего специалиста.


Успех решения поставленной задачи психологическая служба видит в:

- разработке и внедрении в колледже системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

- изучении и оптимизации психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах;

- обучении студентов практическим  и психологическим методам и методикам (в том числе психодиагностики, психокоррекции, развития интеллектуального и творческого потенциала), ориентированным на достижение опережающего уровня психолого-педагогической подготовки будущих специалистов;

- формировании у будущих педагогов практических умений и навыков профессионального самопознания и саморегуляции; умений и навыков эффективного профессионального общения;

- помощи в решении психологических проблем, связанных с адаптацией к обучению в колледже и профессиональным становлением личности, а также проблем личного характера;

- психологическом просвещении по вопросам обучения, воспитания и развития детей, в том числе подготовки детей к школе, развития внимания, памяти, мышления, произвольности действий и др.;

- психологическом консультировании по проблемам профессиональной деятельности;

- проведении научных исследований по актуальным для образования проблемам, разработке и внедрению активных методов обучения, совершенствованию содержания и методов психологической подготовки будущих специалистов;

- информационно-просветительской работе с родителями;

- поведенческой терапии студентов и сотрудников;

- обеспечении системы психолого-педагогического патроната, консультирования кураторов студенческих групп.


Деятельность службы обеспечивается кадровым потенциалом, в которую входят педагоги-психологи, социальный педагог, медицинская сестра, педагоги.


Думаем, что систематическая работа психологической службы в тесном сотрудничестве с администрацией и межколледжные связи позволят успешно решать поставленные задачи.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*