Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация работы в образовательной организации среднего профессионального образования по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи

07.02.2014 860 1719
Барбарина Валентина Афанасьевна
Барбарина Валентина Афанасьевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

Поговорим о патриотизме. Точнее – о нашем самосознании. Но если четко не определить, что лежит в его основании, то патриотизм окажется, В лучшем случае пустой фразой, а в худшем – прикрытием все разрушающего национализма. Кто мы, россияне, откуда и куда идем? События последнего времени подтвердили, что дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны. Резко снизилась воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Патриотизм просто стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству.


В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне  острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы существования государства.


Необходим целый комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации. Правительство Российской Федерации разработало государственную программу «Патриотическое воспитание граждан на 2001-2005 гг.», которая направлена на формирование патриотического сознания граждан.


Формирование гражданского патриотического мировоззрения способствует весь учебно-воспитательный процесс. Именно в период с 15 до 20 лет у человека складываются моральные ценности, жизненная позиция, а именно – любовь к Родине, преданность своему народу.


В 2006-2007 гг. мы провели сравнительное исследование систем ценностей наших студентов. Исследование показало, что в последние годы патриотизм теряем былое значение. Причем они просто равнодушны к этим нравственным ценностям. Для России, многонациональной и огромной страны, невозможно развитие без прочных нравственных основ, в числе которых патриотизм – едва ли не самая главная категория.


Любое большое, играющее существенную роль в мире государство, а тем более со сложным национальным составом, не может не заботиться о воспитании у своих граждан патриотизма. Сегодня в России много изменилось. К 80-ым годам, когда СССР вступало в полосу экономического и идеологического кризиса, революционная романтика и революционные традиции утратили значение для подавляющего населения страны. Для молодежи 80-ых годов революция и все с ней связанное, было уже далеким прошлым, почитание которого превратилось в надоедливый и бессмысленный ритуал. Самое святое, что осталось у всех от прошлого, это память о ВОВ, которая стала важнейшим и трагическим фактором сплочения в единый народ.


Не случайно, правящие элиты бывших республик СССР, которые строят ныне свою политику на противостоянии России, реабилитируются и прославляют своих националистов, выступавших в войне на стороне Германии. Здесь главный сюжет их национальной мифологии заключается в том, что националисты, сражающиеся на стороне фашистов, якобы неустанно боролись с советской империей.


Сегодня мы снова говорим о Важной Победе. И это чрезвычайно важно. Общество обязано еще при жизни ветеранов войны воздать им должное уважение и благодарности за жизнь нынешних россиян. Тот факт, что для большинства граждан нашей страны, в том числе, смею надеяться, для современного российского студенчества Великая Отечественная Война остается частью живого исторического опыта, позволяет на ее примере придать национальную силу принципиальным вопросам.


Без продуманных ответов на эти вопросы невозможен сознательный патриотизм. Что из недавнего и более отдаленного исторического опыта нашего народа может сегодня послужить воспитанию патриотизма? На каких основаниях должен базироваться патриотизм?


Наверное, истинный, направленный на создание патриотизм возможен только на фундаменте национального самосознания. Россияне – это гражданственная и культурная, а не этническая категория, возвращаясь к теме Великой Отечественной войны. В техникуме существует «Совет ветеранов», которые активно учувствуют в студенческой жизни техникума. Выступая на Дне Победы в мае 2008 г. председатель «Совета ветеранов» - Ванина М.Я., обращаясь к преподавателям и студентам, произнесла простые и мудрые слова: «Запомните нас победителями. Главное что мы хотим передать вам, это дух победителей, который из нашего поколения не выбили ни время, ни испытания».

Мы слышим, что нужны новые подходы к воспитанию и сохранению у молодежи тех духовных и гражданских качеств, которые просто необходимы будущей России.


Основные направления поисковой работы - «Моя малая Родина»

Информационно – творческий проект: «История России – в истории моей семьи».

Мировосприятие каждого человека неразрывно связано с родительским домом, семьей, районом – малой Родины. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков являлось традиционное духовное мировоззрение, основывающееся на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Вечными истинами провозглашались: заветы добра и душевной чистоты, порядочности и служения Отечеству, сохранение вековых традиций.


Исследование по истории своих семей – это своеобразная попытка размышления над неразрывной связью человека, семьи, его воспитавшей и страны, где волею проведения существует его семья, фамилия, улица.

Идеал исследования собственных корней нашла живой отклик у студентов, их родителей, ветеранов. Творческие исследования семей были представлены в виде проекта. А ведь проектная деятельность – это активный поиск, исследования. Она носит творческий и проблемный характер, позволяет студентам проявить себя, свои творческие способности, свою привязанность и любовь к семье, техникуму, городу.


Цель подобных проектов:

- развитие патриотического самосознания студентов через понимание истории своей семьи;

- формирования духовного единства семьи;

- расширение знания студентов о своей семье;

- прививать любовь к своей Родине – России.


Задача:

- собрать домашние архивы, газеты, книги о своей семье, о ее реликвиях, о ее традициях, государственных наградах, фотомонтажи.

- начать работу по созданию семейного архива.


Результаты: творческой работы студентов

- проведения конкурсов; участия в региональных конференциях студентов; презентация конференции в группах. Великолепный материал для классных часов: «Мой брат служил в Афганистане», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Я гражданин  России», «Мой дом Новокузнецкий Строительный техникум», «Профессия моих родителей».


Цели, которые ставятся при проведении подобных мероприятий очень важен для формирования гражданственности позиций человека и сознательности патриотизма:

- формирование духовного единства семьи через составление своей родословной. (Где опорой семьи является род с его образом жизни);

- воспитывать чувства гордости за своих родителей, за свой род;

- формирование чувства долга перед Отечеством; благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу родину от фашизма.

- воспитание любви к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам.


Именно в этом заключается продуктивная созидательная сила патриотизма: с ранних лет закладывать у подростков готовность бороться и выстоять, преодолеть многие трудности во имя долга, во имя своей семьи. Они то и прививаются не только на уроках, но и дома – в семье, в обычной обстановке каждодневного бытия. Пушкинская строка, народная песнь, отчий дом, воспоминания деда – ветерана, семейные реликвии… Именно это источники нравственной силы обычно помогают нам в трудный час. Молодые родители иногда считают, что в их будничной жизни нет ничего героического, такого, что помогало бы формировать патриотические чувства у детей. Так ли это оно? Отечественная война, например, оставила след в прошлом и настоящем каждой советской семьи: рассказы о вкладе родных и близких в дело Победы – наглядный урок мужества и гражданственности. Поход всей семьей к обелиску в праздничный день – пример уважения к славе предков.


В образе жизни советской семьи, в преемственности ее поколений заложены принципы мужества, самоотверженности, гуманизма, верности долгу. Но патриотизм не передается сам собой от отцов к сыновьям. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей всегда были родители.


Для того, чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны постоянные и глубокие усилия. Следует говорить о Родине, о преданности служении Родине. Подростки приемлют слово в момент душевной распахнутости к ним. Надо находить и использовать эти минуты, тогда патриотическая струна долго звучит в сердце ребенка, оставляя в нем глубокий след.

Второе Направление поисковой работы - «Моя малая Родина» и «Профессия – защитник Родины»


Важнейшую сторону патриотизма составляет убеждения о необходимости

всесторонний, в том числе военной защиты Отечества. Его практическим выражением вступала всегда морально-психологическая готовность народа к отражению возможной агрессии, забота об обществе и всей страны.

Как измерить в современных условиях ответственность российского солдата, охраняющего Отчизну.


Наши мальчики, вчерашние студенты; нередко избирают для себя военную профессию. Избирают сознательно, хотя знают, что она, конечно, связана с трудом, с постоянным преодолением самых разных, порой недостаточно прогнозируемых трудностей. Что и говорить, нелегкая, но сверхнужная профессия для государства – профессия – Родину защищать. Качества необходимые патриоту, не даются от рождения. Здесь необходима кропотливая работа по формированию личности, убежденного патриота, стойкого и умелого защитника Родины. Современное оружие, находящееся сейчас в руках воина, предъявляет к нему ряд и других требований: надо быть готовым взять на себя ответственность, оперативно принять единственно правильное решение. Согласимся: такое по плечу человеку, сформировавшему мобильное мышление, способность предельно быстро и точно рассчитать возникшую ситуацию. На своих героях мы учимся.


2008 год дал уникальную возможность для существенного усиления всей системы патриотического воспитания молодежи. Пришедшие в гости к студентам ветераны Великой Отечественной войны, участники Афганской войны - члены Союза Ветеранов Афганистана. Большой отклик в сердцах ребят нашел митинг – реквием «Герои – среди нас»,посвященный открытию мемориальной доски в кабинете истории техникума – выпускнику 1979 года, Петру Грекову. Уже более 15 лет прошло с того момента, когда последний советский солдат покинул территорию Республики Афганистан. Сложно говорить об афганской войне. Это трагическая и героическая страница нашей истории. Она коснулась судеб многих наших Земляков. И как всякое лихолетье, она забрала лучших наших сынов. И как у всякой войны, есть у нее свой страшный счет – 134 кузбассовца не вернулось домой. среди тех, кто погиб наш выпускник наш выпускник Греков Петр Валентинович (24.08.1960-28.04.1985 гг.). Сбылась его мечта (04.08.1979-1985 гг.), когда он окончил Дальневосточное высшее командное училище г. Благовещенск, и с ноября 1985 в Афганистане. За мужество и отвагу награжден двумя медалями, а  самое главное двумя орденами Красной Звезды, причём второй орден посмертно. Окончив Дальневосточное ВОКУ с июля 1985 г., старший лейтенант командир разведроты П.В.Греков, руководил боевыми задачами в районах местности, контролируемых противником, действовал смело, решительно и дерзко.


Данные о противнике, добываемые при ведении разведки личным составом его взвода, были своевременными и достоверными. Греков героически погиб в бою, прикрывая обход своего взвода 28.04.1986 г. – за что посмертно награжден вторым орденом Красной Звезды.


В человеке ценят силу и доброту, честность и верность, храбрость и трудолюбие. Но всё же патриотом всегда называли лишь того, в ком все эти прекрасные качества освещены любовью к Родине, готовностью посвятить свою жизнь служению ей, ее интересам.


Осталась мать Майя Евгеньевна Скрипник, сын Алексей и жена Светлана (живут в г. Владивосток). Его мама постоянная участница встреч со студентами групп, приезжает на праздники День Победы и вместе с нашими ветеранами техникума, помогают воспитывать военно-патриотические чувства у студентов техникума. Сегодня границы патриотизма неизмеримо расширились. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма. В этом году на научно – исследовательской конференции с работой готовится выступить студент II курса Мартыч Олег, с темой доклада: «Памяти павших – во имя живых!»

Третье направления в поисковой работе - «Моя малая Родина», «Новокузнецк моя малая Родина»


Справедливо замечено: без прошлого не может быть будущего, знать и помнить об этом – святой долг каждого достойного гражданина Отечества.

Прошли годы, но не забыты подвиги и свершения наших дедов и отцов. Память о них священна. Их жизнь, дела, их подвиги, их имена увековечены в монументах и обелисках, в названиях улиц, аллей, проспектов и площадей.

«Никто не забыт, ничто не забыто» - значение этих слов не должно быть обесценено, должно всегда быть заповедью, святым обетом героям всех времен и всех поколений. Вопреки переломным эпохам, вопреки экономическим трудностям, вопреки любым менталитетам. Высоты, заводы и шахты могут быть безымянными. Но тот, кто штурмовал и отстаивал их, то, кто возводил металлургические гиганты, кто строил города, кто ежедневно рискует жизнью в забое, - тот имеет имя, а имя должно жить всегда.


У каждого человека особенно близкие и дорогие сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь – это его малая Родина.

Кемеровская область отмечала 60-летие, Куйбышевский район отмечал свой юбилей, НСТ – свой юбилей 60-летие.


Если вы въезжаете в город со стороны Прокопьевска или из аэропорта, то издалека видится огромный стенд со словами «Вас приветствует орденоносный Новокузнецк!» Здесь начинается город Новокузнецк, его Куйбышевский район.

Не случайно район шахтеров и металлургов, авиаторов и железнодорожников, строителей и студентов – является немеркнущей славой и гордостью Новокузнецк, его недалекая, но уже ставшая легендой история.

Имена этих людей увековечены в названиях улиц, проспектов, школ и техникума, их имена – навечно в памяти благодарных потомков – все они только частица той великой армии труда, руками которой построен Новокузнецк.

Рабочие механического цеха Кузнецкого металлургического комбината 25 ноября 1931 г. писали «Страна ждет от нас историю завода, большую историю о том, как в суровых условиях Сибири мы, строители, воздвигаем металлургический завод. Страна будет учиться на этой истории. И написать эту историю должны мы, строители завода, написать о нашей жизни, о нашей работе, о нас самих».

Подводя итоги прошлых лет, изучая в архивах и библиотеках материал студента, в первую очередь вспоминают тех, кто связал день сегодняшний с днем минувшим. И сохранение этой живой связи времен способствует студенческие научно – исследовательские конференции «Куйбышевскому району – 60 лет» совместно с администрацией района; диспуты «наследники славы»; классные часы «Площадь наших Побед»; «История города – в названиях улиц»; «Назвали район Куйбышевским»; «Улица Веры Соломиной»; «Улица нашего детства»; «Первый среди равных», посвященные юбилеям Кемеровской области, Куйбышевского района и учебного заведения – Новокузнецкий строительный техникум.


Знать историю родного края, значит:

- уметь ценить его прошлое;

- любить настоящее;

- каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни своих соотечественников.


Как распорядится история: чьи имена увековечит в названиях улиц? Время – строгий судья. Однако можно не сомневаться, что новые улицы и проспекты города будут носить имена героев сегодняшних – героев Афганистана и Чечни, строителей и академиков, героев труда.


Главной целью гражданского правового воспитания является развитие у студентов активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность участвовать в различных сферах жизни общества, готовность в любую минуту встать на защиту Отечества.

Слабым местом российского общества – это национальное безразличие, какое-то упоенно-критическое отношение к себе, своей стране, к образованию. Но ведь кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других. К. Д. Ушинский считая, что «патриотизм является не только важной частью воспитания, но и его могучим педагогическим средством» «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека  и могущественную опору для формирования нравственных ценностей».

Патриотические качества личности должен формироваться всем укладом жизни и деятельности, как в учебное, так и во внеурочное время. Развитие патриотизма должно осуществляться системно, мерами политического, экономического, социального, духовно-идеалистического, информационно-психологического, педагогического и иного воздействия – на основе общегосударственной идеи, на базе на базе существующих и прошлых традиций.

 

Список литературы:

1. Руглова Л. В. «Формирование гражданственности студенческой молодежи на современном этапе развития общества» Дис. Канд. пед. наук. – Кемерово, 2005 г.

2. Ядченко Е. М. «Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у студентов ССУЗОВ » СПО, №8 2008 г.

3. Кобелев О. И. «Профессия – защитник отечества» СПО №2, 2006 г.

4. Буторина, Т.С. «Воспитание патриотизма средствами  образования» /Т.С.Буторина, Н.П. Овчинникова –СПб:КАРО, 2004 -224с /

5. Гасанова, З.Т. «Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан»,/З.Т. Гасанова, // Педагогика -2005, №6. С.59-63 /

6. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики./ Н.П. Овчинникова // Педагогика 2007,-№1 с 93 -101//

7. Книга памяти. Афганистан 1979 – 1989 .Кемерово, 2005. Администр.–я Кем.обл., Организация Российского Союза ветеранов Афганистана




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*