Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Молодёжь – будущее планеты (социология молодёжи)

07.02.2014 2425 4994
Горбова Ольга Анатольевна
Горбова Ольга Анатольевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Юность – это определённый этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью.


Проблемы молодежи волновали общество во все времена: и тогда, когда современные пожилые люди были еще молодыми; и тогда, когда их родителям было по восемнадцать и они только - только выбирали свой жизненный путь.

Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных определенными социально-психологическими свойствами.

Социология молодёжи – это отрасль социологической науки, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследовании молодёжью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирование её жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальная мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодёжи.


Зарождение социологии молодёжи приходится на начало 60-х годов ХХ века и связано с созданием при ЦК ВЛКСМ специализированной социологической группы. Интерес к молодёжи стал особенно усиливаться к концу 60-х годов: когда во всём мире она стала всё громче заявлять о себе, сопротивляясь американскому вторжению во Вьетнам, борясь за гражданские права, за уничтожение расовой и половой дискриминации и т.п.


Но «век нынешний» и «век минувший» всегда в противоречии. То, что убеленным сединами, кажется необходимым - для молодых людей звучит глупо и смешно. И так будет всегда!


В ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования. Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных:

- с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства;

- с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива;

- сменой основной модели социализации;

- с возрастанием роли СМИ в современном обществе.


Почему нам кажется, что старшее поколение всегда неправо, что ищет истоки проблем, когда они на поверхности или ищет их не там? Наверное, потому, что в сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности или оно еще не окончательно укоренилось в молодых душах.

В этой ситуации появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду.

Когда тебе восемнадцать лет, то кажется, что вся жизнь впереди, и, если и совершаешь какие-либо ошибки, будет достаточно времени, чтобы их исправить.


В действительности, проблемы, волнующие современную молодежь, многообразны. Сегодняшние молодые люди кажутся намного практичнее своих сверстников прошлых лет. Они понимают, что надеяться, кроме как на себя, не на кого. Поняв это, кто-то ступает на скользкий путь забвения, а кто-то упорно, изо всех сил, продолжает бороться и поистине заслуживают уважения.

Каждый молодой человек стоит перед проблемами — как стать самостоятельным, занять свое место в жизни и с какими трудностями ему предстоит столкнуться.

 

Пять проблем современной молодежи России


1. Где жить?

Независимость и самостоятельность, к которым так стремится молодежь, очень сложно получить без собственного жилья. Собственное жилье - это отдельная квартира (на «худой конец» - комнатка), которая может быть не только купленной, но и арендованной. Квартирный вопрос имеет несколько проблем:

Во-первых, молодежь всегда и везде не является обеспеченной частью общества. Это – отдельная страта общества, которая начинает жить самостоятельно, но пользуется финансовыми ресурсами своих родителей. Это значит, что родители принимают решение, нужна ли их ребёнку (молодой семье) отдельная жилплощадь или нет. Выбор и решение родителей зависит не только от их взглядов на жизнь, но и от материальной обеспеченности. В России фактически нет среднего класса, поэтому, в большинстве случаев, они не могут помочь решить квартирный вопрос для своих детей.

Во-вторых, к сожалению, при решении квартирного вопроса молодое поколение не может рассчитывать и на государственную помощь. Ипотека в России практически не развита и ее услугами могут воспользоваться лишь немногие.

В-третьих, многие мечтают жить в Москве, Нижнем Новгороде и т.п., то есть там, где есть работа и где для жизни созданы лучшие условия, но в нашей стране легальная миграция населения крайне затруднена: действует система регистрации-прописки. Если кто-нибудь решит начать работать и жить в другом городе, то он немедленно столкнется с множеством бюрократических преград [5].

На данной схеме мы видим предпочтения молодежи при выборе профессии [3].

20_88_06_a


2. Где учиться?

Работа в прибыльной профессии практически невозможна без профессиональной подготовки и высшего образования. Поэтому выпускники средней школы стремятся продолжить свое образование. Положение нашего образования и материальное состояние наших преподавателей, в частности, порождают коррупцию, так как зачастую вступительные экзамены являются «соревнованием кошельков». Единственный вариант – быть гением. Лишь тогда можно блестяще сдать любые вступительные экзамены. В противном же случае нужно быть готовым платить за свое обучение, это не реально для большинства в нашей стране.


3. Где отдыхать?

Где молодой человек проводит время вне учебы, дома и работы? Этот вопрос немало важен. Как правило, для молодых, в это время человек предоставлен сам себе и никто точно не знает, что он делает. Важно, чтобы это время действительно было чем-то занято, потому что по причине «нечего делать» может произойти что угодно: от хулиганства до убийства. «Нечего делать» приводит к пьянству, наркомании, хулиганству, дракам и другим видам преступлений [6].

Молодежь нуждается в доступных центрах досуга, клубах, дискотеках, спортивных и культурных центрах, кинотеатрах, кафе.


4. На что жить?

Найти работу, которая станет источником основного дохода – это очередная трудность, которую необходимо преодолеть. В мегаполисах сделать это легче, а в провинции ситуация намного хуже. Когда молодой человек ищет работу, то он пытается решить две проблемы: карьерный рост и материальное благосостояние. Начиная работать, он думает, что будет делать через год-два, какую должность сможет получить в будущем; для него очень важно знать, где он сможет набраться опыта и практических знаний, которые сделают из него более престижного, востребованного рынком специалиста.


С другой стороны, человек, начинающий самостоятельную жизнь, требует от своего работодателя такой оплаты труда, которая, на его взгляд, соответствует его уровню жизни.


В России очень трудно найти работу молодым специалистам. Бывает, что работа «приходит» сама, но очень часто её нужно искать. Поиски работы могут продолжаться не одну неделю: приходится писать, правильно составленные резюме, рассылать его по компаниям, проходить собеседования, выдерживать испытательные сроки.

Решение проблемы безработицы в целом и молодежной безработицы в частности – это забота государства. В больших городах есть где работать и молодежь работает, но есть целые регионы, где нечего делать и тогда это уже не проблема молодежи, а проблема региона, а значит государства.

Следует помнить, что безработица среди активного и работоспособного населения, которому нужно как-то получать средства к существованию, ведет к росту преступности, социальному расслоению, а как следствие, к социальной напряженности.

Проблема безработицы может быть решена путем миграции населения в регионы, где есть работа, но работа в Москве, например, без московской прописки-регистрации, по мнению МВД, является преступлением [2].

Трудоустройство не является единственным решением проблемы - также доходом может быть стипендия, пособие или другие социальные выплаты.


5. К чему стремиться?

Молодежь сегодня не имеет тех четких ориентиров в жизни, которые были у наших отцов и матерей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне огромной и мощной пропагандистской машиной. И, слава богу!


У наших отцов и матерей было то, чего нет у нынешней молодежи: знание о законах общества и системы; им было точно известно, как достичь той или иной цели, что возможно, а что нет. К сожалению, современная молодежь не имеет таких знаний.


Молодежи необходимо иметь представления реальной жизни и окружающем мире; нужно понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; и нужно знать законы того мира, в котором он живет. Вся эта информация поступает с раннего детства от родителей, педагогов, детей из сказок, мультиков, песен и кинофильмов; молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта.


Реальная картина мира, сегодняшнего дня говорит им о бессилии человека и предрешенности: что есть богатые и властные «дядьки», которые все решают: кто, куда и зачем. Такая картина мира альтернативно провоцирует молодое поколение:

- одна его часть полностью потеряла интерес к политике и жизни государства;

- другая, накопив в себе достаточно агрессии, объединяется под радикальными, националистическими и фашистскими лозунгами.

И, похоже, что никто из современных политиков всерьез не задумывается - у России через 10 - 15 лет будет «лицо» современной молодежи [6].

Сложившаяся в нашем обществе неблагополучная социально-экономическая, политическая и нравственная среда снижает активность молодежи, заставляет тратить много сил на выживание.


В этих условиях молодежь, оставшаяся большей частью «без присмотра» общества, крупных политических сил, неспособных проявить инициативу со своей стороны и безучастно ожидающих нового взрыва молодежной активности, может стать добычей разного рода экстремистов.

Возникшие проблемы социализации современной молодежи позволяют утверждать, что практически каждая проблемная ситуация, решение которой требует вмешательства социального работника, крайне сложна и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи (психоматические, социальные, психологические и другие) взаимообусловлены. Это указывает на целесообразность внедрения нового подхода к организации социальной работы. Отказ общества от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты проводят к деформации социализации, доминированного в ней адаптационного, то есть приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи, отличающейся потерей четких социальных ориентиров и норм.

Безусловно, решение проблем социализации современной молодежи как стройной совокупности идей, взглядов, которые отражают и оценивают действительность с точки зрения интересов общества и государства, является первостепенным. Решать эту проблему важно с учетом институциональных аспектов. Без участия государства, его заинтересованного внимания к общественным процессам проблематично формирование механизма социального регулирования в этой сфере. А это задача формирования новых норм, освоения новых ценностных ориентаций, культивирования ценностей в обществе, их консервация в общественном сознании молодежи с помощью массовой коммуникации.


СМИ, именно они являются смыслообразующим стержнем информационного общества, а характер отношения к информации становится основанием социальных отношений, в том числе и неравных, в которых пребывает молодежь. Процессу социализации свойственны специфические способы организации социальных связей, взаимодействий и отношений молодежи в условиях неопределенности, они отличаются преимущественно случайным, вероятностным характером. Здесь воспроизводство жизненных средств, физических и духовных сил приобретает не социально-направленный, а стихийный характер.


Из отмеченных проблем социализации молодежи, возникает необходимость комплексного подхода к их решению. Соединяя в себе черты различных специальностей, социальная работа имеет интегральный характер и широко использует как собственные методы и технологии, так и методы, процедуры и технологии других отраслей знания и сфер практической деятельности, объединяющей социальных работников, медиков, социологов, юристов, педагогов, и др. на базе одного социального учреждения. Их деятельность должна быть направлена на решение социальных проблем молодежи, ее социализации и проблем развития общества в целом.


Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни:

- нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать);

- верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).


Летом 2006 года в России официально утверждён статус студенчества, а 25 января считается Российским национальным днём студентов.

Студенчество (новая прослойка общества) – это мобильная социальная группа, основной целью существования которой является организованная по определённой программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.

Студенчество имеет свои отличительные признаки, мировоззренческие особенности, свой фольклор, свой сленг и вызывает интерес исследователей, как в социальном, так и в прикладном, прагматическом плане, т.к. оно является активным потребителем различного рода товаров и услуг на мировом рынке. Исследование показало, что у студентов почти не остаётся свободного времени, поэтому многие из них живут в состоянии стресса, хотя специалисты считают, что такой ритм является подготовкой к взрослой жизни и развивает у молодёжи способности справляться с трудными ситуациями.


Проблемы молодежи исследуются, как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно – как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами; они во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса пенсионеров, лиц преклонного возраста, снижением рождаемости и т.д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью, той политикой, которая проводится по отношению к молодежи.


Таким образом, проблемы молодежи – одно из основных направлений в развитии современного общества, потому что, как ни банально это звучит, за современной молодежью – будущее! В общем и целом, наша сегодняшняя молодежь прекрасна! В ее рядах мы все же видим больше студентов, чем не учащуюся молодежь; больше работающих, чем наркоманов; больше духовно богатых, чем «моральных уродов». И это не может не радовать. Пройдет время, и сегодняшние молодые люди будут решать проблемы молодежи начала двадцать первого столетия и, наверное, воспользуются своим опытом, нелегко усвоенным ими на рубеже тысячелетий. А пока они продолжают жить и радоваться жизни, решая насущные проблемы, ибо: «дорогу осилит идущий».

 

Список литературы

1. Савостьянов, А.И. Еще раз о гуманизме и творчестве в воспитательном процессе // Молодежь и общество - 2012 -№1. - С.66.

2. Прутченков, А.С. Концепция «Финансовое просвещение молодежи в России» // Молодежь и общество. – 2012 –№1. - С.4.

3. Гурьянова, М.П. Знания о мире профессий для вступающих в самостоятельную жизнь молодых людей // Молодежь и общество – 2012 – №2. - С.92.

4. Замостьянов, А. Воспитание и массовая культура // Молодежь и общество. – 2012. – 3. - С.104.

5. Молодежь в современной России: проблемы и перспективы. - Режим доступа: HTTP://KNOWLEDGE.ALLBEST.RU/SOCIOLOGY/2C0B65635B2AC78A4D53B89421306C37_0.HTML.

6. Вятские вехи. Альманах Вятского интеллектуального клуба под ред. проф. В.С. Сизова – Киров, 2008.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*