Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности подбора психотехнических упражнений на развитие коммуникативных навыков подростков

14.10.2021 586 936
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Драга Валентина Николаевна
Драга Валентина Николаевна, студент

Вятский колледж культуры

Современный мир невозможно представить без общения. Оно выступает важным и значимым условием формирования личности человека, его психических процессов. Посредством общения у подростков формируются навыки взаимодействия с людьми, умение соотносить личные интересы с интересами окружающих, приобретается эмоциональный опыт.

Именно в общении осваиваются нормы морали, социального поведения, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Все это говорит о важности и необходимости развивать коммуникативные навыки подростков. Коммуникативные навыки – навыки эффективного общения. К ним обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки доброжелательного общения, умение договариваться, конструктивно и цивилизованно отстаивать свою точку зрения. Процесс повышения коммуникативных навыков будет эффективным только тогда, когда у подростка будет актуализирована внутренняя готовность к саморазвитию, будет сформирована мотивация на совершенствование своих коммуникативных качеств. [2]

Среди основных направлений развития коммуникативных навыков подростков можно выделить психотехнические упражнения, считая их наиболее эффективными, так как в ходе упражнений появляется уникальная возможность увидеть собственные поведенческие стереотипы, осознать мотивы своих действий, ребята учатся смотреть на себя с новой стороны. Обычно во время упражнений или после них подростки изменяют отношение к самому себе, переоценивают и корректируют свой внутренний опыт, обретают большую гибкость суждений и поведения. [3]

В настоящее время существует немало различных психотехнических упражнений на развитие коммуникативных навыков.

Упражнение – это процесс, посредством которого какое-нибудь действие обращается в привычку и приобретает характерные свойства автоматического движения.

Психотехнические упражнения – упражнения, предназначенные для формирования всевозможных форм саморегуляции определенного состояния человека.

Упражнений очень много, и каждое моделирует какую-либо жизненную ситуацию. Их можно разделить на виды: коммуникативные; коррекционные – направлены на корректировки поведения; психотехнические; развивающие – для развития памяти, воображения, внимания, и других личностных качеств. [2]

Формирование коммуникативных навыков - есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя диалоговые, или коммуникативные навыки, а они в свою очередь делятся на:

  • вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы);
  • невербальные (умение правильно вести разговор лицом к лицу с собеседником; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).

В ходе упражнений на отработку невербальных и вербальных способов коммуникации подросток учится: производить «правильное» впечатление на собеседника; легко устанавливать и поддерживать контакт; убедительно аргументировать точку зрения и отстаивать свои интересы; выделять и нейтрализовать попытки манипуляции; управлять эмоциями и безболезненно преодолевать конфликты. [4]

Другой вид коммуникативных навыков: социальные навыки – это умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

В рамках формирования коммуникативных навыков выделяют:

  • обучение детей грамотному построению речевого высказывания;
  • развитие связной монологической речи;
  • развитие диалогической формы речи;
  • обучение детей осознанному восприятию эмоций, чувств, собственных и чужих переживаний;
  • обучение пользоваться для проявления своих чувств;
  • обучение детей этически ценным формам, способам поведения и отношений с людьми.

Цель коммуникативных упражнений: постановка поведенческих навыков, необходимых для достижения целей говорящего. Наработка навыков затрагивает как вербальный, так и невербальный уровень коммуникации и позволяет:

  • легко устанавливать контакт и поддерживать его;
  • производить нужное впечатление на собеседников;
  • научиться убедительно аргументировать свою позицию;
  • понимать мотивы собственных слов и поступков и реакции окружающих;
  • эффективно слушать и активно задавать вопросы;
  • осознанно использовать невербальные способы коммуникации;
  • диагностировать психологическое состояние оппонента;
  • выделять и нейтрализовать манипуляции;
  • создать атмосферу доверия и сплочённости, как в рабочем коллективе, так и в кругу родных и близких.

Таким образом доказано, что психотехнических упражнений существует большое количество, они классифицируются по видам, и у каждого имеется своя цель. Через такие упражнения формируются всевозможные формы саморегуляции определенного состояния человека, а также коммуникативные навыки.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Особенности подбора психотехнических упражнений на развитие коммуникативных навыков подростков




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*