Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Участие в творческих конкурсах, как способ формирования профессиональной компетенции в подготовке конкурентно-способного специалиста музыкального звукооператорского мастерства

14.10.2021 375 592
Мензеренко Ирина Анатольевна
Мензеренко Ирина Анатольевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных личностей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.

Современное общество испытывает большую потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Обществу необходим Человек-Творец, интеллектуальная личность, человек одаренный. Объектом пристального внимания является развивающаяся личность с ее внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями. 

Одаренная, талантливая молодежь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Его нужно развивать.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

  • наследственность;
  • специально организованное обучение;
  • собственная активность студента, его удовольствие и радость от творческой деятельности;
  • окружающий социум (родители, педагоги и тд).

Выделяют несколько направлений работы, сопутствующих развитию одаренности:

  • развитие любознательности как основы познавательной активности;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие творческого воображения;
  • обогащение представлений об окружающем мире;
  • развитие креативности;
  • развитие коммуникативности;
  • развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.

Таким образом, возникает необходимость создания оптимальной среды для студента, которая будет:

  1. способствовать обогащению студента широким спектром эстетических впечатлений;
  2. направлять их творческую активность;
  3. вызывать желание экспериментировать;
  4. создавать основу для разнообразных видов деятельности в едином культурном пространстве;
  5. создавать ситуацию успеха – участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, конференциях, семинарах, олимпиадах.

В основе работы со студентами по развитию творческих способностей лежит постулат Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

Специалист звукооператор играет очень важную роль при записи музыки. Звукооператор обязан обладать не только отличными техническими знаниями, но и хорошим музыкальным вкусом, развитым воображением, качественным и разносторонним образованием. Если музыканты, пришедшие записываться, не могут определиться со звучанием, звукооператор может и должен дать совет, какой лучше использовать звук и тд.

Для начала необходимо определить, что такое творчество и творческая личность.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество – это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.

В чем проявляет себя творческая личность?

  1. Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности.
  2. Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
  3. Оригинальна, комбинирует различные находки.
  4. Работа приносит ей удовольствие.
  5. Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
  6. Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

Положительный опыт, приобретенный во время участия в творческих конкурсах, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.

Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности. Это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.

Итак, конкурс и фестиваль – действенный способ побудить творческую активность студента. Одной из главных целей в проведении конкурсов и фестивалей является поиск одаренных, творческих, талантливых детей, для организаторов важно открыть новые имена и поддержать их творчество.

Соревнование является важной характеристикой роста и развития студента. Организованные на должном уровне конкурсы могут быть полезны как для общего развития студента, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера.

Через соревнование студент формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Положительный опыт, приобретенный во время участия в конкурсах, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.

Творчески одаренные студенты общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они обычно показывают большую эмоциональную стабильность и достаточно спокойно относятся к критике и собственным ошибкам.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива.

В целом можно выделить личностные качества, позитивно и негативно влияющие на развитие одаренности:

- позитивно влияют на становление одаренности – познавательная мотивация, развитый мотив достижения успеха, общая адекватная самооценка, низкий уровень тревожности, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость;

- негативно воздействуют на возможности реализации творческого потенциала студентов – несформированность мотивационной сферы, развитый мотив избегания неудач, заниженная или чрезмерно завышенная самооценка, повышенная чувствительность, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и в своих способностях.

Поэтому при работе важно учитывать, что необходимым условием развития творческой одаренности является соблюдение принципов гуманистической психологии – безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.

Одна из важнейших задач на этом этапе – формирование уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Конкурс и фестиваль – действенный способ побудить творческую активность студента.

Одним из самых действенных способов побудить творческую активность – это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе. Хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить. Задача педагога помочь в самореализации и так организовать свою работу, чтобы эта часть его творческого пути была успешной.

Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них – развитие студентов, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы студента и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества. От системы контроля успеваемости – зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов – конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий, как студентов, так и педагогов.

Открывается возможность выйти за пределы учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень исполнительской культуры и т.п.

Существуют разного типа конкурсы. В первую очередь нужно четко понимать, в чем особенности и различия конкурса и фестиваля, а также выстраивать постепенный, последовательный график участия в них. При этом нужно учитывать многие факторы: реальные способности, степень подготовленности, степень конкурентоспособности своего ученика, понимать и адекватно оценивать каковы его шансы на успех.

Конкурс – (от латинского concursus, буквально – стечение, столкновение, встреча). Соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников [3].

А значит – борьба. И чем выше уровень конкурса и фестиваля, выше и уровень конкурсной конкуренции, она достаточно жесткая, и участники должны обладать не только профессиональными навыками, но и иметь большой опыт публичных выступлений.

Фестиваль – широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства.

Участие в фестивале дает возможность получить опыт творческого общения, которое возникает в пространстве праздника, ощутить радость творческого процесса, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками.

Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурнообразовательным потребностям общества. Объединяя в себе задачи фестиваля и конкурса, такой творческий проект дает больше свободы и вариативности в организации, возможность представить творчество более широко, организовать мастер-классы для наших студентов с участием профессионалов высокого уровня [4].

Это – отличные стартовые площадки для студентов, они вовлекают в конкурсный процесс большее количество участников и педагогов, чем традиционные, «академические» конкурсы, служат хорошим дополнением к учебному процессу.

Главное для конкурсанта почувствовать сцену, себя на этой сцене, посмотреть на других, услышать мнение и советы. Выход на большую сцену дает почувствовать уверенность в своих силах, при этом требует более широких знаний, навыков, мастерства, что является дополнительным стимулом над собой.

Только если все это доставляет ему удовольствие, а не сплошной стресс, этим имеет смысл заниматься.

Многие участники конкурса испытывают волнение перед выступлением перед публикой. Волнение приводит к перенапряжению мышц, и чтобы освободиться от мышечного напряжения, есть только один путь – формирование навыков, приобретаемое практикой.

Среди стенограмм выступлений и бесед старейшего профессора фортепианного класса Московской государственной консерватории А.Б.Гольденвейзера есть статья с названием «О преодолении страха перед эстрадой». Эта статья вошла в публикацию доклада Александра Борисовича «О фортепианном исполнительстве».

Вот что пишет в этой статье Гольденвейзер: «Если бы меня кто–нибудь научил, как преодолеть страх перед эстрадным выступлением, я был бы ему благодарен. Бузони, который обладал колоссальной памятью и богатым репертуаром, писал: «Надо сознаться, что страх, который испытывает пианист перед выступлением, главным образом заключается в страхе - забыть». Этот страх сковывает исполнителя. Забыть может каждый, но можно забыть по-разному. Когда забывает музыкант, он всегда сумеет найтись, если же забывает человек, не знающий музыки, которую он играет, он попадет в безвыходное положение.

Для того, чтобы меньше волноваться, надо иметь чистую совесть, то есть быть уверенным в том, что действительно хорошо знаешь то произведение, которое собираешься сегодня играть.

Те исполнители, которые играют только с помощью моторной памяти, находятся в самом опасном положении. Ставя себя на их место, я думаю, что если бы я забыл, то попал бы в безвыходное положение. Исполнение только тогда становится законченным, когда сыграешь произведение на эстраде. Тут только по-настоящему слышишь и недостатки своего исполнения и достоинства. Очень важно также умение владеть собой на эстраде. Надо пользоваться каждой возможностью играть публично в концертах и на вечерах. Надо всегда быть готовым к выступлению. Надо чаще играть среди друзей и знакомых. Это тоже поможет преодолеть страх.

Даже великие артисты волнуются перед выступлением. Один из самых великих пианистов, каким был Рахманинов, обладавший колоссальной памятью, тоже волновался перед выступлением, когда играл произведение первый раз. В следующий раз он уже относился к этому спокойнее. Величайший пианист своего времени Антон Рубинштейн тоже очень волновался.

Наибольшим спокойствием отличался замечательный пианист Иосиф Гофман. Это был превосходный музыкант с исключительным репертуаром. Я помню один его концерт в зале Дворянского собрания (ныне – Колонный зал). Я стоял около лесенки, которая вела на эстраду. Гофман перед концертом обедал где-то в гостях и прямо оттуда приехал на концерт. На лесенке стоял его импресарио. Проходя мимо него, Гофман спросил: «Что я сегодня играю?» Оказывается, он даже не знал программы сегодняшнего концерта. Это единственный пример, который я наблюдал в своей жизни, когда человек перед выступлением совершенно не волновался.

Многое зависит от того, что играешь. Если играешь программу, которую ты уже давно играл, то конечно, меньше волнуешься. Если артист совершает концертную поездку с программой, которую он повторяет в каждом городе, то после нескольких выступлений он перестает волноваться. Преодолеть волнение можно главным образом практикой, а также тем, чтобы держать свою нервную систему в порядке».

В Вятском колледже культуры на кафедре Музыкальное звукооператорское мастерство разработана памятка «Самонастрой студента перед публичным выступлением».

  1. Студент должен очень хорошо знать произведение.
  2. Студент должен хорошо отдохнуть перед выступлением (здоровый сон) и не планировать в этот день важных и сложных дел.
  3. За день до выступления играть произведение только в среднем темпе (для быстрых произведений), без эмоций и по нотам.
  4. В день выступления разыгрываться на других техничных произведениях, имеющихся в репертуаре студента (этюды, гаммы и тп.).
  5. Непосредственно перед выступлением вспомнить динамический и кульминационный план произведения, мысленно воспроизвести музыкальный образ.
  6. 15-20 минут до выступления студент проводит исходя из своих индивидуальных особенностей, например:

А) делать глубокие вдохи и выдохи диафрагмой;

Б) сделать несколько резких движений руками вверх, перед собой, в стороны и т.д.

В) сесть на стул, закрыть глаза и постараться расслабить все мышцы тела.

  1. Выходя на сцену думать только о характере и музыкальном образе исполняемого произведения.

В своей будущей профессии студент может использовать приобретенные знания и умения не только в профессиональной сфере, но и в семье, в общественной жизни, что значительно расширяет возможности его самореализации.

Студенты и преподаватели проводят благотворительные акции, концерты для ветеранов ВОВ, всероссийского общества слепых, детских садов, образовательных учреждений, жителей Ленинского района.

Проводятся тематические классные часы, вечера, на которых сами обучающиеся аккомпанируют студентам-вокалистам, инструменталистам. При подготовке вечера фортепианного ансамбля воспитательную роль играет сотворчество преподавателя и студента.

В колледже организована музыкальная гостиная, в которой проходят лекции – концерты, посвященные творчеству выдающихся музыкантов-композиторов.

Стало доброй традицией проведение конкурсов фортепианной миниатюры с номинациями: «Мое первое выступление», «Лучшее воплощение музыкального образа», «Виртуозное исполнение музыкального произведения», «Я сочиняю музыку», «Танцующие пальчики».

Также ежегодно студенты принимают участие в конкурсах различных уровней по предметам: музыкальная литература, сольфеджио, инструментоведение, инструментовка и аранжировка музыкальных произведений, компьютерная аранжировка, инструментальное творчество. Такие конкурсы, как: «Волшебные звуки музыки», «Голоса Приволжья», «Вятские напевы», «Созвездие талантов», «Поющая волна» и др.

При подготовке к различным конкурсам происходит освоение профессионального модуля «Музыкально-творческая деятельность», где оцениваются следующие компетенции:

ПК 2.2. Воспроизводить художественный образ в записи на основе знаний специфики музыкального языка (ладовые, метроритмические, формообразующие, гармонические, фактурные свойства музыкального языка).

ПК 2.3. Работать в непосредственном контакте с исполнителем над интерпретацией музыкального произведения.

ПК 2.4. Аранжировать музыкальные произведения с помощью компьютера, использовать компьютерную аранжировку при звукозаписи.

ПК 2.5. Исполнять на фортепиано различные произведения классической, современной эстрадно-джазовой музыкальной литературы.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Участие в творческих конкурсах позволяют студенту за период обучения в колледже сформировать портфолио для сдачи квалификационного экзамена профессионального модуля «Музыкально-творческая деятельность», который представляет собой демонстрацию подготовленного студентам портфолио. В содержание инвариативной и вариативной части портфолио входит:

  1. инструментовка музыкального произведения;
  2. звукозапись аранжировки музыкального произведения в программе SONAR;
  3. творческие, научные, проектные работы, представленные на всероссийских, региональных, областных, муниципальных, общеколледжных олимпиад, конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций и проектов;
  4. запись мелодии с использованием специальных компьютерных программ;
  5. компьютерная аранжировка инструментального произведения;
  6. сертификаты, грамоты, дипломы, благодарственные письма всероссийских, региональных, областных, муниципальных, общеколледжных олимпиад, конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций и проектов;
  7. видео, аудио, фотодокументы и иные документы, свидетельствующие об успехах по овладению видом профессиональной деятельности.

Участие в конкурсах позволяет развивать творческую активность студента, волю, любовь к будущей профессии, является стартовой площадкой для концертных выступлений.

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовая подготовка, воспитание милосердия, привитие любви к профессии. У студентов формируются такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, творческие способности.

Результатом данной деятельности является обучение выпускников в ведущих ВУЗах страны, трудоустройство в культурно-досуговых учреждениях города и области.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Участие в творческих конкурсах, как способ формирования профессиональной компетенции в подготовке конкурентно-способного специалиста музыкального звукооператорского мастерства




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*