Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подготовка специалистов по уходу за пациентами

07.02.2014 310 960
Вольгушева Н.В.
Вольгушева Н.В., руководитель структурного подразделения по практической работе

Власова Н.С., директор

Храменкова Татьяна Дмитриевна
Храменкова Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по учебной работе, преподаватель

Бердский медицинский колледж

Основополагающим документом, регламентирующим образовательную деятельность в нашей стране, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Единство образовательного пространства обеспечивают Федеральные государственные образовательные стандарты, на основе которых само образовательное учреждение при участии заинтересованных работодателей разрабатывает основные профессиональные образовательные программы.

С 2011 года мы работаем по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе и предусматривают подготовку специалистов, способных после окончания учебного заведения немедленно включиться в профессиональную деятельность. Эту задачу позволяет реализовать оптимизация методов обучения с приоритетом на практикоориентированные технологии.


Качество полученного образования определяет профессиональную квалификацию специалиста, его приверженность избранной профессии и в конечном итоге влияет на качество медицинской помощи населению. Стратегической целью нашего образовательного учреждения является подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов со средним медицинским образованием в соответствии с существующими и перспективными требованиями государства, общества и личности.


Колледж ведёт подготовку по двум специальностям: «Лечебное дело» (квалификация – фельдшер) и «Сестринское дело» (квалификация - медицинская сестра, медицинский брат).

Важным критерием качества подготовки специалистов являются профессиональные компетенции. Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Формирование профессиональных компетенций осуществляется при освоении профессиональных модулей, где обязательный компонент -  практическое обучение.


Освоение профессионального модуля начинается с теоретического курса, который занимает 30% учебного времени.

Практика (70% учебного времени) представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации основных профессиональных образовательных программ предусматриваются такие виды практик как учебная и производственная.

Практические занятия как составная часть профессионального цикла проводятся в виде доклинического, фантомного курса в специально оборудованных кабинетах. Учебная практика проводится в лечебно-профилактических учреждениях. Продолжительность учебной практики составляет 4-6 академических часов в день.


Базовые знания и умения студентов начинают формироваться при освоении модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными. Решение проблем пациента». На практических занятиях и учебной практике студенты обучаются методам ухода за больными: профилактике пролежней, уходу за кожей, осуществлению личной гигиены пациента, выполнению простейших физиотерапевтических процедур и медицинских манипуляций при строгом соблюдении правил инфекционной безопасности во время работы.


Последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение происходит на последующих курсах по мере перехода от одного этапа практики к другому. Студенты обучаются уходу за пациентами разных возрастных групп при различных заболеваниях и состояниях на таких практиках как сестринский уход в терапии, педиатрии, хирургии, инфекционных болезнях и др.

На учебных практиках важную роль в формировании профессиональных умений, позитивного сотрудничества играет групповая работа, студенты анализируют деятельность друг друга, выявляют наиболее часто встречающиеся ошибки и устраняют их в процессе самостоятельной работы, что снимает эмоциональное напряжение, страх сделать ошибку, способствует развитию профессионального общения с будущими пациентами, коллегами, а также воспитывает такие важные для медицинского работника качества, как умение работать в команде, трудолюбие, аккуратность, терпимость, отзывчивость, ответственность, самостоятельность.


Преподавателями большое внимание уделяется формированию у студентов способности и готовности планировать, осуществлять и корректировать свою будущую профессиональную деятельность. На занятиях студенты учатся планировать сестринские независимые вмешательства, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, которые могут возникнуть на рабочем месте. Деятельность медицинского работника многофункциональна, поэтому на занятиях разбираются со студентами алгоритмы действий на разных рабочих местах: процедурный кабинет, пост медицинской сестры, приёмный покой, палата ухода за больными, оказание реанимационных мероприятий и т.д.

Производственная практика проводится в лечебно - профилактических учреждениях города и области, с которыми у колледжа заключены договоры о совместной деятельности.


Общими и непосредственными руководителями производственных практик являются главные и старшие медицинские сестры, заведующие отделениями различных подразделений больниц.

Содержание практик согласовывается с работодателями и отражается в рабочих программах производственных практик. По итогам практики проводится дифференцированный зачёт с обязательным участием представителей практического здравоохранения. Студенты предоставляют отчётную документацию (портфолио, дневник практики, аттестационный лист, отчет по практике, история болезни) и характеристики, отражающие общие и освоенные профессиональные компетенции, написанные непосредственными руководителями (работодателями). Профессиональный модуль заканчивается квалификационным экзаменом, где оцениваются сформированные общие и профессиональные компетенции.


Для повышения интереса к будущей профессиональной деятельности и повышения качества подготовки студентов ежегодно организуются и проводятся профессиональные конкурсы. Профессиональный конкурс – это внеаудиторное заключительное занятие по профессиональному модулю, являющееся инновационной формой обучения, позволяющее решать учебные и воспитательные задачи в игровой форме, а также осуществлять итоговый контроль уровня сформированности общих и профессиональных компетенций у студентов.


«Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Она несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом» («Этический кодекс медицинской сестры России»). Для воспитания этих качеств коллектив колледжа поддерживает волонтёрское студенческое движение. Уже в течение многих лет работают волонтёрские студенческие клубы: «Милосердие», «Будь здоров». Участие в работе клубов осуществляется на добровольной основе. Члены клуба «Милосердие» проводят патронажи к детям с ограниченными психическими и физическими возможностями и оказывают помощь родителям, обучая их уходу за детьми, оказывают психологическую поддержку, организовывая праздники и поздравления для детей. Основной целью медицинского профилактического отряда «Будь здоров» является пропаганда здорового образа жизни среди учащихся школ и работающей молодёжи города. Силами студентов - старшекурсников проводятся уроки безопасности в общеобразовательных учреждениях города, на которых студенты обучают школьников правилам оказания первой помощи.


Ежегодно в колледже проходят православные встречи со священником, настоятелем Бердского Кафедрального собора Преображения Господня В.В.Бирюковым, темы которых:

- Духовные основы патриотизма,

- Делом возрастать в любви,

- Лучшее место спасения – семья и др.

Соприкасаясь с традициями православной культуры, религиозными заповедями, студенты формируют качества, важные для личности и медицинского работника.

Сегодня преподаватели Бердского медицинского колледжа ставят перед собой задачу не просто обеспечить студентам качественное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором развития их созидательной активности, позволяющей личности быть благополучной в обществе. В процессе профессионального обучения наш коллектив старается сформировать компетентную личность выпускника с активной жизненной позицией, вовлечённую в социальную практику, успешно разрешающую как собственные, так общественные проблемы.

 

Список литературы:

1. Закон РФ «Об образовании в РФ», от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

2. ФГОС СПО специальности «Сестринское дело» Приказ Минобрнауки РФ № 589 от 12 ноября 2009.

3. «Этический кодекс медицинской сестры России»

4. Буслаева И.М. Народное образование. Педагогика. Практико ориентированный подход в обучении.

5. Устав ГАОУ СПО НСО «Бердский медицинский колледж»

6. Устав студенческого клуба «Милосердие»

7. Положение ГАОУ СПО НСО «О профессиональном конкурсе»

8. Положение ГАОУ СПО НСО «О производственной практике»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*