Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Возрастные особенности развития подростков

29.09.2021 1609 2861
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Драга Валентина Николаевна
Драга Валентина Николаевна, студент

Вятский колледж культуры

«Подростковый возраст – это «второе рождение»

Ж.Ж. Руссо

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Особенно «трудным» и «своеобразным» является подростковый возраст.

Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 4-8 классов. Ученики 4 класса еще во многом напоминают младших школьников, а учащиеся 8 класса уже имеют многие черты, свойственные ранней юности.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток - полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. [4]

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. [2]

В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток начинает воспринимать не только то, что лежит на поверхности явлений, но, конечно, многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту. Подросток может добросовестно смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, управлять процессами памяти. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умение организовать мыслительную работу по запоминанию определенного материала, а также умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой – обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Например, невнимательный и рассеянный на «нелюбимом» уроке, ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь, работать на другом, «любимом», уроке. [4]

Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток с равным успехом оперирует как с объектами, так и с высказываниями. Одновременно у него формируется способность к любого рода комбинаторным операциям, широкому варьированию пропорциями, что указывает на сформированность логического мышления. Помимо того, что подросток способен «парить» над действительностью посредством планирования и контроля своих свободных фантастических построений, он учится прекрасно рефлексировать свои умственные действия и операции и получать от этого интеллектуальные эмоции. [3]

Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Подросток прячет свои фантазии «как очень сокровенную тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии».

Подростковый возраст имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую он демонстрирует при решении различных задач, побуждает взрослых к обсуждению с ним достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживаются удивительная легкость этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. [5]

В этом возрасте дети становятся чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально – этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями. Ребята в этот период обмениваются интересной информацией, обсуждают события из жизни класса, выясняют, кто как к кому относится, разговаривают о сугубо личных вопросах, которые не подлежат разглашению: мечтах, планах, о созревании организма, о «странных» изменениях в сознании, о симпатиях. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус.

В подростковом общении отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – другой. Согласно взглядам отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя посредством других людей в любом возрасте. Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. [1]

Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что подростковому возрасту присуща сторона деятельности, акцентирующая развитие взаимоотношений. Трансформируется у подростка в потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. [4, 8]

Поэтому ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям от 10-11 до 14-15 лет деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, трудовая. При выполнении этих видов общественно полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становится личностно-значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего «Я». [9]

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторого эти стремления могут выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. [3]

Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация - это искреннее осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот, нежелание общаться. Переживание одиночества тяжело и невыносимо для подростка. [7]

Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть демонстрация собственных качеств как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, паясничанье, кривлянье.

Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания, недовольства и обида товарищей заставляют его задуматься о причинах этого, обращают его внимание на себя, помогают увидеть и осознать собственные недостатки, а потребность в хорошем отношении и уважаемом положении вызывает желание исправить недостатки и быть на высоте предъявляемых требований. [4]

В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. [2]

Общение со взрослыми в подростковом возрасте – это общение, насыщенное проблемами. Первый источник этих проблем - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т. п. Взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка. Родители перестают видеть своих детей, а учителя своих учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, почерпнутая из газет, из разговоров взрослых между собой, но только не из реального и живого видения ребенка.

Второе - и родители и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля (гиперопека, постановка целей в форме приказа, указы). В этот же момент потребность подростка заключается в том, чтобы старшие признали их равноправными партнерами в общении. В большинстве случаев это не происходит, порождая тем самым конфликты между подростками и взрослыми.

Психологи отмечают еще одну, чрезвычайно важную, с психологической точки зрения характеристику конфликтов подростков со взрослыми. Доказано, что виновником конфликта всегда признается подросток - так считают родители, так считают учителя, так считают и сами подростки. Из-за этого происходит ломка позиции «психологического смирения» и она чаще всего приводит к «психологическому бунтарству». [6]

Таким образом, в психолого-педагогической литературе принято определять подростковый возраст терминами «трудный», «конфликтный», «кризисный». Данный возраст, являясь самым продолжительным переходным периодом, характеризуется рядом физических и психологических перемен. Тогда только начинают, а какие-то продолжают, формироваться познавательные процессы, такие как мышление, память, внимание и воображение.

Проблема культурного общения подростков - одна из самых значимых в настоящее время в формировании социальной учебной среды. Для подростков коммуникация представляется ведущим видом деятельности, потому как в обозримой судьбе подростка коммуникативные навыки примутся играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

Конечно же, общение со сверстниками, налаживание контактов, взаимопонимание и уважение со стороны одноклассников в большой мере влияет на общение подростков со взрослыми. Доброжелательно принятый подросток в обществе своих сверстников будет комфортно и свободно чувствовать себя при общении дома, с родителями, учителями, ведь он знает, что его любят и принимают в обществе, в котором он находится сейчас. Ребенка не будут мучить мысли и проблемы об этом, ведь в подростковый и трудный период ему важно быть признанным в коллективе.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Возрастные особенности развития подростков




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*