Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Управление процессом адаптации первокурсников

07.02.2014 1185 2359
Боярко Татьяна Николаевна
Боярко Татьяна Николаевна, педагог-психолог, преподаватель

Купинский медицинский техникум

В современном, динамично меняющемся мире, развитие адаптивных качеств личности приобретает особое значение. Адаптивность всегда индивидуальна, обеспечивается активностью личности и находит свое выражение в достигнутом результате деятельности. Она может рассматриваться как внутренняя способность личности к изменчивости.

 

Если изменения в психологической структуре личности в процессе адаптации происходят дисгармонично, то говорят о дезадаптации личности, которая может проявляться в различных отклонениях и нарушениях поведения. О дезадаптации свидетельствуют состояния фрустрированности и подавленности человека, социальная изолированность, неадекватность коммуникативных навыков и поведенческая дезорганизация. Все перечисленные признаки дезадаптации могут быть характерны и для студентов техникума.

 

С первых же дней пребывания в техникуме первокурсники сталкиваются с новой структурой учебного заведения, с новой системой обучения, новыми требованиями. Неизбежно возникает перестройка школьного стереотипа учебной деятельности, идет активный процесс приспособления первокурсников к условиям образовательной среды техникума. Студенты меняют образ деятельности и мышления, обучаются самостоятельно регулировать свое обучение, нести ответственность за планирование учебы и ее результаты. Тревожные факты дезадаптации студентов первого года обучения  показывают, что приспособление вчерашних школьников к условиям обучения в техникуме происходит с определенными трудностями:

1. Некоторые индивидуально-психологические особенности первокурсников, такие как  большие пробелы в знаниях (в техникуме, как правило, поступают средне- и слабо успевающие в школе); низкие познавательные интересы (несформированность основных мотивов обучения); плохое владение приемами учебной работы (неумение работать с учебными текстами, выделять основную мысль, конспектировать, эффективно запоминать и доходчиво излагать выученное); дефекты семейного и школьного воспитания (низкий уровень этической воспитанности и ответственности) отрицательно сказываются на процессе адаптации к условиям обучения в техникуме. Следствием является неуспеваемость на первом курсе, рост пропусков занятий, неудовлетворенность учебой.

2. Абитуриенты, поступающие в техникум, недостаточно ориентированы в будущей профессии, возникает конфликт между интересами студентов, их ожиданиями и содержанием обучения.

3. Обучение в среднем профессиональном образовательном учреждении  имеет свои особенности. Большой объем специальных знаний по профессии, чередование теоретического и практического  циклов обучения требуют от первокурсников высокой умственной работоспособности, организованности, желания учиться. Этого часто и не хватает студентам.

 

Индивидуально-психологические особенности первокурсников ставят перед преподавателями двойную педагогическую задачу: вооружить профессией и исправить пробелы в обучении и воспитании, что усложняет и без того нелегкий труд педагога. Возникает необходимость  поиска наиболее приемлемых подходов, методов и приемов работы, обеспечивающих системный подход к процессу адаптации студентов в первые месяцы обучения профессии.

 

Таким образом, психолого-педагогическая адаптация студентов-первокурсников становится одной из актуальных задач, в решении которой заинтересован весь педагогический коллектив техникума, осуществляющий ряд мер, способствующих менее болезненному вхождению первокурсников в новую систему  учебных отношений и требований.

 

В Купинском медицинском техникуме разработана программа психолого-педагогической адаптации первокурсников, которая призвана помочь студентам адаптироваться к новым условиям обучения с первых дней пребывания в техникуме, а так же использовать этот период для развития личности студентов нового набора и формирования позитивной мотивации профессионального становления.

 

Программа имеет системно-комплексную структуру, которая позволяет соблюдать последовательность и согласованность психолого-педагогических воздействий, охватывая всех участников образовательного процесса. Она  рассчитана на первый семестр учебного года (сентябрь – декабрь) и реализуется с учетом плана учебно-воспитательной работы техникума.

 

Работа  осуществляется во взаимодействии с администрацией, преподавателями и классными руководителями. Используются формы и методы индивидуальной и групповой работы: беседы, семинары, дискуссии, самоанализ, психологические практикумы, игры и др.

 

Программа предполагает поэтапную организацию психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первокурсников:

Первый этап – Психологическое сопровождение профессионального отбора.

Второй этап – Адаптация первокурсников в учебной деятельности.

Третий этап – Решение проблем адаптации первокурсников к новым условиям обучения.

Четвертый этап – Анализ итогов адаптационного периода.

 

На каждом этапе деятельность психолога строится с учетом целей, категории участников и основных направлений психолого-педагогической деятельности.

 

Анализ и оценка эффективности адаптационного процесса осуществляется на основе итоговых данных психолого-педагогической адаптации первокурсников. Основным критерием оценки успешной адаптации студентов  является уровень адаптированности первокурсников, который  рассматривается как результат личностных изменений в ходе согласования профессиональных намерений, качеств личности, требований конкретной профессиональной деятельности и  выступает основным показателем успешной адаптации студента. Оценка уровня адаптированности складывается из сочетания основных критериев опросника социально-психологической адаптированности (СПА):

- Критерии;

- Показатели;

- Адаптивность  (общий показатель);

- Согласованность целей и результатов деятельности, конструктивность отношений, гибкость поведения;

- Принятие себя;

- Принятие себя таким, какой есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, автономность;

- Принятие других;

- Способность к установлению межличностных контактов, сопереживанию и рефлексии, коммуникабельность;

- Эмоциональный комфорт;

- Эмоциональная стабильность, отсутствие тревожности, ощущение понимания и поддержки;

- Внутренний контроль;

- Ответственность и самостоятельность в принятии решений.

 

Систематическое наблюдение, отслеживание актуального состояния и проблем процесса адаптации позволяет выявить противоречия и трудности, имеющиеся в процессе обучения и воспитания первокурсников, что позволяет своевременно корректировать образовательные подходы с учетом индивидуальных особенностей студентов.

 

Результаты  исследования дают возможность учитывать проявляющиеся особенности первокурсников при  оказании индивидуальной помощи студентам по вопросам обучения, межличностного взаимодействия, профессионального развития.

 

Список использованной литературы:

1. Барковская И.И. Психологическое обеспечение адаптации первокурсников / С, 1999 № 12.

2. Болдырева Н.Н. Формирование у студентов умений организации учебно-познавательной деятельности / С, 2004 № 5.

3. Мавлеткулова С.Х. Управление процессом адаптации студентов / С, 2000 № 9.

4. Мельник Н.М. Технология управления учебно-познавательной деятельностью / С, 2000 № 10.

5. Новикова Т.В. Самостоятельная работа студентов / СПО, 2003 № 4.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*