Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современном, динамично меняющемся мире, развитие адаптивных качеств личности приобретает особое значение. Адаптивность всегда индивидуальна, обеспечивается активностью личности и находит свое выражение в достигнутом результате деятельности. Она может рассматриваться как внутренняя способность личности к изменчивости.
Если изменения в психологической структуре личности в процессе адаптации происходят дисгармонично, то говорят о дезадаптации личности, которая может проявляться в различных отклонениях и нарушениях поведения. О дезадаптации свидетельствуют состояния фрустрированности и подавленности человека, социальная изолированность, неадекватность коммуникативных навыков и поведенческая дезорганизация. Все перечисленные признаки дезадаптации могут быть характерны и для студентов техникума.
С первых же дней пребывания в техникуме первокурсники сталкиваются с новой структурой учебного заведения, с новой системой обучения, новыми требованиями. Неизбежно возникает перестройка школьного стереотипа учебной деятельности, идет активный процесс приспособления первокурсников к условиям образовательной среды техникума. Студенты меняют образ деятельности и мышления, обучаются самостоятельно регулировать свое обучение, нести ответственность за планирование учебы и ее результаты. Тревожные факты дезадаптации студентов первого года обучения показывают, что приспособление вчерашних школьников к условиям обучения в техникуме происходит с определенными трудностями:
1. Некоторые индивидуально-психологические особенности первокурсников, такие как большие пробелы в знаниях (в техникуме, как правило, поступают средне- и слабо успевающие в школе); низкие познавательные интересы (несформированность основных мотивов обучения); плохое владение приемами учебной работы (неумение работать с учебными текстами, выделять основную мысль, конспектировать, эффективно запоминать и доходчиво излагать выученное); дефекты семейного и школьного воспитания (низкий уровень этической воспитанности и ответственности) отрицательно сказываются на процессе адаптации к условиям обучения в техникуме. Следствием является неуспеваемость на первом курсе, рост пропусков занятий, неудовлетворенность учебой.
2. Абитуриенты, поступающие в техникум, недостаточно ориентированы в будущей профессии, возникает конфликт между интересами студентов, их ожиданиями и содержанием обучения.
3. Обучение в среднем профессиональном образовательном учреждении имеет свои особенности. Большой объем специальных знаний по профессии, чередование теоретического и практического циклов обучения требуют от первокурсников высокой умственной работоспособности, организованности, желания учиться. Этого часто и не хватает студентам.
Индивидуально-психологические особенности первокурсников ставят перед преподавателями двойную педагогическую задачу: вооружить профессией и исправить пробелы в обучении и воспитании, что усложняет и без того нелегкий труд педагога. Возникает необходимость поиска наиболее приемлемых подходов, методов и приемов работы, обеспечивающих системный подход к процессу адаптации студентов в первые месяцы обучения профессии.
Таким образом, психолого-педагогическая адаптация студентов-первокурсников становится одной из актуальных задач, в решении которой заинтересован весь педагогический коллектив техникума, осуществляющий ряд мер, способствующих менее болезненному вхождению первокурсников в новую систему учебных отношений и требований.
В Купинском медицинском техникуме разработана программа психолого-педагогической адаптации первокурсников, которая призвана помочь студентам адаптироваться к новым условиям обучения с первых дней пребывания в техникуме, а так же использовать этот период для развития личности студентов нового набора и формирования позитивной мотивации профессионального становления.
Программа имеет системно-комплексную структуру, которая позволяет соблюдать последовательность и согласованность психолого-педагогических воздействий, охватывая всех участников образовательного процесса. Она рассчитана на первый семестр учебного года (сентябрь – декабрь) и реализуется с учетом плана учебно-воспитательной работы техникума.
Работа осуществляется во взаимодействии с администрацией, преподавателями и классными руководителями. Используются формы и методы индивидуальной и групповой работы: беседы, семинары, дискуссии, самоанализ, психологические практикумы, игры и др.
Программа предполагает поэтапную организацию психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первокурсников:
Первый этап – Психологическое сопровождение профессионального отбора.
Второй этап – Адаптация первокурсников в учебной деятельности.
Третий этап – Решение проблем адаптации первокурсников к новым условиям обучения.
Четвертый этап – Анализ итогов адаптационного периода.
На каждом этапе деятельность психолога строится с учетом целей, категории участников и основных направлений психолого-педагогической деятельности.
Анализ и оценка эффективности адаптационного процесса осуществляется на основе итоговых данных психолого-педагогической адаптации первокурсников. Основным критерием оценки успешной адаптации студентов является уровень адаптированности первокурсников, который рассматривается как результат личностных изменений в ходе согласования профессиональных намерений, качеств личности, требований конкретной профессиональной деятельности и выступает основным показателем успешной адаптации студента. Оценка уровня адаптированности складывается из сочетания основных критериев опросника социально-психологической адаптированности (СПА):
- Критерии;
- Показатели;
- Адаптивность (общий показатель);
- Согласованность целей и результатов деятельности, конструктивность отношений, гибкость поведения;
- Принятие себя;
- Принятие себя таким, какой есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, автономность;
- Принятие других;
- Способность к установлению межличностных контактов, сопереживанию и рефлексии, коммуникабельность;
- Эмоциональный комфорт;
- Эмоциональная стабильность, отсутствие тревожности, ощущение понимания и поддержки;
- Внутренний контроль;
- Ответственность и самостоятельность в принятии решений.
Систематическое наблюдение, отслеживание актуального состояния и проблем процесса адаптации позволяет выявить противоречия и трудности, имеющиеся в процессе обучения и воспитания первокурсников, что позволяет своевременно корректировать образовательные подходы с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Результаты исследования дают возможность учитывать проявляющиеся особенности первокурсников при оказании индивидуальной помощи студентам по вопросам обучения, межличностного взаимодействия, профессионального развития.
Список использованной литературы:
1. Барковская И.И. Психологическое обеспечение адаптации первокурсников / С, 1999 № 12.
2. Болдырева Н.Н. Формирование у
студентов умений организации учебно-познавательной деятельности / С, 2004 № 5.
3. Мавлеткулова С.Х. Управление процессом адаптации студентов / С, 2000 № 9.
4. Мельник Н.М. Технология
управления учебно-познавательной деятельностью / С, 2000 № 10.
5. Новикова Т.В. Самостоятельная работа студентов / СПО, 2003 № 4.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.