Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Открытый урок по химии для студентов 1 курса по специальности: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» по теме «Предельные углеводороды»

07.02.2014 972 1 4630
Прищепова Ю.А.
Прищепова Ю.А., преподаватель высшей квалификационной категории

Боровичский автомобильно-дорожный колледж

Тема: Предельные углеводороды (Алканы)

Тип урока: комбинированный (изучения и первичного закрепления новых знаний)

Цель: сформировать представление об алканах, как представителях предельных углеводородов с одинарными связями.

 

Задачи:

а) образовательные

1.закрепить знания теории химического строения А.М.Бутлерова (понятия изомера, гомолога)

2. познакомить учащихся со строением, получением, свойствами и применением алканов.

3. закрепить умение  составлять структурные формулы, называть предельные углеводороды, составлять модели молекул.

б) развивающие

1. развитие образного мышления посредством моделей предельных углеводородов, внимания, памяти.

2. развитие познавательного интереса к химии.

в) воспитательные

1. воспитание, формирование активности, положительного отношения к учению.

2. формирование коммуникативных качеств учащихся.

 

Оборудование и материалы:

- компьютер, презентация

- магнитная доска

- модели атомов и химических связей для магнитной доски.

- модели метана, этана, бутана, пропана из пластилина, пластилин разноцветный, спички

- опорные конспекты «Алканы» (15 шт.)

- гомологический ряд метана

- сигнальные карточки (И, Г), (ДА, НЕТ)

- карточки со структурными формулами алканов

- карточки «Найти ошибку»

- применение алканов (пособие) (15шт)

- карточки « Игра в крестики, нолики» (15шт)

- задания для химического диктанта

- карточки с фразой (найти название алкана)

- модель дерева знаний

 План урока

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Проверка домашнего задания (опрос, фронтальная беседа, изготовление моделей) (15мин.)

3. Изучение нового материала (строение, свойства, получение, применение) (40 мин.)

4. Закрепление  (20 мин.)

5. Контроль и самопроверка знаний (10 мин.)

6. Подведение итогов (2 мин.)

7. Информация о домашнем задании (1 мин.)


                                                  Ход урока


1. Организационный момент (2 мин)

- проверка готовности к уроку

- проверка присутствующих

- настрой студентов на хорошую, активную, плодотворную работу

- сообщение темы урока (тема урока - Предельные углеводороды (алканы).

Сегодня мы будем изучать строение, изомерию, получение, применение алканов. Давайте вспомним, какие задачи, вы перед собой ставили на прошлом уроке. Сегодня по мере изучения материала, вы будете решать свои задачи. Сегодня ваши яблоки будут созревать.)

- цель студенты формулируют сами (приглашаю к доске записать цель урока)

 

2. Проверка домашнего задания (15 мин)

- один человек к магнитной доске (тест ранжирования и сличения) - составить гомологический ряд предельных углеводородов

- гомологический ряд алканов (отвечают по очереди)

- второй человек-модель СН4 метана

- третий человек- модель С2Н6 этана

- четвертый человек –  к доске (назвать вещество)(2 метил пентан)                

- остальные работают во фронтальной беседе (карточки да, нет)

Вопросы:

1. Роль в развитии теории химического строения принадлежит Ломоносову (НЕТ)

2. Атом углерода во всех органических веществах четырехвалентен (ДА)

3. Основной состав органических соединений входят углерод, водород, кислород, азот (ДА)

4. Органические вещества делятся на 2 большие группы ациклические и циклические (ДА)

5. Изомеры - это вещества, имеющие одинаковый состав, но различающиеся строением молекул и свойствами (ДА)

6. Пропан и бутан – изомеры (НЕТ)

7. Общая формула алканов  CnH2n (НЕТ)

Проверяем задания на доске, гомологический ряд, названия, модели, кто ещё ответит гомологический ряд метана?

Проверяем, как вы усвоили понятия изомеры, гомологи (работа с сигнальными карточками (Г, И)

СН2-СН-СН3

           /

        СН3

СН3-СН2-СН-СН3

                   /

              СН3

3 метил бутен

СН4-МЕТИЛ

С2Н6-ЭТАНОЛ

С3Н4-ПРОПАН

 

СН3-СН2-СН2-СН-СН3

                   /

             СН3

(2 метил пентен)

 

Найти ошибку в составлении формул и в названии веществ.

 

3. Изучение нового материала (40мин)

Итак, приступаем к изучению первого класса органических соединений «алканы», достаем таблицы, подготовленные на прошлом уроке, проверяем названия граф (по презентации)

 

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССОВ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Общая формула

Строение молекулы (тип гибридизации,  угол, форма,

вид связи, длина связи)

Изомерия,

Номенклатура,

гомологический ряд (примеры изомеров к С6)

 

Физические

свойства,

получение

(уравнения

реакций)

 

Химические

свойства

(уравнения

реакций)

 

Применение

Соединений

(направления использования по химическим свойствам)

 

 

- Заполняем первую графу строения простейшего представителя (по презентации)

 

Строение алканов

• Простейшим представителем алканов является метан. Рассмотрим строение его молекулы.

• CH4- ковалентная полярная связь.

 Описание: молекулы

 

• 109°28’ – угол между связями

•  Длина связи C-H 0.109 нм

                            C-C 0.154 нм

 

Описание: молекула 2


СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МОЛЕКУЛЫ ЭТАНА И РАСПОЛОЖЕНИЕ ОРБИТАЛЕЙ В ЭТАНЕ.

 

         Структурная модель                               Расположение сигма - связей

             молекулы этана                                           в молекуле этана.

 

- Заполняем вторую графу изомерия и номенклатура алканов (по презентации)

 

Изомерия алканов

Изомерия – это явление, при котором вещества имеют одинаковый качественный и количественный состав, но различные свойства.

 

Тип изомерии алканов:

1. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета)

СН3-СН2-СН2-СН3                  СН3-СН-СН3

                                                             /

                                                         СН3

      бутан                                         изобутан

- Заполняем третью графу физические свойства,  получение алканов  (по презентации)

 

Физические свойства

Алканы имеют молекулярную кристаллическую решетку

С1 -С4- бесцветные газы

С5-С17-бесцветные жидкости, имеющие запах бензина

С18-твердые вещества

Алканы малорастворимы в воде

- Заполняем четвертую графу химические свойства алканов (по презентации)

 

Химические свойства

Для алканов характерны реакции:

I. Замещение

- Галогенирование            

                  свет

CH4 + Cl2   →   CH3Cl + HCl

II. Гидратация

CH4+ Н2О → СО + 3Н2

 

III. Окисление

- Горение

СН4 +2О2 →СО2 + 2Н2О


IV. Пиролиз

       10000c

СН4 →С+ 2Н2

V. Дегидрирование

         t,Ni

 С3Н8→С3Н6 + Н2

              15000C

 2СН4   →  С2Н2 + 3Н2

VI. Изомеризация        

                               t,AlCl3

СН3-СН2-СН2-СН3 →СН3-СН-СН3

                                                 /

                                             СН3

- Заполняем пятую графу. Применение основано на химических свойствах. Самостоятельная работа учащихся по пособию «Применение алканов». Работа в группах, сформулировать и рассказать о применение алканов первая группа по первому и второму хим.свойству, вторая группа по 3 и 4 хим. свойству, третья группа по 5-6 свойству.

1- Получение синтетического каучука

2- Горючее для двигателей внутреннего сгорания

3- Получение синтетического бензина

4- Растворители

5- Применение при резке и сварке металлов

6- Топливо

7- Получение типографской краски

8- Резина

 

Применение

Для получения:

1. Растворителей, хладагентов

2. Синтез-газа, получение спирта

3. Горючего

4. Типографской краски

5. Каучука, резины, уксусной кислоты (органический синтез)

 

4. Закрепление (15 мин)

На этом этапе задумайте, чьи яблоки созрели, а у кого начинают созревать?

- Работа с сигнальными карточками (ДА, НЕТ)

Вопросы:

1. общая формула алканов СnН2n+2(ДА)

2. простейший представитель алканов пропан(НЕТ)

3. пропан и бутан – гомологи(ДА)

4. тип гибридизации алканов sp(НЕТ)

5. длина связи между атомами углерода в алканах 0,12 нм(НЕТ)

6. для алканов характерна реакция замещения(ДА)

- А сейчас каждой группе задание (найти в предложении название предельного углеводорода( по 2 предложения каждой группе)

Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико (НОНАН)

Смета на строительство нового объекта была утверждена (МЕТАН)

- Игра в крестики нолики (гомологи, изомеры) найти выигрышный путь (какая группа найдет первой выигрышный путь)

Покажите выигрышный путь, который составляют:
    а) молекулярные формулы алканов                                                                                 б) структурные формулы алканов

СН2=СН-СН-СН3

                   /

              СН3

СН3-С-СН3

         / \

Н3С     СН3

СН2 – СН2-СН2

   |                 |

CН3          CН3

Н2С-СН2

|             |

Н2С-СН2

СН3-СН-СН3

            |

         СН3

 

СН3-СН-СН-СН3

           |        |

         Н3С   СН3

СН=С-СН2-СН3

СН3-СН3

СН3-СН=СН2

В пункте б назовите вещества, формулы которых образуют выигрышный путь.

- применение, химические свойства, (на плакате задание - составить слово) (ВАЗЕЛИН)

Из букв, соответствующих правильным ответам вы составите название смеси твёрдых и жидких алканов, которую применяют в медицине в качестве основы для приготовления мазей

 

Химические свойства алканов Применение реакции или продуктов

Горения

(+О2)

Замещения
(+СL2)

Разложение

(->C+Н2)

Неполное разложение

Реакция дегидрирования

(-Н2)

С2Н6

Получение Н2

П.

О

В

-

-

Производство хладагентов СН3СL

К

А

П

К

О

Получение С2Н2

Ю

Т

Н

З

Я

Топливо

Е

С

Ы

Д

Ж

Получение сажи

П

Т

Л

П

Ы

Производство растворителей

Я

И

О

М

Ч

Получение С2Н4

Т

О

 

Б

 

Э

 

Н

 

5. Контроль и самопроверка знаний.

Химический диктант.

1. Назвать вещество СН3-СН2-СН-СН3

                                              /

                                          СН3

2. Молекулярная формула этана

3.Тип реакции СН4 + СL2 ->

4. Гомологами или изомерами являются вещества С3Н8 и С2Н6

5. Гомологами иди изомерами являются вещества СН3-СН-СН3

                                                                                             /

                                                                                        СН3

 и СН3-СН2-СН2 - СН3

6. Сколько  сигма связей в молекуле этана

7. Длина связи между атомами углерода в молекуле пропана СН3-СН2-СН3

8. Продукты реакции размножения С2Н6 -.>

9. Продукты реакции СН4 +О2-.>

10. Продукты реакции С2Н6 -.>

11. Тип гибридизации атома углерода в молекулах алканов

 

Химический диктант (ответы на слайде)

Ответы к химическому диктанту

«Предельные углеводороды»

1. 2 метил бутан

2. С2Н6

3. Замещение

4. Гомологи

5. Изомеры

6. 7

7. 0,154 мм

8. С иН2

9. СО22О

10. С2Н4

11. Sp3

Проверяют каждый сам свой листок и оценивают себя самостоятельно учитывая критерии

Нет ошибок – 5,

1-3 ошибки -4,

4-6 ошибок-3,

7 и более – 2.

 

6. Подведение итогов урока. Что узнали нового? Какие знания и умения закрепили? Выставление оценок. Снимаем яблоки знаний с дерева. Молодцы спасибо всем за работу на уроке!

 

7. Информация о домашнем задании. Доделать таблицу «Алканы». В графе №2 дать названия веществам. Учебник стр.283, вопр.5,6,8. Подготовиться к тесту «Алканы»

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Габриелян О. С. Химия: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

2. Габриелян О. С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. М. Дорофеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

3. Ерохин Ю. М. Химия: Учебник для средн. проф. учебных заведений.  – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.

4. Ерохин Ю. М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие  для студ. средн. проф. учебных заведений/ Ю. М. Ерохин, В. И. Фролов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.




Назад к списку

Комментарии
Коллега, спасибо за урок! Все грамотно и профессионально!
Я тоже участник конкурса и люблю химию!

Ракчеева Наталия
преподаватель,
колледж, г. Ставрополь

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*