Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Об использовании элементов развивающей и интерактивной технологий при решении проблем формирования профессиональных компетенций

06.02.2014 242 776
Абрамова Ольга Ивановна
Абрамова Ольга Ивановна, преподаватель физики, заведующая очным отделением

Коломенский политехнический колледж

На современном этапе развития России выявилась потребность в компетентных, конкурентоспособных специалистах. Необходимые компетенции специалиста принято разделять на профессиональные и «ключевые компетенции». Актуальность формирования профессиональных или «ключевых компетенций» с помощью новых педагогических технологий требует ответа на следующие вопросы.

         1. Что понимать под профессиональными компетенциями?

         2. Что понимать под «ключевыми компетенциями»?

         3. Какие методы оптимальны для  развития «ключевых компетенций»?


Определить профессиональную компетенцию можно как готовность и способность специалиста к реализации знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности.

Ключевые компетенции - совокупность базовых знаний, общих (универсальных) умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности.

К такому выводу можно прийти обобщим мнения как отечественных, так и зарубежных исследователей (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера, А.И. Зимней, Д.А Иванова, Г.И. Ибрагимова, А.М. Новикова, О.Н. Олейниковой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, Дж. Равенна, С. Шо и др.) и материалы европейского проекта TUNING. Полученные выводы позволят, сформулировать ключевые компетенции (key skills).


По мнению авторов пособия «Методика проектирования учебных материалов на модульно - компетентностой основе для системы довузовского профессионального образования» Ярочкиной Г.В. и Ефимовой С.А. «ключевые компетенции» многофункциональны. Ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения сложных задач в различных ситуациях; не только в учебном учреждении. «Ключевые компетенции» требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного, критического мышления, определения собственной позиции.


Т.Н. Лобанова предлагает особую структуру «ключевых компетенций».

Предложенная структура охватывает системное мышление; аналитические способности; гибкость ума и поведения; организаторские способности; умение работать в команде; коммуникативные деловые способности и умение вести переговоры.


Многие преподаватели среднего профессионального образования склоняются к мнению, что активные методы обучения наиболее эффективны для развития «ключевых компетенций». В этом случае обеспечивается активное взаимодействие и общение в процессе познавательной деятельности между студентами и преподавателем и самими студентами.


В методической литературе предлагаются различные варианты работы по формированию компетенций, но не всегда уделяется достаточное внимание значению интеллектуального развития.

Обратимся к вопросу возможностей формирования компетенций на основе принципов развивающей технологии.

Одна из первых психологических теорий обучения в отечественной психологии начала ХХ века разрабатываться в начале 30-х годов, и была впервые сформулирована Л.С. Выготским.


Обучение должно идти впереди развития, вести его за собой.

Понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. его психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед.


В 60-х годах Д.Б. Эльконину, В.В.Давыдову, Л.В. Занкову, Ш.А. Амонашвили и др. удалось начать долговременное и широкомасштабное теоретическое и экспериментальное психолого-педагогическое исследование проблем развивающего обучения в области начального и среднего образования.

Исследования позволили экспериментально подтвердить теоретическое положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в умственном развитии детей и разработать целостную теорию развивающего обучения, известную сейчас как «система развивающего обучения Эльконина – Давыдова».

Известны так же воззрения Ж.Пиаже, считавшего, что развитие психики идет постепенно, по мере возрастного биологического развития организма ребенка, и другая точка зрения Э. Торндайк и его последователей, которые отождествляют развитие с обучением.


Многолетняя практика развивающего обучения доказала правомочность и эффективность следующей системы учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:

- перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую задачу;

- поиск новых приемов учебной работы;

- управление своей учебной деятельности;

- приемы обобщения.

Поэтому научная организация обучения на базе психологической теории развивающего обучения является главной задачей методики преподавания в современных условиях.


Общие основные положения теории развивающего обучения:

1. Развитие личности происходит не спонтанно, а под воздействием учения.

2. Обучение идет впереди развития, ведет его за собой.

3. Безрезультативно то обучение, которое опирается только на личный уровень развития учащихся.

4. Методы и приемы обучения должны ориентироваться на общее умственное (психологическое) развитие личности.

5. Только правильно организованное обучение дает развивающий эффект.

В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие методы:

- дискуссия,

- эвристическая беседа,

- «мозговой штурм»,

- ролевые, «деловые» игры,

- тренинги,

- кейс-метод,

- метод проектов,

- конкурсы практических работ с их обсуждением,

- групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.


Интерактивный метод – основан на режиме диалога, взаимодействия человека и электронного устройства (компьютера, интерактивной доски).

Рассмотрим интерактивные методы, которые мы уже используем для формирования ключевых компетенций при изучении естественно - научных дисциплин,на протяжении нескольких лет со студентами 1 и 2 курса:

- интерактивные игры: «Своя – игра»; «Что? Где? Когда?», «Морской бой»;

- мозговой штурм;

- обсуждение видеороликов;

- интерактивные викторины;

- поиск ошибок;

- взаимный контроль;

- аукционы знаний.


Рассмотрим в качестве примера сценарий мероприятия.

Тема:Игра «Что? Где? Когда? История российской электротехники».

Тип мероприятия: внеклассное мероприятие.

Образовательные задачи:

1. Расширить представления студентов об историческом прошлом родной страны и истории российской науки и технике.

2. Создать условия для самостоятельного решения поставленных задач, за счет переноса имеющихся навыков.

3. Закрепить навыки студентов по получению информации из различных источников (дополнительной литературы; научно – популярных журналов; учебных сайтов).

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать патриотические чувства студентов.

2. Способствовать формированию навыков культуры речи.

3. Мотивировать студентов технических специальностей на изучение естественно – научных дисциплин.

Развивающие задачи:

1. Развивать коммуникативные способности студентов.

2. Создание условий для личного психологического роста каждого участника интеллектуальной игры.

3. Способствовать формированию следующих общих компетенций:

- способность организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития;

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

- работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами;

- ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Предварительная подготовка.

В учебных группах 1 и 2 курсов (103,104,203,204,207) проводились беседы в преддверии подготовки к неделе цикловой комиссии «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования и Автоматизация технологических процессов  производств» об исторической роли российских ученых в развитии электротехники. Студентам были озвучены вопросы для подготовки к игре и вывешены на информационном стенде. Трое первокурсников подготовили информационный стенд, с иллюстрациями.

Вопросы:

1. Российские ученые, экспериментаторы, электротехники:

М.В. Ломоносов, Г.Рихман, И.И. Ползунов, В. В. Петров, Г.А. Лоренц,П. Н. Яблочков,А. Н. Лодыгин, Н.Н. Бенардос, Н.Г. Славянов, А.С. Попов, К. Циперновский, Б.С. Якоби, М.О. Доливо  – Добровольский, Д.А.Лачинов, В.К. Зворыгина, Б.Л. Розенга, О.В.Лосев, Т.В. Шмакова, И.В.  Курчатов,  Ж. И. Алфёров и другие.

2. История создания лампы и её будущее.

3. Электрификация в России в ХХ веке.

4. Проблемы современной энергетики и пути их решения.

5. Основные элементы электросети.


В ходе предварительного обсуждения в каждой учебной группе сформировались команды, заинтересовавшихся студентов тематикой. Трое первокурсников подготовили информационный стенд, с иллюстрациями.

Достаточно серьезно активисты подбирали материал ответов на поставленные вопросы. В результате участвовало шесть команд по шесть человек. В командах были выбраны капитаны. В двух недельный срок капитаны должны были организовать работу команды по подготовке к игре.


Постепенно сформировались две команды оформителей, студенческое жюри из трех второкурсников и двое студентов оказывали техническую поддержку мероприятия.


Один из первокурсников подготовил презентацию игры «Что? Где? Когда?» по предложенным вопросам, подобрал музыкальное сопровождение. Презентация PowerPoint позволила использовать гиперссылки для обратной связи слайдов. Были предусмотрены временные рамки для раздумывания над вопросами и формирования ответов. Каждый слайд художественно оформлен. Так же были созданы презентации «Российские электротехники», «Электрификация в России»; «История и перспективы электрической лампы». Аудитория была подготовлена: из парт организованы 6 круглых столов для команд; по периметру аудитории места для приглашенных преподавателей колледжа. На доске подготовлена сетка для подведения итогов и гласности подсчетов баллов.

План – сценарий.

1. Организационный момент. Команды рассаживаются  в зависимости с расставленными табличками. Жюри располагаются за столом преподавателя; группа технической поддержки возле интерактивной доски; зрители по периметру аудитории.

2. Вступительное слово преподавателя физики Абрамовой О.И.: о тематике игры, ее актуальности.

3. Выступления, сопровождаемые презентациями первокурсников «Российские электротехники», «Электрификация в России»; «История и перспективы электрической лампы».

4. Выступление представителя жюри о правилах и требованиях игры.

5. Начало игры: общее руководство осуществляет преподаватель физики Абрамова О.И.

6. Интерактивный «Волчек» произвольно выбирает вопрос. Его озвучивает преподаватель, запускается таймер. Каждые десять секунд на экране появляется значок. На обдумывание командам отводится одна минута. Отвечает представитель той команды, кто первыми подадут сигнал о готовности. Если их ответ неверен право ответа переходит к другим по мере их готовности. Члены жюри на доске фиксируют баллы, присвоенные каждой команде.

7. Результаты игры подводят студенты – жюри.

8. Объявляют победителей и лучшего игрока. Вручаются грамоты капитанам команд. Лучшему играну символ мудрости – «хрустальную сову».

9. Итоги игры представляются на информационный стенд колледжа. В приказе по очному отделению по итогам недели специальностей обязательно отражаются успехи студентов в интерактивной игре, и они пополняют личные портфолио студентов.


Итоги:

- высокая заинтересованность студентов тематикой;

- наиболее серьезную подготовительную работу провели студенты групп 104 и 204;

- высокая активность всех студентов во время игры;

- создание условий для формирования коллективов в учебных группах на основе общих образовательных интересов;

- создание условий для скорейшей адаптации первокурсников в новом учебном учреждении;

- создание условий проявление организаторских способностей;

- создание условий для формирования чувства ответственности;

- воспитание уважения к истории своей страны и профессии.


Таким образом, переход среднего профессионального образования к новым стандартам требует построения профессиональной деятельности педагога с учетом решения задач по формированию основных компетенций студентов, независимо от того какую дисциплину педагог преподает. Сочетание приемов развивающей технологии и приемов интерактивного обучения создает оптимальных условий для формирования обще профессиональных компетенций.

 

Использованные источники:

1. Антонова Л.Н. Модернизация образования без социальных рисков. //Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2010.- №1. - с. 7-13.

2. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.

3. Ефимова И.А. Методы активного обучения в формировании ключевых и профессиональных компетенций.//Приложение к ежемесячному и научно-методическому журналу среднее профессиональное образование. – 2009 - №4 – с 62-69.

4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалиста образовательного учреждения - С-П.: КАРО, 2006.

5.  Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. — М., 2001.

6.  Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.

7. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.

8. Щуркова Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

9. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно – компетентностой основе для системы довузовского профессионального образования: Метод. Пособие. – М., 2006.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*