Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Чем ругать темноту, лучше зажечь свечу

06.02.2014 260 706
Семенова Алевтина Михайловна
Семенова Алевтина Михайловна, преподаватель

Кимрский медицинский колледж

Отсутствие мотивации – величайшая душевная

трагедия, разрушающая все жизненные устои.

(Г. Селье, патолог)


Математика сделает твой ум острее и способнее,

даже в медицине.

 (Гиппократ сыну)


Согласно идеям компетентностного подхода, образовательную ценность имеет не только присвоение человеком знаний, но и освоение способов их получения, умение осознавать потребность в номом знании, а также быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми восполнять имеющиеся пробелы, решать проблемы и т.д. 


Математика в силу специфики своего содержания формирует способность к усвоению новой информации, умение планировать и адекватно оценивать свои действия, развивает силу и гибкость ума, способность к аргументированию и другие качества, необходимые современному специалисту.

Однако в последние годы уровень математической подготовки абитуриентов снизился, что подтверждают и результаты ЕГЭ.

 

Кроме того, как показывают психологические  исследования , ценность «познание»,  которая составляет одну из целей человеческой жизни, оказалась малозначимой для юношей и девушек (в нашем исследовании она заняла 13-е место из 18-ти).

 

Отмечается также недостаточная сформированность мотивов учебной деятельности студентов – первокурсников.Только для 17,6% - это подготовка к будущей профессии.

 

По данным анкетирования, проведенного в начале учебного года, с интересом относятся к предмету «математика» - 10%, нормально – 78%, безразлично – 10%, отрицательно – 2%.

 

Поэтому первоочередной задачей считаю формирование личностной учебной мотивации студентов, поскольку успешность учебной деятельности зависит от мотивации внутренней.

 

Мотивация учения включает в себя потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес .

 

Согласно А.К. Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и его преобразующим.

 

К факторам, способствующим тому, чтобы учение было интересным, относятся:

1. воспитание широких социальных мотивов учебной деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности;

2. возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность: чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов ;

3. создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут решить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.

 

Использую такие методы и формы учебной работы, как проблемная лекция, семинар, урок-практикум, урок – консультация, урок – зачет, практическая работа по геометрии и др.

 

Строю учебный процесс таким образом, чтобы самостоятельной работе уделялось как можно больше внимания.

 

Самостоятельные работы творческого и поискового характера

- формируют у студентов умение и навыки творческой поисковой деятельности в процессе приобретения новых знаний;

- формируют мотивы учения, интерес и потребность в знаниях;

- способствуют воспитанию интеллектуально-активной личности.

 

Труд в условиях креативности дает доступ к радости познания, положительным эмоциям.

 

Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи.

 

Для формирования критической направленности мышления предлагаю задания типа: «Верно ли суждение?», «Найди ошибку».

 

При проведении самостоятельной работы использую групповую и индивидуальную формы работы студентов.

 

Групповая форма обучения решает три основные задачи:

– конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

– коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

– социально-ориентировочную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

 

При групповой форме организации самостоятельной работы происходит реализация стремления к сотрудничеству, формируется самоутверждение, самоанализ, самооценка.

 

Индивидуальные самостоятельные работы.

 

Личностными, неотчужденными знания станут только тогда, когда пройдут через деятельность самого студента, когда к ним сформируется позитивное эмоционально-ценностное отношение.

 

Курс математики предоставляет большие возможности для организации этой деятельности.

 

Виды индивидуальной самостоятельной работы:

1. Работа с тестами.

2. Решение нестандартных как по форме, так и по методам решения задач.

3. Задания на раскрытие идеи решения задач.

4. Работа с учебной и справочной  литературой.

5. Проверка и рецензирование контрольной (самостоятельной) работы.

6. Индивидуальная самостоятельная работа по специальным дифференцированным материалам.

 

Виды внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Работа над проектами.

2. Текущие домашние работы и индивидуальные домашние контрольные работы, содержащие разноуровневые задания по основным темам курса.

3. Подготовка сообщений и докладов к занятиям.

4. Написание рефератов.

5. Составление и разгадывание кроссвордов.

6. Переформулировка задач и их решение.

7. Составление авторских задач по темам (с использованием фактического материала из повседневной жизни или из будущей профессиональной деятельности, из разных областей применения математического аппарата: экономики, медицины, социологии и т.д.).

   Такой вид творческой работы формирует отношение к учебе и к самой математике как к средству познания окружающей действительности, т.е. формирует мировоззрение студентов, дает возможность  осознать целостность и системность знаний о мире.

8. Творческие практические работы по геометрии (изготовление моделей к теоремам и задачам). 

 

Значимость самостоятельной работы определяют следующие факторы:

– повышает внутреннюю мотивацию, личностный смысл учения (для 80%  студентов – это получение профессии);

– повышает культуру умственного труда, развивает умение приобретать и углублять знания; формирует потребность в самообразовании;

– правильно организованная самостоятельная работа создает ситуацию успеха каждому студенту;

– работа в микрогруппах позволяет развить коммуникативные навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности;

– в ходе самостоятельной работы студент формирует у себя такие ценностные личные  и профессиональные качества, как трудолюбие, организованность, активность, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность.

 

Отношение к предмету складывается не только из интереса, но и осознания его профессиональной значимости.

 

Основной частью компетентностного подхода к математической подготовке будущих медицинских работников является профессионально направленное обучение математике.

 

Студенты, решая профессионально направленные математические задачи, осознанно учатся применять математические знания в будущей профессиональной деятельности.

 

Кроме того, как отмечалось выше, в процессе изучения математики может быть сформирована значительная часть качеств будущего выпускника:

- умение и способность заниматься самообразованием;

- креативная компетентность (способность к творческому мышлению, предвидение, умение ставить и решать нестандартные задачи);

- коммуникативная компетентность.

 

Учение тогда эффективно, когда оно вызывает у студента чувство удовлетворения и радости.

 

Технологии воспитания и обучения, опирающиеся на педагогику творчества, успеха и радости, предполагают установление доверительных межличностных отношений как в системе «преподаватель – студент», так и в системе «студент – студент», что позволяет избежать стрессов, снять чувство неуверенности. Поэтому стараюсь создать для обучаемого ситуацию успеха – дать понять, что он уникален, что нет ничего недостижимого в его жизни.

 

Лишь при условии гуманистического подхода и личностно-ориентированного воспитания студент направит свои усилия и способности на глубокое и всестороннее изучение любимых для него предметов, овладение которыми обеспечит ему успешную реализацию в выбранной профессии; будет работать самостоятельно, творчески осуществляя непрерывный поиск нового; реализует природные задатки для собственного развития, познания сути и тонкостей выбранной профессии.

 

Таким образом, личностная учебная мотивация студента будет сформирована, а учение станет успешным, радостным, если:

-  использовать инновационные технологии:

-  личностно – ориентированное обучение;

-  проблемное обучение;

-  саморазвивающее обучение;

-  профессионально – направленное обучение;

-  технологии компетентностно – ориентированного образования;

-  педагогику творчества, успеха и радости;

-  создать и поддерживать положительный эмоциональный климат на каждом занятии и в колледже в целом, чтобы каждый студент мог сказать:

«Какое счастье – учиться в нашем колледже».

 

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос. 2002.
  2. Маркова А.К., Матис, Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение. 1990
  3. Савина Н.М. Инновационные компетентностно – ориентированные педагогические технологии в профессиональном образовании. // Среднее профессиональное образование. 2008. №4
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т – т.2 – М., 2006.
  5. Стойлик А.Ю. Ценностные ориентации: социально – психологический и гендерный аспекты: // Журнал прикладной психологии. 2003.  №6.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*