Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПервоочередной задачей преподавателей спецдисциплин, работающих в системе СПО, является получение на выходе качественного специалиста среднего звена, который бы удовлетворял требованиям работодателей на местном или региональном рынке труда.
Профессиональное становление личности в образовательном процессе СПО мы рассматриваем как становление личностных качеств будущих специалистов в единстве с усвоением профессиональных знаний, умений, навыков. Согласно требованиям новых ФГОС в целях реализации компетентностного подхода и для формирования общих и профессиональных компетенций студента в образовательном процессе необходимо использовать активные и интерактивные формы проведения занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборку конкретных ситуаций. Технология коллективной мыслительной деятельности — непрерывный процесс управления развитием потребностей, способностей у обучаемых. Технология состоит из системы проблемных ситуаций, которая обеспечивается системой модулей. Именно модули позволяют дозировать технологический процесс и делать его непрерывным.
Цели, содержание, способы развития определяются педагогом и студентами совместно, с учётом их интересов и способностей. Главной целью педагога является обучение студентов деятельности.
Педагог организует взаимодействие студентов в познавательном процессе, (каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстоять её убедительной аргументацией, но обязан выслушать и понять другого, терпимо относиться к чужому мнению» извлекать из него рациональное, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела).
Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого.
Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме коллективной мыслительной деятельности, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии студентов с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей — способностей), на котором они находятся.
Рефлексия постоянно ведёт студентов к осознанию его конкретных способов деятельности, к систематизации, обобщению их, отказу от ошибочных приёмов и подходов, что в итоге развивает его как личность.
Рефлексия включается на любом такте деятельности при «сбоях», производится внутри творческих групп или специально организуется педагогом со всеми обучаемыми после общей деятельности.
Все технологические такты последовательно связаны между собой. Ни один из них не может быть пропущен или переставлен местами в рабочем процессе.
Предлагаю вашему вниманию самостоятельно разработанное практическое занятие с использованием данной технологии.
План занятия
Дисциплина: Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Тема: «Анализ показателей рентабельности и деловой активности»
Место урока в системе занятий по дисциплине:
Урок проводится
после изучения теоретического материала по теме: «Оценка финансового состояния
и деловой активности предприятия».
Это шестое практическое занятие по теме. Студенты знают цель, задачи,
информацию, факторы, влияющие на финансовый результат, и методику оценки
финансового состояния и деловой активности предприятия.
Учебно-воспитательные цели:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Вид урока: Практическое занятие
Обеспечиваемые:
Квалификационные требования к уровню подготовки специалиста
Должен знать:
Должен уметь:
Обеспечение занятия:
1. Задания для практического задания по теме «Анализ показателей рентабельности и деловой активности» (Приложение 1);
2. Форма № 1 «Бухгалтерский баланс», Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках» предприятий Аннинского района;
3. Тестовые задания (Приложение 2);
4. Опережающее домашнее задание.
Внутридисциплинарные связи: Опора на ранее полученные знания по темам:
– Методы, традиционные способы и приемы экономического анализа. Виды экономического анализа и его информационное обеспечение.
Междисциплинарные связи: Обеспечивающие:
– Статистика
Темы: Абсолютные и относительные величины. Ряды динамики.
– Экономическая теория
Тема: Коммерческая организация (фирма) – главный объект и субъект рыночной экономики;
– Экономика организации (предприятия)
Тема: «Прибыль и рентабельность».
– МДК 2.1Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации
Тема Учет финансовых результатов предприятий (организаций);
– Финансы и кредит
Тема: Финансы организаций различных форм собственности;
– Налоги и налогообложение
Тема: Налог на прибыль.
Обеспечиваемые: Тема: Анализ финансовых результатов предприятий.
Методы и приемы обучения
1. Методы формирования умений и навыков по применению знаний и умений на практике
1.1. Репродуктивные
– выполнение заданий по образцу.
1.2. Творческие
– самостоятельное решение задач и ситуаций;
– работа над формулировками и выводами;
– обобщение результатов и выявление существенного.
2. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
2.1. Проверка домашнего задания:
– выполнение опережающего задания, ответы на теоретические вопросы.
2.2. Наблюдение за работой студентов.
2.3. Фронтальный устный опрос по вновь сформированным знаниям.
Актуализация опорных знаний. Осуществляется путем фронтального устного опроса.
Вопросы:
Выполнение практического задания:
Вводный инструктаж по заданиям практического занятия «Анализ показателей рентабельности и деловой активности» (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3). Самостоятельное выполнение студентами практических заданий, текущий инструктаж и методические рекомендации.
Подведение предварительных итогов занятия:
Домашнее задание
1. Задание по закреплению знаний:
– Выполнить задание для самостоятельной внеаудиторной работы.
2. 3адание на углубление знаний:
– Разработать алгоритм анализа рентабельности предприятия;
3. Опережающее задание:
– подготовка к дифференцированному зачету по дисциплине.
Методика проведения занятия
Урок начинается с организационного момента: приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности студентов к занятию. Рабочие места студентов организованы по парам, это настраивает студентов на сплоченную работу.
Первый этап - ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения.
Второй этап - работа по творческим микрогруппам. На этом этапе студенты, самостоятельно, через общение в микрогруппах, актуализируют (уточняют, проясняют) свою внутреннюю цель, осознавая поставленную педагогом учебную проблему, вырабатывают способ совместной деятельности для её решения. В процессе поиска (реализации цели) вырабатывают и отстаивают свои позиции при общем решении учебной проблемы. На этапе решения проблемы в творческой группе каждый подтягивается до уровня её группового понимания. Разумеется, оно не всегда совпадает с тем решением проблемы, которым владеет педагог (то есть научным).
Третий этап - окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций, выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом. Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению учебной проблемы.
Этап контроля знаний включает разные виды и способы – ответы на вопросы в ходе общения, решение ситуаций, применение компьютерных технологий, тестовый контроль знаний, работы методом коллективно-мыслительной деятельности микрогруппами (по 2 студента).
Каждой группе выдается задание (приложение 1, 2, 3). В задании определены цели, задачи анализа. Микрогруппа использует свой годовой отчет, каждая группа занимается решением определенной ситуации, проводят сравнительный, факторный анализ, определяют коэффициенты, показатели, составляется аналитическое заключение.
По завершению работы составляется аналитическое заключение (выводы), которое должно содержать:
а) анализ изученных показателей по заданию;
б) определены положительные и отрицательные стороны работы предприятия;
в) определить резервы, способствующие улучшению работы предприятия;
г) найти пути выхода из кризиса.
Этап обобщения предусматривает общение с другими микрогруппами, консультации преподавателя.
Вопросы, задаваемые в группах, и преподавателем имеет прямое отношение к АФХД, экономике, профессиональным модулям и другим экономическим дисциплинам, это способствует глубокому мышлению у студентов.
Заключительным этапом урока является тестовый контроль знаний. Тест – это совокупность стандартизованных вопросов, ответы на которые позволяет объективно и с высокой степенью достоверности определить уровень знаний. (Приложение 2).
Завершающий момент урока – подведение итогов преподавателем. Оценка за урок получает каждый студент в зависимости от активности работы, правильности выполнения задания.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.