Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование механизма социального партнерства в Костромском энергетическом техникуме им. Ф. В. Чижова

29.01.2014 924 2124
Арсенина Елена Вячеславовна
Арсенина Елена Вячеславовна, руководитель ресурсного центра

Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова

Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова имеет продолжительный опыт на рынке образовательных услуг. 120 лет образовательное учреждение готовит специалистов для энергетики России. В техникуме сложилось множество механизмов, обеспечивающих высокое качество подготовки. Один из таких механизмов – социальное партнерство. Каковы особенности формирования рассматриваемого механизма в нашем техникуме? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории.


Век 19. Цивилизацией охвачены столичные города. В пригород можно добраться по железной дороге. На перронах горят электрические фонари. Мягкий электрический свет льется из окон фабрик и заводов, работающих круглосуточно. Но Кострома, расположенная в 360 км от столицы, остается доступной для обывателя только в летний период. Красоту волжского города освещают керосиновые светильники.


Ситуацию изменяет человек, неравнодушный к судьбе своей малой родины. На средства мецената Ф.В. Чижова строится железная дорога, в губернии появляются 5 образовательных учреждений для подготовки специалистов, требующихся на предприятиях. Чижовские училища имеют усадебный тип застройки. На территории располагаются учебные корпуса, производственные мастерские, жилье для преподавателей, общежития для учащихся, лечебница, конюшни, подсобные помещения. Год образования нашего техникума - 1894. Первая электростанция в городе появляется в здании Низшего химико-технического училища имени Ф.В.Чижова. Сегодня такой тип образовательного учреждения назвали бы автономным. Производственные мастерские, оборудованные по последнему слову техники, выпускают продукцию, конкурентную на мировых рынках. Учредителем образовательного учреждения становится попечительский совет.


Идут годы, меняются названия. Техникум переживает военные годы, не прекращая образовательного процесса. Реформы способствуют передаче производственных мастерских на предприятие. Они становятся базой завода им. Л.Б. Красина.


Позже техникум переходит в  подчинение Министерства топлива и энергетики. На территории техникума открывается учебно-производственный комбинат (с 2003 года - отделение дополнительного образования). Предприятиями-партнерами энергетической отрасли создается современная материально- техническая база, доступная для преподавателей и студентов техникума. Материально-техническая база отделения включает учебные помещения для проведения теоретических, лабораторных, практических занятий и три учебно-тренировочных полигона (в т.ч. один выполнен в учебном классе) для персонала, обслуживающего распределительные электрические сети и подстанции напряжением 35-110 кВ; компьютерные тренажеры.


Преподаватели техникума участвуют в образовательном процессе в УПК, овладевая производственными технологиями и перенося их в образовательное пространство техникума. Образовательный процесс не отстает от производства. Преподаватели, работающие на курсах повышения, занимающиеся переподготовкой, владеют информацией о востребованности того или иного направления. Для студентов старших курсов техникума организуются курсы по овладению рабочими профессиями, востребованными на рынке труда. Повышается процент трудоустройства. Через 3 года бывшие выпускники возвращаются в родные стены для повышения квалификации.


Значимым этапом в развитии области является газификация отдаленных районов. Территория области значительна, и по сей день остаются места, где газ еще не пришел в дома. По заявке Департамента ТЭК, по инициативе Попечительского совета в 2004 году техникум открывает специальность «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Под специальность формируется база. Лаборатории наполняются современным оборудованием, которое поступает от предприятий – партнеров в том числе. Идет активная профориентационная работа в школах. В рамках дисциплины «Технология» на базу техникума приходят школьники. Программа рабочей профессии для них «Слесарь по ремонту газового оборудования» разрабатывается и утверждается совместно с предприятием «Костромаоблгаз», которое предоставляет свой учебно-производственный полигон для отработки навыков.


Специальность «Аналитический контроль качества химических соединений» старейшая в техникуме. Все предприятия энергетики имеют в своем составе лаборатории по определению состава и качества воды, воздуха, топлива. С формированием на территории области ювелирного кластера, специальность обретает новое применение – анализ драгоценных металлов, качество ювелирной продукции. Расширяется круг предприятий - работодателей.


ФГОС требуют для реализации ОПОП применение симуляторов. Ведущие преподаватели специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» тесно сотрудничают с факультетом автоматизированных систем и технологий. Имеются совместные разработки симуляторов преподавателями для подготовки специалистов СПО и ВПО (бакалавриат).


В 2012 году, объединив опыт подготовки специалистов, на базе техникума открывается ресурсный центр топливно-энергетического профиля по основным специальностям и сопутствующим профессиям. В связи с появлением РЦ программа, принятая в 2012 году «Непрерывное образование», реализуется в рамках работы центра. Основными направлениями которой являются:

• Допрофессиональная подготовка

• Профессиональная подготовка

• Профессиональное обучение

• Повышение квалификации, переподготовка

• Обучение слушателей старшей возрастной группы


Каждое направление формирует свою сеть социальных партнеров. Взаимодействие осуществляется на основе договоров о сотрудничестве. Основная часть – долгосрочные договоры.


Первоочередное значение  в системе социального партнерства имеет учредитель - Министерство образования и науки РФ, которое определяет стратегию развития профессионального образования. Особое место занимают профильные департаменты: Департамент образования и науки, Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды. Именно департаменты участвуют в формировании социального заказа на специалистов, способствуют заключению контрактов на обучение.


Педагогические технологии также не стоят на месте. Надежным социальным партнером является Костромской институт развития образования. Работая на основе договора о сотрудничестве, сложилась система сетевого взаимодействия. Под руководством ведущих специалистов КОИРО в техникуме открывается демонстрационная площадка, которая показывает хорошие результаты. С 2012 года - это стажировочная площадка, участвующая в практической части курсов повышения квалификации работников образования Костромской области.


Техникум долгие годы был базовым для учреждений СПО топливно-энергетического комплекса. Министром энергетики РФ поддержан доклад о необходимости создания ассоциации ОУ энергетической направленности. Директор техникума Т.А.Андрианова участвовала в рабочей группе по подготовке к конференции, которая состоялась 24 октября 2012 года. В рамках конференции прошла встреча Министра энергетики РФ Новака А.В. с директорами учреждений СПО ТЭК. Принято решение о построении отраслевых систем. Поэтому, техникум продолжает свою работу на уровне Центрального региона и взаимодействует с образовательными учреждениями топливно-энергетического профиля: Конаковским энергетическим колледжем, Липковским политехническим техникумом, Шатурским энергетическим техникумом, Ивановским энергетическим колледжем, Кстовским нефтяным техникумом, Белгородским индустриальным колледжем.


В настоящее время в число однопрофильных учреждений вошли ОУ СПО Костромской области, где идет реализация образовательных программ по направлениям ЖКХ, монтаж и ремонт электрооборудования. Работает программа взаимодействия.


Школы города и области так же вошли в систему социального партнерства. Для школьников реализуется социальный проект «Школа занимательной химии» на базе химико-технологического отделения, теплотехническое отделение реализует программу допрофессиональной подготовки.


Старшее поколение жителей Костромы активно участвуют в социальном проекте «Окно в мир», овладевая начальным уровнем профессии «Оператор ПВМ». Этому способствовало сотрудничество с Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства.


Соблюдая традиции, работает попечительский совет, состоящий из руководителей ведущих энергетических предприятий области.  


Социальное партнерство в профессиональном образовании обрело свои закономерности и принципы, но цель осталась прежней - совместное решение социально значимой проблемы. Решение проблемы продиктовали новые социальные условия, обозначенные в образовательных стандартах: обязательное участие работодателей в разработке ОПОП, ежегодное формирование работодателями заказа на подготовку специалистов, участие работодателей в формировании социокультурной среды образовательного учреждения, организация практик студентов (по профилю специальности и преддипломную), оценка степени сформированности профессиональных компетенций.


Таким образом, социальное партнерство на примере Костромского энергетического техникума им. Ф.В. Чижова на современном этапе выполняет важнейшие задачи:

- ведет мониторинг потребностей регионального рынка труда, определяя первостепенную значимость специальностей и профессий;

- формирует социальный заказ, определяя стратегию развития региона;

- согласует потребности рынка труда и деятельность техникума, участвуя в программе «Непрерывное обучение» (социальные партнеры работают преподавателями на очном отделении и отделении дополнительного образования);

- определяет перспективные направления развития (Попечительский совет);

- участвует в реализации программы развития техникума (подпрограммы «Техникум и сообщество: стратегия партнерства», «Гражданин России», «Лидер»);

- оценивает качество образования в техникуме (работа в комиссиях ИГА, на получение рабочей профессии, квалификационных; участие в профессиональных пробах, конкурсах профмастерства, в профильных олимпиадах);

- формирует необходимые условия реализации образовательных стандартов (разработка новых механизмов финансирования, стажировки преподавателей, предоставление оборудования и технологий, экскурсии, места практик);

- обеспечивает элементы корпоративной культуры (совместные мероприятия: демонстрации, концерты, соревнования, дни здоровья).


Сложившийся механизм социального партнерства продолжает совершенствоваться, способствуя подготовке специалистов, конкурентных на рынке труда.

 

Литература:

  1. Статья подготовлена по материалам музея и ресурсного центра техникума.
  2. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-№ 6.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*