Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаУчащиеся, закончившие основную среднюю школу и поступившие в медицинский колледж, продолжают изучать физику. Рабочая программа по физике включает все разделы курса физики базового уровня: механику, молекулярную физику и термодинамику, электродинамику, строение атома и квантовую физику, эволюцию Вселенной и реализуется на протяжении первого года обучения. С одной стороны, компактное изложение всех разделов курса физики позволяет в большей мере реализовать принципы систематичности и системности.
С другой стороны, большой объем учебного материала требует включения в образовательный процесс таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствовали бы осознанию, осмыслению, обобщению содержания основных вопросов курса физики, повышению мотивации учения, развитию интереса к предмету, который не является для данного колледжа профильным.
Процесс учебного познания: от понимания (восприятия, осознания, осмысления и запоминания) и усвоения (обобщения и систематизации) до применения (в самостоятельной деятельности по решению физических задач, выполнению физического эксперимента, работе с учебной и научно-популярной литературой) можно осуществить, используя три линии развития средств знаково-образной наглядности. Три линии развития средств наглядности могут быть реализованы в поэтапном обучении студентов медицинского колледжа физике.
Первый этап обучения физике основан на использовании опорных конспектов (опорно-сигнальных средств) при изучении отдельных вопросов курса физики, изложенных в параграфах учебника
Второй этап использования средств наглядности связан с обобщением знаний и метазнаний (знаний о знании) с помощью дидактического многомерного инструментария Э.В. Штейнберга. Его также можно отнести к средствам знаково-образного кодирования информации. Эта модель проста в построении, ее каркас состоит из векторов и координат (гранул) на них. Если каждый вектор соответствует родовому понятию, то координата – видовому.
На третьем этапе вопросы, изученные дифференцированно, с использованием опорно-сигнальных средств наглядности (первый этап обучения физике), необходимо систематизировать на основе обобщающих таблиц, структурно-логических схем. Предварительное диагностирование уровня развития диалектического мышления позволяет условно поделить студентов на группы.
Студентам с хорошо развитым мышлением можно предложить самостоятельно обобщить и систематизировать знания по физике с помощью таблицы или структурно-логической схемы, предварительно выделив признаки объектов, свойства явлений.
Студенты со средним и низким уровнем развития диалектического мышления нуждаются в помощи. Преподаватель организует работу по обобщению знаний (переводу их с внешнего плана во внутренний) с помощью средств наглядности (обобщающих таблиц, граф-схем, метода матриц).
Для того чтобы построить обобщающие таблицы, граф-схему, матрицу, студенты колледжа должны выделить признаки, характеризующие тот или иной компонент знания (понятия, закона, теории), свойства объекта (вещества, поля, физического прибора, установки), самостоятельно или с помощью преподавателя.
В качестве дидактической единицы обучения физике студентов колледжа могут быть выбраны структурные элементы знания: факты, понятия, законы, теории, физические картины мира. Каждый из них можно изучать в соответствии с обобщенным планом. Если вопросы каждого плана соотнести с векторами, то тогда каждый студент может самостоятельно построить знаково-образную наглядность на любом этапе изучения учебного материала.
Например, при изучении законов Ньютона преподаватель сопровождает объяснение нового материала составлением знаково-образной наглядности в форме опорного конспекта (рис. 1)
[1]. Все законы Ньютона, изученные дифференцированно, в соответствии с материалом параграфа учебного пособия систематизируются на основе обобщенного плана, который включает пять основных вопросов:
1) формулировка закона;
2)запись закона по возможности в символической форме;
3) пути открытия закона;
4) границы применимости закона;
5)применение закона.
Рис. 1 Опорный конспект «Первый закон Ньютона»
На следующем этапе студенты конструируют дидактический многомерный инструментарий (ДМИ) (рис. 2) [2, 3].
Эта знаково-образная модель позволяет обосновать связь законов, упрощает подготовку студентов к обобщающему занятию по теме «Динамика».
Рис. 2.Знаково-образная модель «Физический закон» (1, 2, 3, 4, 5 ‒ признаки, характеризующие первый закон Ньютона; 6, 7, 8, 9, 10 ‒ второй закон Ньютона, 11, 12, 13, 14, 15 ‒ третий закон Ньютона)
Чтобы осуществить сравнение вышеописанных законов целесообразно в процессе тематического повторения заполнить обобщающую таблицу.
Следует отметить, что в данном случае знаково-образная модель в форме ДМИ дается перед обобщающим занятием. Это свидетельствует о том, что две последние линии использования средств знаково-образной наглядности могут не жестко следовать одна за другой, а их можно поменять местами в зависимости от содержания учебного материала, задач, стоящих в процессе его изучения и обобщения.
Таким образом, разработанная методика обучения физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств образно-знаковойнаглядности, предполагающей не только усложнение дидактического инструментария, составляющего её базис (опорные сигналы → граф-схемы, матрицы → векторно-координатный каркас), но и изменение видов учебно-познавательной деятельности (репродуктивная → конструктивная → продуктивная).
Таким образом, изучение законов Ньютона в условиях поэтапного кодирования информации помогает студентам понять (осознать, осмыслить, обобщить) учебный материал, усвоить его на основе текущего, тематического и итогового повторения.
Библиографический список
1. Быбина, Н.Н. Поэтапное использование знаково-образной наглядности в процессе обучения физике студентов колледжа / Н.Н. Быбина // Методические рекомендации. – Челябинск: ООО изд-во «Три кита», 2011. – 44 с.
2. Быбина, Н.Н. Рабочая тетрадь по физике для студентов 1 курса / Н.Н. Быбина. - Челябинск: ООО изд-во «Три кита», 2011. - 12 с.
3. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика / В.Э. Штейнберг. – М.: Народное образование, 2002.- 304 с.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.