Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Компетентностный подход в системе среднего профессионального образования

29.01.2014 5868 13349
Даниленко Ольга Михайловна
Даниленко Ольга Михайловна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Федеральный Государственный образовательный стандарт профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения в результате освоения дисциплины предусматривает приобретение обучающимися  не только знаний, определенных умений, но и формирование профессиональных компетенций.


Компетенция способность применять знания, умения, отношения и опыт в стандартных и нестандартных трудовых ситуациях. Составляющие понятие компетенции:

  • Знания осваиваются в ходе познавательной деятельности.
  • Умения предполагают целенаправленное выполнение действия.
  • Подотношениями понимаются отношения к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе, своему личному и профессиональному развитию и карьере.
  • Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира.

Таким образом, профессиональная компетенция –это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.


В.А. Болотов характеризует компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет.4Английские специалисты в области менеджмента М. Вудкокк и  Д. Френсис пишут: «О компетентности можно судить по уровню мастерства. Подразумевая под этим производственные знания, навыки, опыт, отношения к делу».[11]


Активно обсуждаются идеи компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, А.М. Новиков, В.В. Сериков и др.). Раскрытию понятий компетентности, компетенций и компетентностного подхода посвящены работы В.И. Андреева, А.М. Аронова, Д.А. Иванова, Л.Ф. Ивановой, В.А. Кальней, Т.М. Ковалевой, К.Г. Митрофанова, Дж. Равена, О.В. Соколовой,  И.Д. Фрумина, С.Е. Шишова, П.Г. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина. Ориентация на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности является ведущей в  работах  А.В. Хуторского.[21]


Формирование знаний в интеграции с профессиональными компетенциями и умениями - важная составляющая эффективной профессиональной подготовки. Не умаляя роли знаний, компетентностный подход  к обучению в системе СПО акцент делает на формирование способности применять эти знания на практике. Среди различных средств формирования знаний в качестве учебного пособия для закрепления полученных знаний и самоконтроля при подготовке к занятиям подготовлен сборник тестового контроля.


В основе компетентностного подхода к профессиональному образованию лежат принципы репродуктивного и продуктивного обучения. В связи с этим последний приобретает особое значение, т.к. он развивает аналитическое мышление, а это уже важная составляющая сознательного творчества. Развивать творческое, клиническое мышление, профессиональную интуицию для принятия обоснованных решений и выработки алгоритма действий, например,  студентам отделения «Лечебное дело», помогают разбор курируемых пациентов в клинике, интерпретация, анализ результатов лабораторного обследования. Проведение дифференциальной диагностики и работа со сборниками проблемно-ситуационных задач. Сборники задач по инфекционным болезням и медицинской паразитологии подготовлены в помощь преподавателям и студентам в качестве учебного пособия, в том числе предназначенного для закрепления изученного материала и самоконтроля при подготовке к занятиям. Развитие клинического мышления, интуиции – весомые составляющие профессиональной компетенции, позволяющей уже при первой встрече с больным определиться с предварительным диагнозом.


Процесс освоения студентом профессиональных компетенций должен сопровождаться не только контролем со стороны преподавателя, но и консультированием. После освоения знаний и понятийного материала, выполнение различных манипуляций на этапе «умения» сначала реализуется по принципу «делай как я». Первичная демонстрация умений студентом может сопровождаться синхронным устным ответом, что предполагает возможность быстрой репродукции. Но данный принцип основан на краткосрочной памяти. Формирование профессиональной компетенции, на мой взгляд, возможно только при наличии неоднократно повторяющегося практического опыта, позволяющего выработать пролонгированную память.


Новые стандарты требуют и новые формы контроля, заключающиеся  в оценивании готовности к выполнению основных видов профессиональной деятельности и в оценивании достижений в обучении. При формировании образовательных целей, результаты их достижения следует  формулировать с учетом компетенций и с указанием уровня изучаемого учебного материала. Самостоятельная работа студентов на практических занятиях по инфекционным болезням предусматривают в основном 2-3 уровни. Второй уровень – репродуктивный, т.е. выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством. Третий – продуктивный, т.е. планирование и самостоятельное выполнение деятельности, подготовка электронных презентаций, составление и разгадывание кроссвордов, решение проблемно - ситуационных задач, составление памяток по профилактике инфекционных заболеваний, выполнение письменного домашнего задания в виде заполнения таблицы с этио-эпидемиологическими и клинико-диагностическими дифференциальными признаками основных паразитозов и т.д.


Выбирая формы контроля, нужно четко представлять предмет оценивания (компетенцию) и показатели, по которым будет производиться оценка (например, качество, точность или скорость выполнения определенных практических манипуляций). В качестве примера можно рассмотреть следующее задание и его соотнесение с формируемой компетенцией:

Задание 1. Продемонстрировать технику взятия мазков из зева на менингококк и BL (бациллу Леффлера), осветить сходство и различие.

Учитывая вышесказанное, для того, чтобы оценить все профессиональные компетенции, предусмотренные на одно практическое занятие и выполненные каждым студентом индивидуально, количество обучающихся в подгруппах не должно превышать 8-10 человек. Только в этом случае при изучении базовых медицинских дисциплин, таких как: Основы сестринского дела, Пропедевтика, Терапия, Хирургия, педиатрия, Инфекционные болезни, можно добиться качественной результативности. За отведенное время на практическое занятие просто физически невозможно будет охватить большее количество студентов.


Всё большую популярность в педагогике приобретают методы активного обучения (МАО). В медицинских учебных заведениях МАО позволяют студентам отрабатывать свои профессиональные компетенции в условиях, приближенных к реальной практике. При этом реализуется одна из основных задач МАО - формирование профессиональных качеств специалиста.


При подготовке будущих медицинских работников хорошо себя зарекомендовали такие «новые образовательные техно­логии» как моделирование и имитация, в том числе метод конкретных ситуаций (КС). Конкретные ситуации существуют в разнообразных сферах деятельности. Они дают возможность максимально приблизить обучение к реальной профессиональной деятельности.

Ситуация (фр. - положение, обстановка, совокупность обстоятельств (внутренних и внешних), содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, организации, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения (кейс-стади).


Например «Ситуация - оценка» - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно - неправильно» и предложить свое адекватное решение. Данный вид КС применяю посредством видеороликов «Найди ошибки» (с заведомо допущенными ошибками), на которых демонстрируются, например определение границ печени по Курлову, определение менингеальных симптомов, взятие мазка из зева. Затем, найдя ошибки, студент приступает к тренингу, демонстрируя при этом правильный алгоритм профкомпетенции.


Ситуация - иллюстрация- прототип реальной ситуации может включаться в качестве факта в лекционный материал. В качестве клинического примера на практических занятиях демонстрируются тематические больные с последующим их клиническим разбором. При отсутствии тематических больных можно привлечь мультимедийные ресурсы, с помощью которых демонстрируются визуализированные ситуационные задачи (фото – задачи). Например, описание симптомов больного с псевдотуберкулезом, таких как с-м Филатова (бледный носогубный треугольник), «малиновый язык», с-мы «перчаток» и др.). в перечень вопросов таких задач дополнительно включаются и другие, в т.ч. вопросы дифференциальной диагностики, проблемные вопросы и т.д. Ситуация — проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения.


Для успешного достижения образовательных результатов всё шире используются мультимедийные технологии. Они позволяют существенно повысить эффективность занятий, сделать их интересными и повысить мотивацию обучающихся, воздействовать на их эмоциональное состояние. Мультимедийные средства обучения позволяют повысить информативность и наглядность обучения; стимулировать его мотивацию; повторить наиболее сложные моменты урока; усилить доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных формах: визуальной и слуховой; организовать внимание учащихся в фазе его биологического снижения (25-30 минут после начала урока и последние минуты урока) за счет художественно-эстетического оформления электронного ресурса или за счет разумно применённой анимации и звукового эффекта; провести повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего урока. Безусловно, мультимедийный урок не должен быть полностью демонстрационным.


Сегодня медицина испытывает потребность в медработниках, имеющих высокий уровень коммуникативной компетенции, которая обусловливает формирование у них профессиональной компетентности. Но практика  показывает, что не только студенты, но и многие выпускники ССУЗов медицинского профиля не обладают необходимым уровнем развития коммуникативной компетенции в установлении контакта с пациентом. В практической деятельности студентов-медиков необходимо находить общий язык с пациентом, собирать анамнез жизни, анамнез заболевания, проводить профилактическую работу среди населения и пр. Наблюдения показали, что  выпускники также испытывают затруднения в составлении рекомендаций пациентам по мерам профилактики заболеваний. Из 8-10 памяток-листовок с рекомендациями по профилактике какой-либо инфекции (или по соблюдению диеты, например, при кишечных инфекциях или гепатитах), подготовленных студентами, успешными можно признать лишь 50-70%. Поэтому мы должны не только учитывать в образовании профессиональную направленность, но и создавать условия для развития личности, обладающей коммуникативной компетенцией. В связи с этим  развитие коммуникативности является приоритетной задачей практического обучения.   


На современном этапе в оценкеобщих и профессиональных компетенций  принимает участие и работодатель. Такая возможность предоставляется старшим и главным медицинским сестрам, которые, по сути, в роли наставников принимают непосредственное участие в оценке качества подготовки будущих специалистов среднего звена во время прохождении учебно-производственной практики и стажировки на клинических базах. ФГОС рекомендует отражать оценку качества обучения в «Портфолио достижений выпускника». С этой целью для контроля формирования профессиональных компетенций на всех видах учебных практик студенты должны вести дневник (тетрадь) индивидуального учета профессиональных компетенций на протяжении всего периода обучения. Отдел практики АМК предлагает следующую схему ведения такого дневника:

 

№ п\п

Название компетенции

Дата

Оценка

Подпись преподавателя

 

Согласно новому ФГОС СПО среди прочих профессиональных и общих компетенций будущий медицинский работник при изучении, например, инфекционных болезней, должен обладать и такими компетенциями,  которые включают в себя способность организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Руководствуясь основными принципами Государственной политики в области охраны труда, предусматривающими координацию деятельности и установление единых нормативных требований в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников учреждений системы МЗ РФ, мною подготовлена брошюра с рекомендациями по инфекционной безопасности студентов при прохождении учебной и учебно-производственной практики на базе Амурской областной инфекционной больницы. Цель пособия: помочь студентам усвоить и закрепить умение применять знания по соблюдению противоэпидемического режима, инфекционной безопасности и охраны труда, т.е. овладеть вышеуказанной профессиональной компетенцией.


Компетентностный подход к обучению в системе профессионального образования позволяет решить одну из основных задач СПО – повышение качества подготовки будущих специалистов.

 

Использованная литература:

1. Арутюнов Ю.С. Методика разработки конкретных ситуаций. М.: ИПКИР, 1980.

2. Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. - Выпуск 1. - М.: ФИРО, 2010.

3. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - Педагогика, 2003, №10.2. Якушин Е.В. Мультимедийные и интерактивные возможности современного урока.// Народное образование. – 2012. – № 2.

4. Выгодский А.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

5. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований. - Научные исследования в образовании, 2008, № 1.

6. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. СПО, Ростов, 2004 .

7. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991.

8. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., Национальный фонд подготовки кадров, 2001.

9. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения, -М., -Владос, 2005.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*