Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном образовании

15.01.2014 3792 9057
Серозудинова Галина Васильевна
Серозудинова Галина Васильевна, преподаватель

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

В настоящее время все российское образование находится на этапе перестройки и переходу на стандарты нового поколения. Содержательные приоритеты стандарта нового поколения обозначены в национальной инициативе «Наша новая школа», в «Модели развития образования 2020», которые являются ориентирами в обновлении содержания методической службы любого образовательного учреждения.


Перед методической службой стоит задача создания адаптивной образовательной среды, в которой максимально будет реализовываться потенциал и обучающихся, и преподавателей, и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами участников образовательного процесса, включая частно-государственных партнеров. Поэтому основной задачей методической службы техникума является проведение в жизнь инициатив государства, новых программ, профессиональных модулей, связанных с реформированием профессионального образования в СПО. При этом особое значение отводится усилению непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условие его активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня его подготовленности к решению профессиональных задач на новом этапе развития образования. Стандарты третьего поколения предъявляют требования не к конкретным знаниям (квалификациям), как предыдущие, а к профессиональным компетенциям будущих рабочих и специалистов, их личным качествам. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих задач, т.к. ФГОСы:

  • Построены на основе (с учетом) профессиональных стандартов различных областей экономики и максимально учитывают требования работодателей,
  • Вариативная часть профессиональных образовательных программ (ПОП) – 30%, в 2 раза больше, чем было.
  • Общие и профессиональные компетенции формируются не только набором дисциплин (циклы дисциплин в стандартах 2 поколения), но и набором профессиональных модулей, в которые включаются междисциплинарные курсы.

Педагогическим коллективам придется преодолеть ряд трудностей, вызванных этими и другими отличиями:

  • необходимость значительного совершенствования МТБ, информационного обеспечения в условиях сокращения бюджетного финансирования,
  • создание принципиально иных УМК с учетом перехода с цикличной организации учебного плана на учебные модули (другие учебники, пособия, рекомендации, полное обновление УПД),
  • дидактические материалы для выстраивания индивидуальных образовательных программ (рабочие тетради, портфолио и т.д),
  • массовое освоение инновационных, личностно-ориентированных педагогических технологий, в том числе блочно-модульных,
  • создание контрольно-оценочных материалов нового качества как для оценивания профессиональных компетенций, так и общих компетенций (как ОК вообще можно объективно оценить?) и т.д,
  • создание междисциплинарных курсов (МДК) - важно, чтобы это было не механическое создание тематических групп(30% «свободного» времени новый стандарт требует отдать на освоение тех компетенций, (ОК, ПК), которые нужны заказчику, востребованы на рынке труда, интересны студенту (у него есть право выбора дополнительного вариативного модуля).

Как правильно определить, на какие дисциплины, модули направить вариативную часть?

Как грамотно определить содержание МДК, профессиональных модулей, дисциплин?

Каков должен быть сам алгоритм, технологию освоения новых профессиональных образовательных программ?

Как обеспечить независимую объективную экспертизу качества освоения модулей?


Вопросов очень много - их количество и сложность зависит от многих факторов, конкретных условий ОУ, но всех нас объединяет одно – главным фактором успеха, условием достижения качества является новый учитель, педагог, готовый к работе в условиях системного инновационного развития [3, с. 64].

Преподаватель – основная ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретного студента зависит от качества профессиональной подготовленности педагога, мастера производственного обучения. Сегодня преподаватель должен быть инноватором, он  должен принять, что :

  • постоянно будут изменяться ПОП, учебные планы,
  • он должен не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих студентов,
  • он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться,
  • он готов не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает свой личный выбор и готов нести за него ответственность

Помочь принять и быть готовым соответствовать этим качествам в условиях подготовки к ФГОС нового поколения призвана методическая служба образовательного учреждения.


Методическая служба должна сегодня быть «сервисной», т.е. работать исключительно на диагностической основе с целью:

  • Научить педагога выбирать профессионально грамотные решения в проблемной ситуации,
  • Помочь в плане решения профессиональной проблемы,
  • Оказать своевременную поддержку в реализации данного плана, т.е. организовать «методическое сопровождение» в условиях подготовки к новым ФГОС.

Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебно- методической документации, средств обучения и средств контроля не помогает устранить профессиональные затруднения педагогов. Следствием этого является возрастание роли методического сопровождения инновационной деятельности, под которым понимается целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно- прогностических, организационно - деятельностных и коррекционно - регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально - педагогической деятельности. При этом речь идёт о такой форме помощи (на всем цикле инновационной деятельности), в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта за личностный выбор варианта решения актуальной проблемы [3, с. 15].


Сегодня степень свободы при выборе решений должна быть увеличена, а личная ответственность возрасти.

Основные этапы методического сопровождения в условиях подготовки к новым ФГОС в Новокузнецком строительном техникуме:

  • Аналитико-диагностический этап (диагностика и самодиагностика) - анкеты, опросы, изучение УПД с целью выделения проблем,
  • Проектировочный этап (определение конкретного содержания, форм. Привлечение специалистов, организация условий для повышения квалификации)
  • Этап реализации маршрута профессиональной деятельности (оказание помощи на начальном этапе, корректировка процесса исходя из профессиональных и личных особенностей)

Основные направления работы методической службы Новокузнецкого строительного техникума: 

  1. Обеспечение эффективности инновационного развития ОУ, модернизации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
  2. Обеспечение качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
  3. Повышение уровня профессиональной  компетентности  педагогических кадров, стимулирование инновационной деятельности руководящих и педагогических работников
  4. Научное и учебно-методическое сопровождение реализации ФГОС  (Организация  работы проектных (проблемных) групп  по обновлению УМК по дисциплинам и ПМ. Выявление, анализ  и  тиражирование наиболее ценного опыта работы  педагогов в условиях внедрения ФГОС  (в т.ч. выпуск периодических изданий информационно методического характера).
  5. Организация деятельности педколлектива по овладению новыми технологиями, формами и методами обучения (ИА, деятельностные) Обучение педагогов методике диагностики, мониторинга и анализа результатов учебно-воспитательного процесса; Оказание помощи педагогам в создании и рецензировании  методических материалов, в разработке электронных  средств учебного назначения.

Цели, задачи и содержание методической службы в учебном заведении находятся в прямой зависимости от ее форм, которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации службы, либо обрекают ее на провал.


Система методической работы ОУ подразумевает различные формы работы, которые можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в нашем ОУ стали:

 Организационные:

  1. тематические педагогические советы;
  2. тематические заседания ЦМК, творческих и рабочих групп;
  3. диагностика, педагогический мониторинг;
  4. индивидуальная работа;
  5. аттестация;
  6. самообразование педагогов.

Дидактические:

Мы понимаем, что на уроках, в мастерских и лабораториях необходимо создать условия максимально приближенные к трудовой деятельности, окунуть студентов в атмосферу предприятия, заставить их мыслить и действовать самостоятельно, принимать решения, брать на себя ответственность. Поэтому методистами проводится

  • мониторинг качества проводимых занятий,
  • ежемесячные методические семинары и консультации,
  • встречи с представителями частно - государственных партнеров (работодателей), с целью результативного формирования компетенций.

Все это дает хороший результат, наши студенты успешно устраиваются в жизни. Процент трудоустройства выпускников в среднем  составляет 96%.

За 2012-2013 учебный год поведены семинары:

  • Алгоритм разработки целеполагания компетентностного урока
  • Алгоритм разработки КОС.
  • Особенности составления КОС на ступени НПО.
  • КОСы профессиональных модулей.
  • Особенности итогового контроля на 1 курсе.
  • Документация по ИГА, проведение ИГА.
  1. открытые уроки (за 2012-2013 учебный год проведено 44 открытых урока);
  2. взаимопосещение уроков;
  3. круглые столы;
  4. предметные недели и недели специальностей;
  5. групповые и индивидуальные консультации;
  6. практикумы по современному практико-ориентированному конструированию уроков; Итогом данной работы стал конструктор уроков, где были собраны «изюминки»  различных этапов уроков.
  7. информирование и обсуждение методических новинок;
  8. презентация методических наработок.

Формы организации методической работы в техникуме динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых: государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы; уровень педагогической культуры педагогов, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально - деятельностных показателей; морально-психологический климат в коллективе, материально-технические возможности организации методической работы; изучение внутритехникумовского педагогического опыта, инновационная открытость и активность преподавателей, уровень профессиональной готовности руководителей к осуществлению методической работы [2, с. 22].


В техникуме сформирован квалифицированный состав педагогов (117 человек: 45 имеют высшую, 70-первую, а 30-вторую квалификационную категорию. Среди них два Заслуженных учителя РФ,  двадцать пять человек удостоены звания «Почётный работник среднего профессионального образования», 45-отмечены грамотами).


Внутри ОУ успешно действует система повышения квалификации посредством проведения различных занятий с преподавателями, мастерами производственного обучения, проведения конференций и семинаров различного уровня. За последний год повысили квалификацию 97% педагогического коллектива по различным направлениям.


Профессионализм и компетентность педагога и его эмоциональная стабильность - те составляющие, от которых зависит качество педагогической деятельности и конкурентоспособность техникума на рынке образовательных услуг. Учитывая существующие проблемы «синдрома эмоционального выгорания педагога», особенно старшего возраста, (долговременные стрессовые реакции, возникающие в следствие продолжительных профессиональных стрессов, когда происходит процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии) работаем над мотивацией педагога, расширением сферы его самосознания, изучением профессиональных возможностей и самореализации в профессии.


За прощедший год количество педагогов, полностью удовлетворенных собственной профессиональной деятельностью, увеличилось на 28,5%, количество неудовлетворенных уменьшилось на 28,3%. Уровень состояния психологического климата в коллективе повысился от состояния "средний" до состояния "высокий". Положительная динамика наблюдается в росте заинтересованности педагогов в творчестве, инновациях: на 18,1% увеличилось количество преподавателей и мастеров производственного обучения, проявляющих высокую заинтересованность, и на 25,9% снизилось количество педагогов с низкой заинтересованностью. На 12,1% возросла численность педагогических работников, хорошо владеющих современными методами обучения, педагогическими технологиями, на 15% уменьшилось количество тех, кто владеет ими недостаточно.


На 14,3% стало больше педагогов - авторов передового педагогического опыта, на 14,3% - владеющих массовым педагогическим опытом и на 9,6% уменьшилось количество тех работников, у которых личный опыт педагогической деятельности отсутствует.


Как результат, ежегодно преподаватели техникума становятся лауреатами, дипломантами и финалистами областных и всероссийских конкурсов, конференций, выставок. Мы гордимся, что ежегодно на выставке «Карьера. Образование. Занятость» наши проекты отмечаются  серебряными, бронзовыми наградами.


В педагогической теории предлагаются различные критерии эффективности методической работы, но нам ближе всего в этом вопросе подход того же Поташника, который предупреждает, что напрямую с успеваемостью обучающихся оценивать эффективность нельзя, необходимо смотреть, как изменились сами кадры, стали ли они «давать сладкие крупные плоды».

Если представить методическую деятельность через универсальную схему любого вида деятельности: Цель – Содержание – Форма – Результат, то о качестве результата  можно говорить лишь при правильности выбора цели, содержания и формы. Но сами по себе идеальные цели, содержание и формы не дадут эффекта, если не замотивировать коллектив на методическую деятельность, профессиональное развитие [1, с.34].


Итак, для качественного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми качествами, условия, для развития которых успешно создает методическая служба. А методическая работа образовательного учреждения будет более эффективна и станет конкретным преимуществом если:

  • цели и задачи МС будут ясными и привлекательными;
  • деятельность МС построена на диагностической основе;
  • основные решения принимаются коллегиально;
  • МС гибко и быстро реагирует на внешние изменения, постоянно развивается;
  • поддерживается мотивация кадров;
  • обеспечивается их непрерывное и массовое обучение по собственной оптимальной модели обучения;
  • постоянно повышается уровень готовности коллектива к методической деятельности [4, с. 9].

 

Список используемой литературы:

  1. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. - С.73.
  2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с.
  3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
  4. Корнеев Ю.В. Пути совершенствования профессиональной компетентности педагогов техникума // Монография. – Томск:STT, 2008.-136с. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*