Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка занятия по дошкольной психологии

10.12.2013 368 1116
Полоскова Елена Анатольевна
Полоскова Елена Анатольевна, преподаватель психологии

Киренский профессионально-педагогический колледж

Тема: Особенности мышления дошкольников

 

Форма проведения: ролевая игра.

Цель: выявить уровень знаний студентов по теме «мышление»; закреплять знания возрастных особенностей мышления младших и старших дошкольников; отрабатывать умение решать психолого-педагогические задачи; развивать умение работать в группе, аргументировано отстаивать свою точку зрения; сближать студентов, объединив их в едином ритме и направлении работы.

Оборудование: изображение сказочных героев (четыре; разрезаны на части);

ромашки (четыре; указаны роли); бланки для игры «Генерация идей»; список утверждений для игры «Разведчик»; 

Содержание занятия:

 

I этап. Организационный момент.

Задача: эмоциональный настрой студентов на урок.

Проводится в форме беседы:

В настоящее время в ходе обучения вы получаете профессию…. (воспитатель). Основная цель профессиональной деятельности воспитателя … (развитие дошкольника). Ведущий  тип деятельности дошкольника … (сюжетно – ролевая игра). Игры, в которые играют дети, бывают разные … (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и др.). Несмотря на вид игры, в которую играют дети, происходит формирование, развитие, совершенствование его познавательной сферы. Познавательная сфера человека состоит из нескольких процессов. Кто готов перечислить?

Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях познавательной сферы дошкольников.

Для наибольшей эффективности работы нам необходимо разделиться на группы. Деление группы на подгруппы:

  1. Каждый студент выбирает часть мозаики.
  2. Находят студентов с изображением такого же сказочного героя.
  3. Составляют общее изображение.
  4. Занимают командой место за столом.

В ходе игровой деятельности дети часто берут на себя разные роли и выполняют соответствующие им действия.

Перед вами на столах ромашка, на лепестках записаны роли. Каждый из вас выбирает один лепесток, там указана роль.

На уроке вам будет предложено несколько игр, а в каждой игре – своя главная роль. Студент, которому досталась эта роль представляет результаты работы перед остальными участниками.

Упражнение «Ромашка»

Студенты выбирают лепестки и определяют свои роли.

 

II этап. Повторение пройденного материала.

Задача:активизация теоретических знаний потеме «мышление»; закрепление знаний о возрастных особенностях мышления младших и старших дошкольников; формирование  практических умений будущих воспитателей.

Проводится в форме игровой деятельности.

  1. Игра «Блиц опрос»

Цель: актуализировать знания по теме «Мышление», вспомнить основные понятия, сделать структурно- логическую схему.

Главная роль: Теоретик

Содержание:

  1. Каждая группа вытягивает карточку, в которой указан один из вопросов:
    • Перечислить основные формы мышления;
    • Перечислить основные виды мышления;
    • Перечислить основные операции мышления;
    • Перечислить основные индивидуальные особенности мышления.
  1. В группе обсуждают, находят ответ, на поставленный вопрос.
  2. Студент, выполняющий роль «теоретика» представляет ответ.
  3. Остальные студенты дают оценку ответу по следующим критериям:
  4. Один студент дает полный ответ по теме «Мышление», используя схему.
  1. Игра «Генерация идей» 

Цель: обсуждение студентами проблем формирования мышления дошкольников, трудностей учета при планировании и проведении разных видов деятельности, выделение из них наиболее значимых.

Главная роль: Секретарь

Оборудование: чистый лист бумаги

Содержание:

Инструкция к выполнению: Наблюдая за дошкольниками, проводя с ними игровую деятельность, вы сумели заметить особенности детского мышления. Сейчас вам предлагается записать ответ на вопрос: Какие особенности мышления дошкольника могут вызвать трудности у воспитателя при планировании и проведении разных видов деятельности?

В ходе выполнения задания «Секретарь» фиксирует все идеи, которые у вас появятся во время обсуждения.

Порядок выполнения:

  1. Все члены  группы в ходе  обсуждения выдвигают разные идеи на поставленный вопрос.
  2. Студент, выполняющий роль «секретаря» фиксирует все идеи, которые у вас появятся во время обсуждения на листе бумаги.
  3. После обсуждения (примерно через две минуты) группы меняются протоколами обсуждения
  4. Получив новый протокол, студенты знакомятся с идеями другой группы. Выделяют три наиболее главных.

Обмен протоколами повторяется несколько раз. Получив свой протокол, студенты смотрят, какая идея получила поддержку со стороны других. Озвучиваются идеи, набравшие наибольшее количество голосов.

  1. Игра «Разведчики» 

Цель: из предложенных суждений выбрать особенности, соответствующие детям дошкольного возраста

Главная роль: Инспектор- методист

Оборудование: список утверждений

Содержание:

  1.  Каждый студент получает лист со списком утверждений.
  2. Устанавливает истинность или ложность утверждений.
  3. Обсуждают в группе выбор правильных ответов.
  4. Инспектор- методист озвучивает ложные утверждения.
  5. Оценка результатов:

«5» -ошибок нет;

«4» - допущено 1-3 ошибки;

«3» - допущено 4-6 ошибки;

«2»- допущено 7 и более ошибок.                                                       

Пример утверждений для игры «Разведчик»:

  1. Ребенок рождается, не имея мышления.
  2. Что бы думать, необходимо овладеть чувствами и практическим опытом, закрепленным памятью.
  3. Логическое мышление формируется на основе наглядно- образного и является высшей стадией мышления.
  4. Психологическая способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу и др.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели - расскажем»

Цель: проанализировать психолого-педагогическую ситуацию, предложить наиболее оптимальный способ ее решения.

Главная роль: Аналитик

Оборудование: бланк с практическими ситуациями для обсуждения

Порядок выполнения:

  1. Каждой группе студентов предлагается психолого-педагогическая ситуация.
  2. В ходе  обсуждения находят наиболее точный (правильный) ответ на поставленный вопрос.
  3. Студент, выполняющий роль «аналитика», представляет ответ для общего обсуждения.
  4. Точность ответа сравнивается с правильным ответом.
  5. Выставляется оценка.

Инструкция  выполнения:

  1. Внимательно прочитать психолого-педагогическую ситуацию.
  2. В ходе  обсуждения найти наиболее точный (правильный) ответ на поставленный вопрос.
  3. Студент, выполняющий роль «аналитика», должен представить ответ для общего обсуждения.


Психолого-педагогические ситуациидля игры

«Где мы были - мы не скажем, а что видели - расскажем»

Пример ситуации:

Ребенок, гуляя по улице со взрослыми, спрашивает:

- Почему тучи на небе движутся? Потому что мы движемся? Когда мы движемся, тучи тоже движутся?

- Солнце ложится спать? Когда оно ложится спать, оно тоже зевает?

- Почему корабль не тонет? Он тяжелее, чем камень, но не тонет?

Вопросы:

  1. Какая форма мышления проявляется в речи ребенка?
  2. В каком возрасте она появляется?
  3. Какая мыслительная операция вызывает у ребенка подобные суждения?


5. Игра «Мы знаем» 

Цель: дополните  предложенные утверждения, вставив пропущенные слова

Главная роль: Оптимист

Оборудование: бланк с утверждениями о мышлении дошкольников с пропущенными словами

Порядок выполнения:

  1. Прочитать предложенные утверждения.
  2. Подобрать ключевое слово.
  3. Зачитать полученные утверждения.

Пример заданий:

1. Мышление ребенка начинает формироваться в период ______________

(ключ: указать возрастной этап)

2. Развитие первых мыслительных операций у ребенка тесно связано с развитием ________________.

(ключ: указать познавательный процесс)

3. Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют _________________.

(ключ: указать вид мышления)

4. Игра «Раздели на группы» (по указанному признаку) требуют от ребенка умения  _________________.

(ключ: указать мыслительную операцию)

 

III этап. Итог урока.

Задача: провести самооценку знаний по теме урока; провести рефлексию деятельности.

Содержание: Студентам предлагается ответить на вопросы:

  1. Я ______________  владею теоретическими знаниями по теме «Особенности мышления дошкольников». 

(возможные варианты ответов: отлично; достаточно хорошо; не совсем хорошо; плохо и др. )

  1. Я ______________  владею практическими умениями по развитию мышления дошкольников.

(возможные варианты ответов: отлично; достаточно хорошо; не совсем хорошо; плохо и др. )

  1. Считаю, что над развитием мышления дошкольников необходимо работать __________________.

(возможные варианты ответов: регулярно, иногда и т.д.)

  1. Для этого воспитателю необходимо ______________________.

(указать что необходимо иметь воспитателю: особые личные качества, копилки, литературу и т.д.)

Домашнее задание: подборка игр на развитие мышления дошкольников.

 

Список литературы

  1. Зотова Н.В. Способы активизации познавательной деятельности учащихся.// Среднее профессиональное образование. - 2012. - №6 –C.35.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1, 2006.
  3. Суфиах Р. Содержание и виды учебной групповой деятельности студентов.// Среднее профессиональное образование. - 2012.- №3 –C.16.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высш.пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1998.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*