Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности формирования ключевых компетенций у студентов с ограниченными возможностями по слуху на дисциплине «Первая медицинская помощь»

10.12.2013 917 1989
Кряжева Наталья Викторовна
Кряжева Наталья Викторовна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

В нашем колледже уже четвертый год обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Мы единственное на Дальнем Востоке и второе в России учебное заведение, осуществляющее профессиональную медицинскую подготовку слабослышащих и глухих детей.


Одни из них приобретают специальность «Лабораторный техник», другие обучаются профессии «Зубной техник», а это в нынешней экономической ситуации является важным обстоятельством: когда людям с ограниченными возможностями очень трудно получить специальность и найти работу, наши выпускники будут востребованы на рынке труда. 


В связи с поступлением в колледж таких особенных студентов, преподавателям, естественно, пришлось внести свои коррективы как в процесс обучения, так, в частности, и в его технологию. Пришлось практически заново готовить методические разработки практических и теоретических занятий, но, в большей степени, адаптировать данный учебный материал для работы с этими студентами.


Несмотря на возникшую особенность в обучении, основная его цель осталась прежней – «Максимальное развитие способностей человека к саморегуляции и самообразованию», а в контексте модернизации профессионального образования окончательная цель – подготовка «мобильного, конкурентоспособного выпускника, обладающего ключевыми компетенциями».


Обучаясь по отдельным дисциплинам, слабослышащие студенты, как и все остальные, овладевают знаниями и умениями не только по конкретному предмету, но и постепенно учатся использовать эти знания и умения в комплексе. Иными словами, к выпускному курсу они должны владеть теми ключевыми компетенциями, которые позволят им решать конкретные профессиональные задачи, а также оценивать и понимать жизненные и проблемные ситуации с грамотным и качественным выходом из них.


Понимая особенность социально-психологического статуса слабослышащего студента и нюансы базовой общеобразовательной подготовки в школе-интернате, преподаватели колледжа меняли подходы в создании учебно-методической и дидактической базы по своим дисциплинам, и в частности, по дисциплине «Первая медицинская помощь».


Изменения в подготовке необходимого материала по каждой теме никоим образом не меняло учебных целей и конечного результата изучения данной дисциплины. То есть, цель – создание условий для формирования потребностей в знаниях по каждой теме в отдельности, оставалась прежней, а конечный результат или, можно сказать, основная задача – лишь в трактовке, с учетом перемен в образовательной политике. Иными словами, основной задачей изучения дисциплины является формирование профессиональной компетентности по оказанию первой медицинской помощи.


С учетом изложенного, студенты с ограничением по слуху также как и все остальные, прошедшие обучение дисциплине «Первая медицинская помощь» научатся и, используя интерпретацию Е.Е. Вяземского ключевых компетенций: «будут понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества». 


В качестве примера рассмотрим методическую разработку практического занятия для студентов по теме: «Первая медицинская помощь при кровотечении».

Согласно требованиям рабочей программы, студент, изучая эту тему должен знать:

  • причины кровотечения и его виды;
  • особенности отдельных видов кровотечений;
  • методы временной остановки и т.д.

И если для обычных студентов мотивация этих знаний не дается, то для слабослышащих студентов требуется после каждого положения «знать» давать мотивационное разъяснение этого пункта знания.


Следующий момент методической разработки – студент должен уметь:

  • определять по местным признакам источник и вид кровотечения;
  • подбирать оптимальный метод временной остановки кровотечения;
  • при необходимости осуществлять правильную транспортировку пострадавших с кровопотерей.

Если обычный студент принимает все эти установки как должное, то слабослышащий студент начинает переживать о своих возможностях получения знаний и оптимального контакта с преподавателем. Но и у преподавателя возникают те же сомнения. И, естественно, адаптированная разработка занятия позволяет провести его плодотворно, с выполнением всех целей и задач, которые были обозначены в положениях «знать» и «уметь».


Далее студент знакомится с этапами занятия и принципом их проведения. То есть, как будет проводиться контроль знаний по данной теме, каким образом им предстоит выполнять самостоятельную работу и что они должны делать на этапе закрепления материала данного практического занятия. И здесь не обойтись без примера.


Если при подготовке методической разработки занятия для преподавателя весь дидактический материал дается в приложениях, то в студенческом варианте (это уже методические указания) конкретные задания включены сразу в каждый этап занятия с обязательным указанием технологии решения. По сути дела, это похожие задания, которые будут использоваться на предстоящем практическом занятии.


Понятно, что у студентов с ограничением по слуху для контроля знаний не приемлем фронтальный опрос как таковой, даже с помощью сурдопереводчика, хотя он всегда присутствует на занятиях. Поэтому, наиболее удобный вариант контроля, который использую я, это терминологический диктант в двух разновидностях: 1) вопрос и термин-ответ, 2) истинный диктант с пропущенными терминами, которые студент должен вписать вместо пробелов так, чтобы получился мини-рассказ. Например: 1) Какой струей истекает кровь при повреждении артерии? – студент дает «термин-ответ» - пульсирующей; 2) … у одного из водителей рана. Из нее ______ струей вытекает ______ цвета кровь. Студент должен подставить – «пульсирующей» и «алого» и далее для него дается разъяснение, почему именно эти термины он должен использовать. То есть, по сути, опять повторяется теоретический материал, но кратко и для конкретного задания.


Методические указания, как эталон проведения практического занятия дается каждому студенту накануне. Кроме того, учащиеся обеспечиваются учебно-теоретическим пособием для самоподготовки в домашних условиях. Существуют варианты указанных материалов: бумажный и электронный. Большинство слабослышащих студентов, как впрочем, и остальная современная молодежь, выбирает второй. Собственно и на самом занятии с нашими «особыми» детьми удобнее всего использовать мультимедийное сопровождение урока, конечно же, не исключая и живого общения с ними.


Здесь хочется несколько отступить от темы разговора и сказать, что наши студенты с нарушением слуха не только стремятся получить знания по медицине, но и проявляют интерес к другим видам деятельности: участвуют в спортивных соревнованиях; в художественной самодеятельности как внутри колледжа, так по городу и области;  в конкурсах «Лучший студент года»; в благотворительных акциях. А ведь это не что иное, как почва для формирования таких ключевых компетенций, как социально-трудовая; коммуникативная; общекультурная; ценностно-смысловая.


Итак, вернемся к конкретному предмету и освещаемой теме: «ПМП при кровотечении».


Полученные начальные знания при самоподготовке студентов и расширение, и закрепление их уже во время самого занятия, позволят преподавателю достичь цели урока – формирование способностей оценивать причины и вид кровотечения для профессиональной и своевременной его остановки.


Последний момент цели занятия слабослышащим студентам также  понятен, как и остальным учащимся, но они как-то с особым интересом и пристальным вниманием относятся к практическим манипуляциям. Сначала следят за каждым движением преподавателя в момент демонстрации техники выполнения, затем очень добросовестно повторяют.


Если какой-то этап манипуляции не получается, переделывают до тех пор, пока не выполнят все свои действия согласно алгоритма. При попытке подсказать, поправить движение рук, они дают знать, что хотят сами добиться необходимого результата. Например: при остановке артериального кровотечения отрабатываю с ними технику наложения кровоостанавливающего жгута на верхнюю конечность. Объясняю, что «пострадавшего необходимо уложить, но пока вы тренируетесь (работают в паре и по очереди выполняют, роль статиста), то можете условно пострадавшего усадить на стул».


Но слабослышащие студенты настаивают – раз необходимо, то мы будем укладывать статиста на кушетку, объясняя свою настойчивость качеством выполнения самостоятельной работы, максимально приближенной к действительности и довольно часто похожие моменты возникали в течении преподавания всей дисциплины «Первая медицинская помощь».


Такая настойчивость и скрупулезность как раз и является той побудительной силой, которая способствует формированию как учебно-познавательных компетенций (логическая деятельность, способы и приёмы действий в нестандартных ситуациях) так и ценностно-смысловых (осознавать свою роль в конкретной ситуации; суметь выбрать из нескольких способов остановки кровотечения наиболее целесообразный; принять окончательное решение и выполнить манипуляцию как в реальной жизни). 


Дисциплина «Первая медицинская помощь» помогает студентам в целом ознакомиться и освоить принципы неотложной помощи при различных экстремальных ситуациях. И каждая конкретная цель при изучении той или иной темы в конечном итоге приведет к решению основной задачи данного предмета – формирование профессиональной компетентности по оказанию первой медицинской помощи при неотложных состояниях. А поскольку компетентность – это владение учеником соответствующими компетенциями, как поясняют эту новую человеческую функцию корифеи образования, то полученные знания и умения позволят студентам овладеть ключевыми компетенциями, в частности¸ ценностно-смысловой.


Не только на указанной дисциплине, но и в целом при обучении выбранной специальности слабослышащие студенты учатся понимать ситуацию, ориентироваться в ней, уметь ставить перед собой цель, осмысливать собственные действия и поступки для принятия единственного верного решения в конкретной ситуации. Ценностно-смысловые компетенции, которыми будет наделен наш выпускник, позволят ему наряду с обычными специалистами, не имеющими отклонений в здоровье по слуху, выбрать верный путь самоопределения, самообразования и саморегуляции для осуществления как своей профессиональной, так и иных видов деятельности.


Следует отметить, что формирование ключевых компетенций у слабослышащих студентов, как и у всех остальных, естественно начинается с первых дней учебы в нашем колледже. Но ограничение по слуху вызывает у таких учащихся некоторые сложности. А для нас, педагогов, создает особенности в подготовке условий для приобретения, овладения нашими учениками основных компетенций.


Слабослышащие студенты изучают дисциплину «Первая медицинская помощь» на 3 курсе. Следовательно, начало формирования и общих ключевых компетенций лежит ответственным грузом на плечах преподавателей общеобразовательных дисциплин. Далее же происходит расширение побудительных мотивов для создания, если можно так выразиться, «банка» компетенций. Естественно, без технологизации образовательного процесса достичь этого будет проблематично. Для слабослышащих студентов возможно использование таких образовательных технологий как тренинг по творческому поиску оптимальных решений и обучение в условиях конкретной ситуации. И этому как раз будет помогать информационная компетенция, которая одна из первых осваивается слабослышащими студентами. На всех занятиях они обучаются поиску, анализу и отбору необходимой информации, ее преобразованию и передачи и, чаще всего посредством создания компьютерных презентаций. Для таких студентов это самый оптимальный подход в обучении, тем более, что в 2010 году на деньги, выделенные в рамках программы социальной поддержки детей-инвалидов «Мы вместе», был приобретен мультимедийный класс со звукоусиливающим оборудованием, а также почти в каждом кабинете имеется компьютер с мультимедийной аппаратурой. Но хочется добавить, что и значимость печатной информации нисколько не принижена и она тоже доступна студентам с ограничением по слуху.


Таким образом, и печатные издания, и Интернет-ресурсы являются хорошим подспорьем для выполнения домашней самостоятельной работы.


Если студент изъявит желание сам или по предложению преподавателя расширить свои познания по какому-то вопросу, то он, даже не подозревая, будет использовать информационную компетенцию для достижения своей цели.

В заключении можно отметить, что преемственность  в работе преподавателей нашего колледжа как особый подход в обучении слабослышащих и глухих детей позволит сформировать их ключевые компетенции. В итоге общество получит профессионала не только медицинской направленности но и грамотного, воспитанного человека, овладевшего различными способами деятельности не только в собственных интересах, но и при решении жизненных задач на благо окружающих.

 

Список литературы:

  1. Хуторской А. В. Ключевые Компетенции и образовательного стандарта /интернет журнал Эйдос, 2002 год
  2. «Учебно-методический вестник», Омск, ноябрь 2010 г.
  3. С. А. Мухина, А. А. Соловьева «Нетрадиционные педагогические технологии в обучении» изд. Феникс 2004 г.
  4. Е. Е. Вяземский, Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода» г. Челябинск, 2006 год.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*