В процессе освоения студентами Бердского
медицинского колледжа профессионального модуля. 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
специальности 060501 «Сестринское дело» формируются не только профессиональные, но и
продолжают параллельно развиваться общие компетенции. Работа над формированием
общих компетенций проводится по всем междисциплинарным курсам, а также во время
прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль.
Контроль уровня сформированности общих
компетенций начинается сразу,
непосредственно перед освоением модуля – проводится, так называемый, «Входной
контроль», затем, в процессе освоения модуля, происходит накопление данных о каждом
студенте и, на основе анализа, делается заключение об уровне владения компетенциями.
Но компетенции сами собой не возникнут, поэтому
основной задачей преподавателя является создание условий, а именно: подбор
таких видов и форм учебной деятельности, которые обеспечат необходимый уровень
сформированности.
Следующим этапом данной работы является определение способов фиксации учебных
достижений студентов. С одной стороны прекрасной копилкой достижений является
индивидуальное портфолио студентов. За сбором и пополнением материалов
портфолио обучающиеся следят сами, тем самым поддерживая мотивацию к обучению.
С другой стороны преподаватели цикловых методических комиссий сообща
разрабатывают «Матрицу ответственности» за реализацию требований ФГОС СПО по
специальности подготовки: иметь практический опыт, уметь, знать, ПК И ОК, в
которой отмечаются результаты освоения основной профессиональной
образовательной программы.
В
оценке сформированности общих компетенций мы опираемся на трехуровневую модель,
предложенную Федеральным институтом развития образования Минобрнауки РФ.
Уровень
сформированности |
Сформированные
способы деятельности |
Низкий
|
-
общая ориентировка учащегося в способах предполагаемой деятельности; - репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным
алгоритмам (действие по образцу); - «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации; - наличие и принятие любой помощи извне. |
Средний
|
-
умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях; - попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую
ситуацию; - готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной
деятельности; - минимальная помощь извне. |
Высокий |
-
умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска
решения; - умение проектировать сложные процессы; - умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую
незнакомую ситуацию (продуктивный уровень деятельности); - полная самостоятельность - отсутствие помощи извне; - оказание помощи другим участникам совместной деятельности; - умение отрефлексировать свои действия. |
Отследить
уровень сформированности компетенций можно только путём продолжительного
наблюдения за деятельностью студента. Как преподаватель Раздела 3 «Сестринский
уход в педиатрии» в рамках профессионального
модуля. 02. «Участие в
лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» специальности
060501 «Сестринское дело» для оценки уровня сформированности общих
компетенций я определила для наблюдения следующие
формы организации учебного процесса и
виды учебной деятельности:
Формулировка общей
компетенции |
Виды учебной
деятельности, направленные на формирование ОК |
ОК 1. Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес. |
- Многие студенты 1-2 курса активно участвуют в работе
студенческих клубов: медицинский отряд «Будь здоров!» и студенческий клуб
«Милосердие», где обучающиеся приобщаются к волонтёрскому движению по работе
с населением разных возрастных групп. В план работы этого движения входят
такие мероприятия как: помощь детям-инвалидам, уход за грудными детьми,
оставшимися без попечительства родителей, проведение мини - уроков для
учащихся начальных классов во время работы летних площадок при общеобразовательных
школах города Бердска.
- Есть студенты, которые активно участвуют в подготовке
и проведении профессионально-значимых общеколледжных мероприятий. Это:
ежегодная учебная научно-практическая конференция по результатам УИРС «Хочешь быть здоровым? Будь им!»,
профессиональный конкурс «Сестринский уход при гнойной инфекции», некоторые
студенты с удовольствием присутствуют на мероприятиях, а кое-кто старается
убежать домой. В зависимости от позиции студента, я могу оценить уровень
сформированности данной компетенции.
- Во время освоения модуля я даю студентам возможность подготовить
сообщения об инновациях, применяемых в области педиатрии или о новшествах в
лечении детских болезней. Если студенты сами, без принуждения, вызываются
подготовить доклад, либо делятся на занятиях впечатлением о прочитанном и сами
предлагают подготовить сообщение, по интересующей их теме - это также говорит
о высокой мотивации к обучению и будущей профессиональной деятельности.
- Наличие или отсутствие интереса к будущей профессии у
студентов можно наблюдать на аудиторных занятиях, а также при прохождении
производственной и учебной практик. Иногда студенты, не проявляющие интереса к
обучению на занятиях, очень хорошо проявляют
себя во время производственной практики, охотно работают, получают
положительные отзывы от руководителей практик и впоследствии начинают также
активно работать на теоретических и практических занятиях.
- Очень большое значение в выявлении мотивации к
будущей профессии имеет отношение студентов к отработке пропущенных занятий и
ликвидации академических задолженностей. Одни студенты делают это осознанно, без
напоминаний. Другие только после дисциплинарных взысканий.
- В нашем колледже наряду с основной профессиональной
образовательной программой по специальности студенты могут освоить и
дополнительные учебные программы: медицинский массаж и сестринскую косметологию.
А после получения диплома медсестры возможно пройти курс переподготовки с
получением квалификации фельдшера. Стремление повысить свою квалификацию
также говорит о высоком уровне
сформированности ОК 1.
|
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
- На наличие у студента данной компетенции указывает, прежде всего, способность
обучающихся организовать самостоятельную работу в учебное и во внеаудиторное
время. Например: отношение к выполнению домашнего задания.
- На каждом практическом занятии я организую
самостоятельную работу студентов. Это может быть решение задач, отработка
практических манипуляций, работа по электронным обучающим программам,
тестирование на компьютере и т.д. В ходе этой работы оцениваются умения:
подготовить рабочее место;
самостоятельно планировать, организовывать и осуществлять свою
деятельность; выбирать эффективные способы решения задачи, согласно заданной
ситуации; объективно оценить результаты своей деятельности; своевременно
проводить коррекцию. Окончательное решение по определению уровня
сформированности ОК принимается по результатам самостоятельной квазипрофессиональной
деятельности на производственной практике.
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
- Эта ОК формируется и оценивается при решении ситуационных
задач и при моделировании рабочих ситуаций по оказанию первой медицинской
помощи. При этом оценивается: правильность и скорость решения задачи, наличие
клинического мышления, умение предвидеть результат своих действий, умение своевременно
исправлять ошибки и нести ответственность за результаты своей деятельности.
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного роста. |
- Эта ОК формируется и оценивается в процессе
подготовки сообщений, докладов, презентаций, курсовых работ. Показателями
также являются: участие в УИРС, подготовка докладов к внутриколледжным и
выездным научно-практическим
конференциям, санпросвет работа с населением о вреде наркомании, табакокурения,
о профилактических мероприятиях по сохранению здоровья и т.д. Оценивается:
эффективность поиска, разнообразие источников, достоверность информации и
особенно способность перерабатывать нужную информацию. Решение о степени
сформированности ОК принимается по результатам курсовой работы.
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности. |
- Подготовка сообщений в виде презентаций.
- Распространение учебного материала электронной
почтой.
- Обучение по электронным программам.
- Участие в электронном тестировании в режиме on-lain.
|
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями. |
- Степень сформированности
ОК оценивается на каждом теоретическом и практическом занятии при организации
групповых форм работы. Постоянно отслеживаю у студентов умение общаться между
собой, с преподавателями, с пациентами и их родственниками, при
взаимодействии с медперсоналом на учебной и производственной практиках.
Оценивается: соблюдение этических норм, разрешение и предупреждение
конфликтных ситуаций, эффективность взаимодействия – умение добиваться
положительных результатов, умение слушать, убеждать, аргументировать свои
высказывания.
|
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением
требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и
противопожарной безопасности. |
- Уровень владения данной компетенцией оценивается во время
сдачи зачетных манипуляций. Проверяются: организация рабочего места, выбор и
подготовка к работе мединструментария и предметов ухода, соблюдение правил
личной и инфекционной безопасности пациента и медработника на соответствие
требованиям алгоритмов манипуляций.
- Заключение о сформированности ОК делается по итогам
работы на производственной практике и во
время сдачи ГИА.
|
Список
литературы:
- Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ).
- ФГОС СПО специальности 060501 «Сестринское дело» Приказ Минобрнауки РФ № 589 от 12 ноября
2009.
- Рабочие учебные планы ГАОУ СПО НСО «Бердского медицинского
колледжа» по специальностям подготовки.
- Рекомендации ФГУ «ФИРО» Минобрнауки РФ «Модель оценки
сформированности общей компетенции».