Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих компетенций в процессе освоения ПМ. 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» специальности 060501 «Сестринское дело» Раздел 3. «Сестринский уход в педиатрии»

03.12.2013 1170 3902
Аксенова Ирина Юрьевна
Аксенова Ирина Юрьевна, методист, преподаватель учебной дисциплины «Методика учёбы»

Плешкова Лариса Анатольевна
Плешкова Лариса Анатольевна, преподаватель

Бердский медицинский колледж
В процессе освоения студентами Бердского медицинского колледжа профессионального модуля. 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» специальности 060501 «Сестринское дело» формируются не только профессиональные, но и продолжают параллельно развиваться общие компетенции. Работа над формированием общих компетенций проводится по всем междисциплинарным курсам, а также во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль.

Контроль уровня сформированности общих компетенций  начинается сразу, непосредственно перед освоением модуля – проводится, так называемый, «Входной контроль», затем, в процессе освоения модуля, происходит накопление данных о каждом студенте и, на основе анализа, делается заключение об уровне владения компетенциями. 


Но компетенции сами собой не возникнут, поэтому основной задачей преподавателя является создание условий, а именно: подбор таких видов и форм учебной деятельности, которые обеспечат необходимый уровень сформированности.


Следующим этапом данной работы является  определение способов фиксации учебных достижений студентов. С одной стороны прекрасной копилкой достижений является индивидуальное портфолио студентов. За сбором и пополнением материалов портфолио обучающиеся следят сами, тем самым поддерживая мотивацию к обучению. С другой стороны преподаватели цикловых методических комиссий сообща разрабатывают «Матрицу ответственности» за реализацию требований ФГОС СПО по специальности подготовки: иметь практический опыт, уметь, знать, ПК И ОК, в которой отмечаются результаты освоения основной профессиональной образовательной программы.


В оценке сформированности общих компетенций мы опираемся на трехуровневую модель, предложенную Федеральным институтом развития образования Минобрнауки РФ.

 

Уровень сформированности

Сформированные способы деятельности

Низкий

- общая ориентировка учащегося в способах предполагаемой деятельности;
- репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам (действие по образцу);
- «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации;
- наличие и принятие любой помощи извне.

Средний

- умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях;
- попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию;
- готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности;
- минимальная помощь извне.

Высокий

- умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;
- умение проектировать сложные процессы;
- умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию (продуктивный уровень деятельности);
- полная самостоятельность - отсутствие помощи извне;
- оказание помощи другим участникам совместной деятельности;
- умение отрефлексировать свои действия.

 

Отследить уровень сформированности компетенций можно только путём продолжительного наблюдения за деятельностью студента. Как преподаватель Раздела 3 «Сестринский уход в педиатрии» в рамках профессионального модуля. 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» специальности 060501 «Сестринское дело» для оценки уровня сформированности общих компетенций я определила для наблюдения следующие формы организации учебного процесса и  виды учебной деятельности:

Формулировка общей компетенции

Виды учебной деятельности, направленные на формирование ОК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  1. Многие студенты 1-2 курса активно участвуют в работе студенческих клубов: медицинский отряд «Будь здоров!» и студенческий клуб «Милосердие», где обучающиеся приобщаются к волонтёрскому движению по работе с населением разных возрастных групп. В план работы этого движения входят такие мероприятия как: помощь детям-инвалидам, уход за грудными детьми, оставшимися без попечительства родителей, проведение мини - уроков для учащихся начальных классов во время работы летних площадок при общеобразовательных школах города Бердска.
  2. Есть студенты, которые активно участвуют в подготовке и проведении профессионально-значимых общеколледжных мероприятий. Это: ежегодная учебная научно-практическая конференция по результатам УИРС  «Хочешь быть здоровым? Будь им!», профессиональный конкурс «Сестринский уход при гнойной инфекции», некоторые студенты с удовольствием присутствуют на мероприятиях, а кое-кто старается убежать домой. В зависимости от позиции студента, я могу оценить уровень сформированности данной компетенции.
  3. Во время освоения модуля я даю студентам возможность подготовить сообщения об инновациях, применяемых в области педиатрии или о новшествах в лечении детских болезней. Если студенты сами, без принуждения, вызываются подготовить доклад, либо делятся на занятиях впечатлением о прочитанном и сами предлагают подготовить сообщение, по интересующей их теме - это также говорит о высокой мотивации к обучению и будущей профессиональной деятельности.
  4. Наличие или отсутствие интереса к будущей профессии у студентов можно наблюдать на  аудиторных занятиях, а также при прохождении производственной и учебной практик. Иногда студенты, не проявляющие интереса к обучению на занятиях, очень хорошо проявляют  себя во время производственной практики, охотно работают, получают положительные отзывы от руководителей практик и впоследствии начинают также активно работать на теоретических и практических занятиях.
  5. Очень большое значение в выявлении мотивации к будущей профессии имеет отношение студентов к отработке пропущенных занятий и ликвидации академических задолженностей. Одни студенты делают это осознанно, без напоминаний. Другие только после дисциплинарных взысканий.
  6. В нашем колледже наряду с основной профессиональной образовательной программой по специальности студенты могут освоить и дополнительные учебные программы: медицинский массаж и сестринскую косметологию. А после получения диплома медсестры возможно пройти курс переподготовки с получением квалификации фельдшера. Стремление повысить свою квалификацию также говорит о  высоком уровне сформированности ОК 1.     

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

  1. На наличие у студента данной компетенции  указывает, прежде всего, способность обучающихся организовать самостоятельную работу в учебное и во внеаудиторное время. Например: отношение к выполнению домашнего задания.
  2. На каждом практическом занятии я организую самостоятельную работу студентов. Это может быть решение задач, отработка практических манипуляций, работа по электронным обучающим программам, тестирование на компьютере и т.д. В ходе этой работы оцениваются умения: подготовить рабочее место;  самостоятельно планировать, организовывать и осуществлять свою деятельность; выбирать эффективные способы решения задачи, согласно заданной ситуации; объективно оценить результаты своей деятельности; своевременно проводить коррекцию. Окончательное решение по определению уровня сформированности ОК принимается по результатам самостоятельной квазипрофессиональной деятельности на производственной практике. 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  1. Эта ОК формируется и оценивается при решении ситуационных задач и при моделировании рабочих ситуаций по оказанию первой медицинской помощи. При этом оценивается: правильность и скорость решения задачи, наличие клинического мышления, умение предвидеть результат своих действий, умение своевременно исправлять ошибки и нести ответственность за результаты своей деятельности.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.

  1. Эта ОК формируется и оценивается в процессе подготовки сообщений, докладов, презентаций, курсовых работ. Показателями также являются: участие в УИРС, подготовка докладов к внутриколледжным и выездным  научно-практическим конференциям, санпросвет работа с населением о вреде наркомании, табакокурения, о профилактических мероприятиях по сохранению здоровья и т.д. Оценивается: эффективность поиска, разнообразие источников, достоверность информации и особенно способность перерабатывать нужную информацию. Решение о степени сформированности ОК принимается по результатам курсовой работы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  1. Подготовка сообщений в виде презентаций.
  2. Распространение учебного материала электронной почтой.
  3. Обучение по электронным программам.
  4. Участие в электронном тестировании в режиме on-lain.

ОК 6. Работать в коллективе и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  1. Степень сформированности ОК оценивается на каждом теоретическом и практическом занятии при организации групповых форм работы. Постоянно отслеживаю у студентов умение общаться между собой, с преподавателями, с пациентами и их родственниками, при взаимодействии с медперсоналом на учебной и производственной практиках. Оценивается: соблюдение этических норм, разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций, эффективность взаимодействия – умение добиваться положительных результатов, умение слушать, убеждать, аргументировать свои высказывания.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

  1. Уровень владения данной компетенцией оценивается во время сдачи зачетных манипуляций. Проверяются: организация рабочего места, выбор и подготовка к работе мединструментария и предметов ухода, соблюдение правил личной и инфекционной безопасности пациента и медработника на соответствие требованиям алгоритмов манипуляций.
  2. Заключение о сформированности ОК делается по итогам работы  на производственной практике и во время сдачи ГИА.

 

Список литературы:

  1. Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
  2. ФГОС СПО специальности 060501 «Сестринское дело»  Приказ Минобрнауки РФ № 589 от 12 ноября 2009.
  3. Рабочие учебные планы ГАОУ СПО НСО «Бердского медицинского колледжа» по специальностям подготовки.
  4. Рекомендации ФГУ «ФИРО» Минобрнауки РФ «Модель оценки сформированности общей компетенции».



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*