Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка классного часа. Тема: «Экодом»

02.12.2013 1582 3324
Косыгина Наталья Олеговна
Косыгина Наталья Олеговна, преподаватель

Киренский профессионально-педагогический колледж

Цель:

- рассмотреть принципы организации человеческой деятельности с учётом экологических законов;

- развивать умения учащихся по применению экологических знаний, правил, норм во всех сферах их жизни как на бытовом уровне (дом, магазин, дачный участок), так и в процессе изучения мнений и просвещению широких слоёв населения, практическому осуществлению работ направленных на сохранение и улучшение окружающей среды;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей природной среде.

 

Предисловие

 

В мероприятии принимают участие несколько курсов, один из 4-х курсов берёт на себя задачу воспринимать информацию, анализировать полученные данные, активно отвечать на вопросы, вступать в дискуссию, выдвигать предположения, оценивать свои действия с позиции социальной экологии. Другие курсы помогают в проведении мероприятия, каждый выполняет конкретное задание.


Занятие показывает, каким образом можно использовать экологические знания и умения в быту, организовать социально-экологическую практику в школе.

Термин «социальная экология» появился в 20 годах в работах американских социологов Ф. Парка и Э. Берджеса. В настоящее время социальная экология определяется как наука, изучающая взаимоотношения общества с окружающей средой, принципы организации человеческой деятельности с учётом экологических законов.


Социально-экологическая практика – это социально значимая деятельность учащихся по получению и применению экологических знаний, правил, норм во всех сферах жизни, так и по изучению мнений и просвещению широких слоёв населения, практическому осуществлению работ, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды.


Например, в современном обществе ежедневно используются сотни тысяч химических веществ. Невозможно контролировать множество химических реакций между этими веществами, их индивидуальные и комбинированные токсические эффекты. Среди десяти наиболее опасных веществ и факторов воздействия следует назвать тяжёлые металлы (Zn,Cu, Mn, Hq, Co, Mo, Pb, Cd, As и др.), летучие органические соединения, формальдегид, пестициды, побочные продукты сгорания (CO, CO2, NO2, SO2 и др.) пыль, асбест, бактерии, недостаток солнечного света, радиацию.


Введение новых малоотходных технологий в будущем позволит снизить опасное для жизни и здоровья всего живого влияние этих веществ. Но уже сейчас мы можем частично обезопасить себя, увеличить шансы на выживание и сохранение своего здоровья.


В последнее время на рынках, в ларьках и в магазинах появилось много некачественных товаров. Некачественными могут быть продукты питания, при их употреблении возможны отравления, но даже при отсутствии последних с недоброкачественными продуктами мы не получим тех веществ, в которых нуждается наш организм.


Поддельные этикетки на промышленных товарах дают неправильную информацию о потребительских свойствах товаров (составе тканей, способах стирки, сроках гарантии и т.п.). Помимо огорчения от переплаченных за подделку денег, можно заболеть от промокшей обуви, испортить утюгом ткань, которая вместо натуральной оказалась синтетической, сжечь электроприборы при включении неисправного изделия в сеть.


Кроме этого, недобросовестные продавцы эксплуатируют бренды известных фирм, производящих качественную продукцию, а это уже подрывает авторитет страны-производителя в международном сообществе. Поэтому нам надо быть грамотными потребителями.


В процессе социально-экологической практики происходит развитие социальной активности, гражданской позиции её участников, формирование потребности к деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды. Поэтому, будущим специалистам, необходимо, совместно со своими воспитанниками, принимать реальное участие в практических делах по сохранению природных и культурных достопримечательностей.

 

Ход занятия

 

Преподаватель: В экологии необходимо рассмотрение самых различных тем – от социальных до прогностических, нужен серьёзный разговор об этикете, справедливости, добре и зле как составляющих надежды человечества на выживание. Внутренний стимул для самообразования – интерес! Экология должна быть интересна.

Сегодня на занятии мы попытаемся подробнее рассмотреть принципы социальной экологии, основываясь на исследованиях своего социоприродного окружения, что позволит вырабатывать экологически грамотные правила поведения, рекомендации, которые пригодятся тем, кто находится с вами рядом, особенно маленьким слушателям, вечным почемучкам, вашим будущим ученикам.

Итак, тема нашего внеклассного мероприятия «Экодом».

 

Ведущий: Мы приглашаем вас побыть обычными потребителями, посетить наш «Магазин».

 

Пояснение: Студенты сидят группами (4 группы), каждая группа это семья, каждому участнику отводится своя роль – мама, отец, дети. Задача  участников – подобрать продукты питания на неделю, с расчётом, что каждой семье выдаётся всего тысяча рублей. Особой целевой установки «семья» не получает им необходимо соответствовать своей роли, рассчитать денежные возможности. Таким образом, участники попадают в обычную бытовую ситуацию, где единственным ограничителем является первоначальный капитал. В другом кабинете студенты 2 курса расставляют упаковки от различных пищевых товаров, на которых прикреплены пометки в виде синих квадратов (продукт не опасен для потребления) и красных (продукт опасен для потребления), а  также указана цена товара. После наполнения потребительской корзины, «продавцы» подсчитывают общую сумму за купленную продукцию.

 

Ведущий: Продукты куплены, теперь посмотрим, как наши потребители справились с заданием. Рассмотрите купленные вами товары: в одной стороне сгруппируйте продукты, на упаковке которого приклеен синий квадрат, в другой с красным квадратом. Подсчитайте количество упаковок  в каждой стороне, проставьте количество на бумажных носителях.

 Проанализировать купленную продукцию помогут студенты 2-го курса:

- продукты, отмеченные значком красного цвета – мы выделили как опасные для здоровья, так как они содержат буквенное обозначение Е, что говорит о наличие добавок и цифровое обозначение, которое подчёркивает опасность и безопасность покупаемой продукции;

- анализ представленного материала, помогает произвести таблица, которая сейчас появилась на экране (см. приложение);

- пищевые добавки (ПД) применяются для улучшения продукта, его вкуса и внешнего вида, допустимое содержание ПД в рамках Всемирной организации здравоохранения устанавливает специальная комиссия. Разрешение на применение ПД в России выдаёт Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации в установленном порядке при наличии заключения Института питания РАМН;

- теперь рассмотрите классификацию пищевых добавок, где указаны возможные последствия их употребления. Какие же изменения они могут вызвать в организме человека?

- конечно, употребление таких продуктов однократно, не окажет существенного влияния на организм, но использование их в пищу систематически, как видите, может привести к  серьёзным последствиям.

- Какие выводы может сделать каждая их представленных семей?

 

Ведущий: Действительно, каждому из нас, необходимо научиться понимать обозначения, которые указывает на упаковке производитель, и делать самостоятельный, осознанный выбор в пользу тех или иных продуктов, так как от этого зависит наше здоровье и здоровье наших детей.

Давайте посмотрим, какая из семей оказалась самой:

- экологичной;

- экономичной – это та семья, которая затратила меньше всего денежных средств;

- рассудительной, умеющей делать выводы и делиться своими рассуждениями с другими.

Какая семья побеждает в номинации:

- «добрый родитель» - те родители, которые накупили много сладостей, но, к сожалению, не совсем полезных для здоровья.

По ходу нашего занятия, необходимую для вас информацию можно заносить в блокноты, которые приготовили студенты 4 «А» курса, в чём его необычность? Попросим пояснить наших гостей.

 

Пояснение: Блокноты сделаны из черновиков, которые накапливаются в информационно-копировальном центре колледжа, они своеобразно оформлены и соответствуют тематике нашего мероприятия. Первая информация, которая появиться в ваших блокнотах – это данные с индексами пищевых добавок. 

 

Ведущий: Итак, мы выяснили, что правильный выбор продуктов питания – это выбор в пользу здоровья! Но не стоит забывать, что мы с вами живем в районе, где жители берут на себя обязанность самостоятельно выращивать сельскохозяйственные  продукцию, трудиться на своей земле, приносить пользу людям, делясь плодами своего труда. Можно ли вырастить экологически чистый  картофель? Этими советами с нами поделился частный предприниматель.

задаваемые вопросы:

- В каком году обосновалось крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ)

- Какие сорта картофеля выращиваются в нашем районе?

- С какими проблемами приходиться сталкиваться?

- Используются ли пестициды – ядовитые вещества, убивающие живые организмы, так называемых «вредителей сельскохозяйственных культур»?

 

Преподаватель: Ещё раз подчеркнём, что в процессе производства и потребления продуктов возникают отходы. Для того чтобы уменьшить количество мусора на свалках, отходы необходимо перерабатывать.Возвращение отходов в материальный кругооборот (производство – потребление) называется рециклингом. Вы уже знакомы со знаками вторичной переработки, они указаны на упаковках товара, предупреждая о том, что материалы вторично перерабатываются. Найдите среди ваших покупок несколько экземпляров. Не забывайте, что, приобретая товары с подобными знаками, вы уменьшаете загрязнение окружающей среды!

 

Ведущий: Решить проблему вторичного использования первичного помогут представители 3 «А» курса (слайды, показ изделий и бросового материала, возможности их использования на практике в начальной школе или детском саду).

Продолжаем знакомство с экологически опасными факторами в быту.

Эксперты ВОЗ подсчитали, что среди двух взрослых, курящих с подросткового возраста, один будет убит табаком. У второго же сильно сократится продолжительность жизни, возможно на 20-25 лет. Скорее всего, это произойдёт вследствие заболеваний сердечно-сосудистой системы. При расчётах сотрудники ВОЗ опирались на сведения о вреде легально произведённых сигарет, а их в мире более 70%, вред нелегальной табачной продукции значительно выше, так как там содержится гораздо больше опасных смол и никотина.

Известно, что 90% онкологических заболеваний связано с курением: вместе с дымом в организм попадает бензол, формальдегид и другие высокотоксичные вещества-канцерогены. Подсчитано, что у людей, начавших курить с 15 летнего возраста, он возникает в пять раз чаще, чем у тех, кто закурил после 25 лет. Из-за недостатка кислорода у юношей может снижаться способность к деторождению, у женщин вызывать преждевременные роды и смертность родившихся детей. Такие же показатели наблюдаются и у тех, кто находится в непосредственном окружении с курящими людьми.

В воздухе достаточно вредных веществ, которые отрицательно влияют на здоровье человека, а сигаретный и папиросный дым ещё более усугубляет сложившуюся ситуацию. Конечно, мы не ставили перед собою цель выплеснуть на вас массу теоретической информации о вреде курения, хотя этот факт не поддаётся сомнению, и решили наглядно показать, что происходит с нашими лёгкими.

 

Пояснение: Выступление студентов 4 «А», описание и показ исходного результата опыта, доказывающего вред курения на здоровье человека.

Для опыта необходимо приготовить доступный материал - пластиковая бутылка, трубка, вата, которая помещается в трубочку, пластилин, закрепляет трубочку в бутылке сигарета. Для чистоты эксперимента, используются сильные сигареты, которые преимущественно курит население со стажем и дамские сигареты, более лёгкие.

Установлено, что такого рода занятия с детьми в более раннем возрасте могут наоборот способствовать курению. Поэтому данное мероприятие рекомендовано для детей в возрасте от 11 до 13 лет.

 

Ведущий: Современный мир – это мир моды, но и вещи которые мы выбирает должны быть не только красивыми, но и пошиты, изготовлены из экологически чистого волокна. Синтетические ткани заполнили потребительский рынок, вместе с тем они способны вызывать раздражение кожи и аллергию.

Сегодня мы пригласили студентку 4 «А», которая представит свою коллекцию вязаных вещей. Вязаные вещи – это всегда очень актуально - элегантно, вязаные вещи придают ощущение уюта и тепла.

Сегодня мы прослушали немало примеров, которые подтверждают, что каждый человек может сделать не мало в пользу защиты окружающей среды, стоит лишь только присмотреться, проанализировать свои действия и сделать так как нужно, так как поступил бы человек разумный.

Например, всем желающим сэкономить на электроэнергии полезно знать, насколько «прожорливы» электроприборы. Одни из них расходуют больше чем можно себе представить, другие же, напротив, меньше чем, кажется.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаем выполнить следующее задание. Представим, что мы находимся в магазине, нам следует отобрать электроприборы для домашнего пользования, отберите те, которые считаете нужными, поясните свой выбор.

Итак, посмотрим, что у нас получилось, и попытаемся сделать выводы. Начнём с выбора холодильника – это единственный электрический прибор, который работает без остановки круглые сутки в течение многих лет. Мы в праве от него требовать не только безотказной работы, но и умеренного потребления электричества. Это один из главных пожирателей электроэнергии в вашем доме, расход энергии 250 Вт постоянно. Старые модели, выпускавшиеся ещё в советские времена, гораздо менее экономичны по сравнению со своими современными собратьями. В настоящее время всем холодильника присваивается так называемый класс экономичности от A до G. Посмотрите, каково класса холодильник выбрали вы? Холодильники класса А очень экономичны, класс В чуть менее экономичен, класс С ещё менее экономичен, класс D называют промежуточным, а вот классы EFG считаются неэкономичными. Конечно, никто не призывает выбрасывать старые холодильники, их утилизации это проблема из проблем, его можно отдать тому, кому он действительно нужен. Обращать внимание на экономичность стоит, так разница между классом A и F может составлять1 кВт ч в сутки, предположим, что 1 кВт ч стоит 60 копеек, в течение 15 лет (365 дней умножаем на 60 копеек) вы сэкономите 3285 рублей, умножим сумму на 15 получим 49275рублей. Это без учёта того, что цены на электроэнергию повышаются.

Следует учитывать, что холодильник с автоматической системой размораживания менее экономичен и больше шумит. Впрочем, если перестать вовремя размораживать холодильник, то он начнёт обрастать снежной шубой, и вся энергия будет тратиться на поддержание этой шубы.

Очень важно помнить, что холодильник нужно как можно реже открывать, чтобы не было утечек холода. Его также не стоит ставить рядом с плитой или батареей, так как это тоже ведёт к увеличению энергии.

Разница в потреблении электричества у электроплит не так велика, как у холодильников. Тем не менее, сэкономить электроэнергию можно и здесь, соблюдая элементарные правила. Посмотрим, что у нас получилось с выбором электропечи?

Нагревательные элементы на варочной поверхности современных электроплит бывают разных типов: традиционные, с чугунными конфорками и стеклокерамические. Стеклокерамика – очень практичный, но чрезвычайно дорогой материал, который поднимает цену плиты сразу как минимум на 150 – 200 долларов, но и она более экономична. Впрочем, загрязнённая стеклокерамическая поверхность препятствует передаче тепла посуде, поэтому необходимо, чтобы поверхность была сухой и чистой.  

Экономить электроэнергию можно и на более простых плитах как новых, так и тех, которым уже много лет. Основное правило – учитывать инертность чугунных «блинов». На практике это означает, что они медленно нагреваются и медленно остывают.

Следующие правила необходимо дополнить:

- Электроконфорки необходимо включать лишь после того, как вы поставили на них...

- Чтобы избежать деформации и коррозии электроконфорок, следует использовать кастрюлю… Неплотное прилегание дна ведёт к снижению приготовления пищи и потерям электроэнергии.

- Диаметр посуды, должен быть немного меньше или …..

- При приготовлении пищи кастрюли необходимо …….

Ответы: электроконфорки необходимо включать лишь после того, как вы поставили на них кастрюлю с пищей. Чтобы избежать деформации и коррозии электроконфорок, следует использовать кастрюлю с сухим, плоским дном. Неплотное прилегание дна ведёт к снижению приготовления пищи и потерям электроэнергии. Диаметр посуды, должен быть немного меньше или соответствовать ему. При приготовлении пищи кастрюли необходимо закрывать крышками, в открытой посуде расход энергии возрастает.

Микроволновую печь можно использовать как дополнение к обычной электрической. Дело в том, у нее высокий коэффициент полезного действия, т. е. практически вся энергия тратится на приготовление пищи, а не на нагревание кухни или посуды. Она компактнее, дешевле и экономичнее. Но не всю пищу способна приготовить.

Посудомоечные машины пока являются редкостью у нас в домах. Подавляющее большинство людей относят их к излишествам и моют посуду в ручную, расходуя при этом примерно 60 литров воды в день. Обычная посудомоечная машина на 12 комплектов посуды (один комплект – до 10 предметов, включая столовые приборы) расходует не более 14 литров воды. По принципу действия, посудомоечные машины похожи на автоматические стиральные. Средняя посудомоечная машина тратит за один цикл мойки 1 – 1,5 кВТ ч электроэнергии; большая часть энергии уходит на подогрев воды до нужной температуры. Стоит ли покупать посудомоечные машины решать вам самим, но следует учитывать, что они не могут работать без специальных дорогих моющих средств, что вовсе не на пользу окружающей среде.

Автоматические стиральные машины удобны, экономно расходуют воду, но на её подогрев тратиться большое количество энергии. Чтобы сэкономить, выбирайте среднюю температуру для стирки. Загружайте стиральную машину полностью и сокращайте количество стирок.

Утюги тратят не так много энергии, но необходимо соблюдать следующие советы: (на столах прописаны советы, студенты прочитывают и ставят галочку напротив тех, которые соблюдают всегда)

- сортировать вещи в зависимости от материи;

- гладить при требуемой температуре;

- начинать с низких температур:

- для небольших вещей хватает остаточного тепла;

- аккуратно расправлять бельё перед сушкой, что позволит потратить меньше энергии и сил на глажение.

Чайник – это неприемлемый атрибут любой кухни. Отличаться они могут мощностью. Не стоит пугаться высокой мощности, это не означает, что высоким будет являться расход электроэнергии, просто он быстрее закипит. Если чайник автоматически не отключается, то не позволяйте ему долго кипеть – это дополнительный расход энергии, подумайте, всегда ли стоит кипятить чайник повторно, его можно просто подогреть, греть воды столько, сколько необходимо, так как чем больше объём воды, тем больше энергии на её подогрев. Или перелить горячую воду в термос.

И, наконец, компьютеры и телевизоры. Можно более экономично расходовать энергию, если не включать компьютер без необходимости, если отлучаетесь надолго, то его лучше выключить, если ваше отсутствие недолгое, то не выключать иначе сокращается срок службы. Так же стоит поступать с телевизором, но чтобы сократить потребление энергии его необходимо выключать из розетки, а не оставлять в режиме готовности.

 

Преподаватель: Теперь вы знаете, как создать у себя дома условия, способствующие сохранению экологии и здоровья. О своих мнениях, впечатлениях опыте, можно поделиться со своими родными, друзьями. Ведь о том, как помочь природе думают люди во всём мире! И многие из них сделали реальные шаги для осуществления этой цели:

- Джулия Робертс (киноактриса) – старается жить в гармонии с природой, в отличие от других, она не просто участвует в благотворительных мероприятиях, но сознательно перестроила свою жизнь, чтобы причинять меньше вреда планете;

- Арина Шарапова (телеведущая) – состоит во Всемирном фонде дикой природы;

- Ольга Шелест (теле-радио ведущая) – не употребляет мяса из-за этическим соображениям по отношению к животным;

- Дженнифер Анистон (киноактриса) – экономит воду, всегда помнит, что где-то люди страдают от жажды.

 

Выбор за вами! Так как за вами будущее!

 

Приложение

Вредные для здоровья пищевые добавки:

Е – 102, 110, 120, 124, 127 – опасный; Е - 103, 105, 111, 121, 125, 126, 130,152 – запрещённый; Е – 104, 122, 141, 150, 171, 173, 180, 241 – подозрительный; Е – 123 очень опасный; Е -  131, 142, 210, 211, 212, 213, 215, 216, 217, 240, 330 – ракообразующие; Е – 311, 312, 313 – сыпь; Е – 250, 251 – расстройство давления; Е – 221, 222, 223, 224, 226 – расстройство кишечника; Е – 338, 339, 340, 341, 407, 450, 461, 462, 463, 465,  466, 477 – расстройство желудка; Е – 320, 321, 322 – повышенный холестерин; Е – 230, 231, 232, 238 – вреден для кожи

 

Литература:

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: «Учебная литература», 2005; 
  2. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2004; 
  3. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. – М.: «Владос», 1998; 
  4. Матвеева Н.А., Леонов А.В. Гигиена и экология человека. – М.: «Академия», 2005; 
  5. Мой мир. Пособие для учителя / Пер. с англ. – Иркутск: Байкальская экологическая волна», 2002.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*