Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Маркетинговые исследования – как нетрадиционная форма обучения и метод активизации экономического мышления студентов

30.08.2011 453 3438
Егорова Лариса Александровна
Егорова Лариса Александровна, преподаватель экономических дисциплин, кандидат экономических наук

Армавирский машиностроительный техникум
Актуальность исследования определяется тем, что задачи создания конкурентоспособной экономики и увеличения валового внутреннего продукта автоматически предполагают необходимость формирования экономического мышления и инициативной деятельности, студент должен испытывать потребность не только в получении знаний, но и практического опыта.


Одним из эффективных средств достижения этой цели, наряду с другими методами является внеаудиторная работа, формирующая умение приложить полученные знания к решению практических задач, к будущей профессии. Внеаудиторная работа – органическая часть учебного процесса, она дополняет его, развивает и углубляет, поэтому тематика аудиторных занятий определяется программой данного курса и дисциплины, и может проводиться как в аудитории или актовом зале, так и на экспериментальной площадке и т.д.


Современную экономику невозможно представить без маркетинга, который призван обеспечить устойчивое и конкурентоспособное положение фирмы. В этом представлении маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований, которые можно осуществлять силами студентов, находящихся на практике или занимающихся в кружках.


Полученный опыт проведения маркетинговых исследований является тем инструментом, с помощью которого дипломированный специалист существенно снижается риск своего предпринимательства. Поэтому проблема формирования познавательной активности, посредством участия в маркетинговых исследованиях во внеаудиторной работе студентов на наш взгляд, является актуальной.


В качестве объекта исследования выбран процесс формирования навыков проведения маркетинговых исследований, познавательной активности и экономического мышления посредством внеаудиторной работы.


Предметом исследования выступает маркетинговое исследование, проводимое в системе внеаудиторных занятий, влияющее на формирование познавательной активности и экономического мышления студентов.


Целью исследования является разработка системы внеаудиторных занятий, обеспечивающей формирование навыков будущей профессии.


Для достижения данной цели определили следующие задачи исследования:

1. Выполнить анализ и обобщить результаты использования маркетинговых исследований на формирование познавательной активности студентов и профессиональных навыков на внеаудиторных занятиях.

2. Разработать систему внеаудиторных занятий, влияющую на формирование познавательной активности и профессиональных навыков студентов.

3. Апробировать систему внеаудиторных занятий, влияющую на формирование познавательной активности и профессиональных навыков студентов.

4. Обобщить результаты исследования и выполнить их сравнительный анализ.


При этом выдвигается следующая гипотеза: формирование познавательной активности, экономического мышления и профессиональных навыков студентов посредством внеаудиторных занятий по экономическим дисциплинам будет успешным, если:

- учесть возрастные особенности и степень подготовки студентов;

- использовать систему внеаудиторных занятий, влияющую на формирование познавательной активности и экономического мышления студентов.


Для решения поставленных задач использовались методы эмпирического исследования: анализ экономической и психолого-педагогической литературы; метод проведения маркетинговых исследований, опрос, анкетирование, интервью, сравнительно-сопоставительного анализа; обобщения и систематизации полученных результатов.


Новизна состоит в том, что разработана система внеаудиторных занятий, влияющая на формирование познавательной активности и экономического мышления студентов.


Практическая значимость заключается в том, что предложенная система внеаудиторных занятий может быть использована в работе преподавателей экономических дисциплин учреждений СПО.


Апробация работы прошла на промышленных предприятиях г. Армавира Краснодарского края, в частности на ОАО «Кондитерская фабрика» г. Армавира.

В условиях рыночной экономики особое значение приобретает экономическое образова­ние, как неотъемлемый элемент целостной системы образования, направ­ленной на становление личности человека, формирующей экономическое мышление современного типа. Задачей экономической подготовки молодежи является формирование знаний и навыков, которые позволили бы адап­тироваться к условиям рынка, побуждая к цивилизованному предприниматель­ству. Экономическое образование, ― это система форм и методов получения экономических знаний и навыков, необхо­димых для эффективной экономической деятельности. В системе экономического образования большое значение име­ет подготовка буду­щих специалистов в области экономики и предпринимательства, квалификация которых должна соответствовать самым высоким отечественным и международным требованиям. Система экономического образования невозможна без при­менения современных технологий, к которым помимо аудиторных методов относятся и внеурочные мероприятия. Удовлетворяя разнообразные запросы студентов, внеаудиторная работа отвлекает их от пустого проведения времени и побуждает экономическую и социальную активность. На внеаудиторных занятиях студенты приобретают любовь к труду, умению приложить свои знания к решению поставленных задач, к будущей профессии.

Внеаудиторная работа вовлекает студентов в интересные для них занятия, укрепляет дисциплину и воспитывает организованность. Такие занятия могут проводиться в аудитории, актовом зале, на экспериментальной площадке и т.д. Внеаудиторная работа имеет свои особенности, но ее главным преимуществом является формирование у студентов самостоятельной творческой работы.


 Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное положение фирмы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этом представлении маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и разработку маркетинговых мероприятий.


Маркетинговые исследования ― основной источник информации о рынке, о потребностях потребителей и влияющих на них факторов, которые должны быть в центре разработки всех планов и стратегий маркетинга, ориентированных на использование выявленных маркетинговых возможностей фирмы.

Маркетинговые исследования это систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Они выполняют информационную роль в ряде ключевых областей. Во-первых, используются в качестве информационной базы при предложении новых товаров. Во-вторых, маркетинговые исследования способны выявить новые возможности для существующих товаров. В-третьих, они важны для выявления возможностей оживления продажи марок, когда спрос на них падает.


Термин маркетинговые исследования содержит две составляющие: marketresearch― непосредственно изучение конкретного рынка и marketingresearch― исследование элементов комплекса маркетинга определённой фирмы или группы предприятий. Однако в последнее время чаще используется расширенное понятие маркетинговых исследований, ассоциируемое с поиском и предоставлением информации для маркетинговых решений разного уровня.

Важным элементом маркетингового исследования является ситуационный анализ, т.е. предварительное изучение уже имеющейся информации по проблемной области. Это позволяет изучить имеющуюся информационную базу в СМИ и Internet. Информация может быть получена из различных источников или в процессе проведения социологических опросов. Это позволит исследователю решить такую задачу ситуационного анализа как ознакомление с проблемой в области маркетинга и выявление необходимости в получении первичных данных, т.е. данных, собираемых для конкретной цели.


Условно методы сбора информации можно разделить на количественные и качественные. При качественных исследованиях рынка тщательно анализируют узкий круг вопросов. Количественные исследования предполагают получение ответа на вопросы, охватывающие весь целевой рынок. Ответы на поставленные вопросы исследователем интерпретируются при этом однозначно. При количественных исследованиях чаще всего применяются методы ЭММ и опроса, основными из которых являются обзорные, тестовые (или тестирование), имитационные и предварительное тестирование рекламной кампании. При проведении опроса, исследователь должен решить будет ли он проводиться лично, по телефону или по почте. Самые популярные методы качественного исследования – это использование метода фокус-группы, которое предполагает неформальное открытое обсуждение под руководством ведущего. В группу приглашаются типичные представители потребительских сегментов, группа может быть собрана, например, по признаку возраста, пола, интересов и т.д.). Зачастую для работы с группой помимо специалистов-исследователей приглашается психолог.


Следующий метод, который может быть использован во внеаудиторной работе со студентами является метод анализа протокола предполагает помещение корреспондента в определённую ситуацию по принятию решения и при этом он должен описать словесно все факторы и аргументы, которыми он руководствовался при принятии решения. Широко можно использовать такие методы проведения маркетинговых исследований как эксперимент и наблюдение.

Эксперимент – это исследование, при котором пытаются выявить причинно–следственные связи при контролируемых условиях. Применительно к маркетингу исследователи стремятся выявить действие стимулов маркетинга, например альтернативных характеристик товара, рекламных лозунгов или условия цен (причина) на реакцию потребителей (следствие). Выявляя такого рода взаимосвязи, исследователь должен попытаться контролировать все факторы, за исключением изучаемого маркетингового стимула, чтобы реакцию потребителей можно было бы соотнести с действием одного стимула.


Путём наблюдения исследователи пытаются установить действия потребителей в процессе покупки товара, его использование или технику маркетинга, которая оказывает на них воздействие. При наблюдении важно, чтобы процесс наблюдения не воздействовал на реакцию потребителей, так как в противном случае данные наблюдения окажутся необъективными.


Одновременно с выбором подхода к исследованию маркетинговый исследователь определяет состав подлежащей сбору информации. В большинстве случаев информацию получают с помощью вопросника и интервьюера.


Чтобы получить достоверный ответ на какой-нибудь вопрос, требуется выполнить три условия. Во-первых, респондент должен понимать этот вопрос, т. е. вопрос должен быть сформулирован на языке, понятном респонденту. Во-вторых, у него должна быть возможность предоставить соответствующую информацию. И, в-третьих, они должны иметь желание предоставить её.


Анализ данных маркетинговых исследований не ограничивается количественными данными. Если исследование проводилось в неформальном направлении, основанных на визуальных, а иногда и интуитивных оценках и прогнозах, то анализ может носить описательный характер в виде сценариев развития и т. д.


После завершения анализа данных исследователи должны представить заключительный отсчет. Он может содержать действенные рекомендации, а может представлять только объективные результаты.


Рассмотрим структуры подобных внеклассных мероприятий. Проведение комплексной оценки состояния рынка проводится путём анализа конъюнктуры рынка и особенностей коммерческой деятельности предприятия. Конъюнктура товарного рынка является составным компонентом общеэкономической конъюнктуры страны, однако отдельные рынки могут иметь значительные особенности в своём развитии. При конъюнктурном анализе рассматриваются такие показатели, как объём капиталовложений, направленных на обновление и расширение крупнейших предприятий и отрасли в целом, индексы производства, внутренний товарооборот, динамика численных показателей уровня цен, объём и динамика международной торговли по конкретным товарам, мероприятия государства, направленные на регулирование рыночных отношений.


При анализе деятельности фирм – конкурентов рассматриваются позиции конкурентов на рынке, характер выпускаемой продукции, маркетинговая деятельность (ассортиментная политика, политика товароведения, практика рекламной деятельности, ценовая и сбытовая политика), неценовые методы конкурентной борьбы, финансовое положение, коммерческие условия сделок, научно ― технические достижения конкурентов, степень загруженности производственных мощностей.


Конъюнктурный анализ и анализ конкурентов для ОАО «Кондитерская фабрика» г.Армавира планируется провести силами кружковцев АМТ на основе вторичных данных (контент-анализ) и данных, полученных в ходе работ на выставках.


Исследование спроса на товары ОАО «Кондитерская фабрика» г.Армавира проводится путём слежения за количественными показателями объёмов и размеров покупок с помощью данных сканирования и выяснения отношений потребителей к кондитерским изделиям посредством проведения опроса также силами кружковцев. Опрос планируется провести в виде личного интервью, интервьюером также выступают студенты, посещающие экономический кружок ФГОУ СПО АМТ. Формой для сбора информации является анкета, которую специально разработали. Организация опроса ведётся преподавателем. В качестве интервьюеров приглашаются студенты. Контур выборки определяется возрастным критерием – опрос ведётся среди людей от 15 до 55 лет. Выборка формируется путём стратифицированного отбора. Интервьюеры выбирают примерно одинаковое количество респондентов, относящихся к различным целевым группам (молодые люди 15/25 лет, люди среднего возраста 25-40 лет и люди старше 40 лет). Объём выборки определяется на основе статистического анализа. Исходя из определённых требований к надёжности и достоверности полученных результатов, минимальный объём выборки определяется по формуле (1):

n= (z2 * p * q)/ e2 , (1)

где n – объём выборки;

 z – нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности;

 p – наёденная вариация для выборки;

 q = (100 – p);

 е – допустимая ошибка.

 

Исходной информацией для расчёта объёма выборки является:

1. Величина вариации, которой обладает совокупность. В данном случае предполагается, что 90% единиц совокупности используют кондитерские изделия.

2. Желаемая точность. Величина ошибки определяется как ±3 %.

3. Уровень доверительности, которому должны удовлетворять результаты проводимого обследования, принимается равным 99%. Следовательно, z = 2,58.

Объём выборки в этом случае составит:

n = (2,582* 90 * 10) / 32 = 666 чел.

 

Каждому респонденту в конце опроса предполагается вручить подарок, состоящий из рекламного пакета, содержащего информацию о «ДКФ» и её продукции, набора конфет и календарика. Помимо стимулирующего эффекта к заполнению анкеты, данный подарок несёт также рекламную и имиджевую составляющую.


Стоимость одного подарка составит 12 рублей (из расчёта, что он содержит 10 конфет общей стоимостью 6 рублей и расценок на рекламные материалы, предоставленные агентством рекламных технологий «Artель»).


Общая стоимость опроса составит 20400 руб., с учётом стоимости бумаги и печати (3,6 руб. на 1 анкету), оплаты работы 6 интервьюеров (15 руб. за 1 анкету) и стоимости подарков.


Сроки по организации и проведению опроса отражены в табл.2.


В результате проведенного маркетингового исследования можно сделать следующий вывод, что применительно к ОАО «Кондитерская фабрика» г.Армавира основной причиной ее слабых позиций по отношению к крупным компаниям-конкурентам является не столько недостаток капитала, сколько иные принципы маркетинга.


Результаты проведенного анализа подтвердили эффективность предложенной работы в деле повышения познавательной активности студентов.

Еще одним направлением внеаудиторной практической работы может стать подготовка рекламных проектов для хозяйствующих субъектов и отдельных заинтересованных лиц.


Так например, рекламная деятельность ОАО «Армавирская кондитерская фабрика» за последние годы значительно увеличились. Если еще пять лет назад бюджет рекламы составлял 5-10 тыс. руб. в месяц, то сейчас его сумма составляет 20-30 тыс. руб. в месяц. Используются практически все средства рекламы. Телереклама транслируется на каналах: "Армавир – ТР", "СТС Армавир", "Южный регион", "REN – TV"; радиореклама – на "Русском радио", "Радио 7"; печатная реклама – в газетах " Антенна", "Ва-банк". Реклама в регионе осуществляется посредством радио, наружной рекламы. Основная доля рекламы приурочена к праздникам. Рекламная платформа построена на позиционировании товара "высокого качества по доступной цене". Целевой аудиторией являются люди среднего возраста со средним достатком (которые составляют 40 % всех покупателей). Такой подход грозит опасностью потерять молодую часть потребителей, не испытывающую ностальгических чувств в отношении советских марок конфет, которые составляют основную часть выпускаемой продукции. Кроме того, рекламируемый товар производят и многие другие отечественные фабрики.


Рекламные затраты ложатся тяжким бременем на отечественных производителей, т.к. такое количество наименований даже технически невозможно нормально рекламировать. Иностранные же компании, учитывая перспективность данного рынка, финансируют капиталоемкие программы продвижения с целью увеличить долю в развивающемся рынке кондитерских изделий.


Для данной группы товаров единственно осуществимой альтернативой является низкая цена. В текущем году средняя цена, реализуемой продукции ОАО «Армавирская кондитерская фабрика» 36 руб./кг. Цена на товары ОАО «Армавирская кондитерская фабрика» на 15-25 % ниже, чем на аналоги, производимые другими фабриками. Для оптовых покупателей разработана система скидок от 0,5 % при покупке 2-4 т продукции до 5 % при приобретении 20-30 т кондитерских изделий. При 100 %-ой предоплате предусматривается также 2 % скидка.


В регионы России (г. Архангельск, г. Санкт-Петербург, г. Москва, г. Екатеринбург, г. Тюмень, г. Омск, г. Иркутск, г. Благовещенск, г. Владивосток, г. Челябинск, г. Астрахань, г. Саратов, Красноярский и Ставропольский края) продукция доставляется вагонами и контейнерами. При заказе кондитерских изделий магазинами г. Армавира доставка со складов фабрики осуществляется бесплатно. Штат торговых представителей на ОАО «Армавирская кондитерская фабрика» отсутствует. Реализация продукции осуществляется также через сеть фирменных магазинов в г. Армавире и прилегающих регионов.


Полевые исследования могут проводятся в фирменных магазинах и на выставках с помощью письменного анкетирования и устного опроса. Выясняется частота покупок кондитерских изделий, сумма, потраченная на это, предпочтения относительно упаковки, вкуса, фирмы-производителя. В качестве интервьюеров могут выступать студенты, проходящие практику на данном предприятии. Тем самым будет решаться и материальные проблемы студентов, т.к. данная работа оплачивается.


Объектом кабинетных исследований в основном являются конкуренты. Конкурентами ОАО «Армавирская кондитерская фабрика» являются кондитерские фабрики близ лежащих районов («Кубань» г. Тимашевск, «Донская кондитерская фабрик» г. Ростов-на-Дону, «Галан» г. Курганинск, «Краснодарская кондитерская фабрика» и другие близлежащие производители кондитерских изделий), крупные отечественные производители («Красный Октябрь», «Бабаевский», «Большевик», «Коркунов», «Кондитерское объединение Любимый край»), совместные предприятия («Россия», «Покров») и иностранные компании («Mars», «Cadbury»).


В ходе проведенных исследований было выявлено, что на все кондитерские изделия спрос эластичен по доходу и, как правило, носит импульсивный характер. Используя данные проведенных опросов и статистические показатели, был сделан вывод о том, что Краснодарский край – является основным регионом работы ОАО «Армавирская кондитерская фабрика», что характеризует профиль изучаемого предприятия.


Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала возможность повышения познавательной активности студентов в процессе проведения внеаудиторных занятий при выполнении следующих условий:

- преподаватель должен знать уровень познавательной активности студентов;

- преподаватель должен уметь грамотно подобрать задачи повышенной трудности;

- проведение внеаудиторных занятий должно быть регулярным.


Участвуя в маркетинговых исследованиях, студенты получают не только общее представление о структуре и закономерностях динамики рынка, о возможностях конкретной фирмы, но и вносят посильную лепту в процесс более эффективной адаптации производства и структуры к требованиям рынка. Самостоятельно или с помощью преподавателя делают выводы о характере продукции конкретной фирмы, о возможностях вывода ее на рынок с учетом спроса и требований конечных потребителей.


Тем самым, внеаудиторная работа обеспечивает реализацию общей функции маркетинговых исследований, позволяет проводить собственные оценки риска затрат труда и времени, т.е. формирует устойчивые профессиональные навыки у студентов, принимающих участие во внеаудиторной работе данного вида.


Таким образом, для улучшения процесса изучения материала, для преодоления трудностей в обу­чении следует широко привлекать к учебному процессу студентов. Авторитар­ный, принудительный характер педагогического процесса создает напряженность во взаимоотношениях «преподаватель-студент», и никакие активные методы обучения не помогут, если не созданы нормальные психолого-педагогические условия в аудитории. Авторитарный стиль отбивает желание учиться, вызывает недовольство учебой, лишает радости активного познания. В процессе такого обучения общение на занятиях сводится к ответу студента (устному) и оценки этого ответа преподавателем. Главное в преодолении этого недостатка - это парт­нерство преподавателя и студента в процессе обучения, создание интеллектуаль­ного, эмоционального и психологического настроя, когда студент выступает в роли добытчика знаний и исследователя, когда проявляется пытливость, любо­знательность, потребность расширять свой кругозор. Одним из направлений реализации данного направления и являются внеаудиторные занятия по экономическим дисциплинам.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*