Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт создания литературно-музыкальной композиции по дисциплине "Сценическая речь"

24.03.2021 44007 58634
Морозова Татьяна Федоровна
Морозова Татьяна Федоровна, преподаватель

Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов современного театрализованного представления , в котором органически литературно-художественные и музыкальные элементы для того, чтобы целенаправленно и наиболее глубоко воздействовать на ум и чувства зрителя.

Само название композиции определяет ее специфику. Литературная – это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая литература, иногда используется и документальный материал. Музыкальной называют композицию потому, что музыка здесь является не только художественно-выразительным средством, но и драматическим элементом каждого звена.

Литературно-музыкальная композиция, как правило, посвящается торжественным знаменательным датам. Это театрализованное представление, в котором используются все средства выразительности: стихи, музыка, пантомима, свет, цвет, танец, песня, кино, слайд и т.п.

Создание литературно-музыкальной композиции – это процесс творческий, хотя он обусловлен уже существующей литературой, музыкой и произведениями других видов искусства. «Литературный монтаж – это есть сложный процесс, который  делается на основе какой-то идеи, пронизывающей всю эту композицию. Здесь очень большую роль играет вкус человека, и знание материала, умение компоновать и прочее».  [Катышева Д. Литературный монтаж. – М.: 193, С.20].

Существуют определенные закономерности в построении композиции.

Экспозиция и завязка. Экспозиция вводит зрителя в курс событий, знакомит с действующими лицами. Это прямая экспозиция. Иногда экспозиция слагается из множества постепенно накапливающихся седений. Это – косвенная экспозиция.  Экспозиция готовит завязку.

Завязка – это событие, с которого начинается основной конфликт; благодаря завязке получают  возможность развития все дальнейшие события.

Развитие действия, кульминация – это основной этап в построении драмы. Одна схватка следует за другой, одно событие напряженней другого. Действие должно развиваться по восходящей, напряжение по мере развития действия должно усиливаться. В развитии действия есть рубеж, знаменующий собой решительный поворот, после которого изменяется характер борьбы и надвигается развязка. Этот рубеж и есть кульминация

Построение действия по восходящей («нарастание действия»)  – общая закономерность для всех жанров литературы.

Развязка. Это событие, которое разрешает конлик или подводит к пониманию тех или иных противоречий. Выбор развязки диктуется не только объективной логикой характеров  и обстоятельств, но и волей автора, его мировоззрением.

В некоторых драматических произведениях встречаются  пролог и эпилог. Прологом произведение обычно открывается. В нем раскрываются первопричины показываемых событий.

Эпилог – это изображение окончательных следствий.

Основной метод композиционного построения сценария – монтаж. Понятие «монтаж» пришло в искусство из техники. Еще С.М. Эйзенштейн заметил, что монтаж можно обнаружить и в литературе, и в живописи , и в других видах искусства. При этом нельзя забывать, , что монтаж в искусстве подразумевает глубокую идейно-философскую связь. Именно в компоновке, в отборе, в монтаже отдельных документов, фактов, музыки и т.п. проявляется мастерство сценариста. Монтаж неотделим от мысли. Мысли анализирующей, мысли критической, мысли синтезирующей, объединяющей и обобщающей». [Пудовкин В. Избранные статьи. – М., 1965, С. 109)].

В качестве примера Литературно-музыкальной композиции далее приведена авторская работа: «Значит, – это кому-нибудь нужно?» (для показа на экзамене по предмету «словесное действие» на режиссерской специализации в колледже искусств), посвященная В. Маяковскому и Л. Брик.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Опыт создания литературно-музыкальной композиции по дисциплине "Сценическая речь"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*