Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Плагиат в процессе обучения

22.03.2021 319 461
Клочков Олег Юрьевич
Клочков Олег Юрьевич, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

В условиях пандемии вопросы плагиата в процессе обучения студентов среднего профессионального обучения стал особенно острым. Хотя и до этого преподавательский состав отмечал чрезвычайную распространенность этого негативного явления. Недобросовестное копирование чужих работ, по мнению специалистов, присутствует в не менее чем половине студенческих работ. И, тем не менее, в отечественном образовательном процессе этому негативному явлению уделяется очень незначительное внимание по сравнению с иностранным опытом. Об этом можно косвенно судить по количеству публикаций, касающихся этой темы, на отечественных и англоязычных ресурсах. И соотношение между этим показателем не в нашу пользу – единицы русскоязычных публикаций против сотен у зарубежных коллег. Следовательно, для преодоления данного «недуга» во избежание потери времени следует воспользоваться их опытом.

Главными причинами недобросовестного заимствования чужих мыслей выделяются следующие. В первую очередь это широкое развитие интернет технологий и рост возможностей доступа к ним. У студентов отпадает необходимость переписывания или перепечатывания необходимого материала – достаточно скопировать требуемые части из одного или нескольких документов, вставить их в свой документ, связав несколькими фразами эти отрывки. Кроме того, к этой работе можно привлечь фирмы, занимающиеся выполнением письменных работ на заказ, что избавляет студента вообще от каких либо затрат труда.

С другой стороны, специфика деятельности преподавателя, часто включающая выполнение различных бюрократических процедур, напрямую не связанных с образовательным процессом, не позволяет ему полноценно реализовывать  индивидуальную работу со студентами. Ряд исследователей выделяет и такую причину, как повышение уровня меркантильных отношений, когда дипломы зачастую добываются не демонстрацией уровня знаний и подготовки, а просто покупается.

Не малое значение имеет и отношение к авторской собственности, более развитой в западных странах. У нас же это находится в зачаточном состоянии, о чем свидетельствует опрос студентов азиатских стран, в 60-0 процентах случаев открыто признающихся в присвоении чужих текстов во время обучения. При этом разницы между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами не наблюдается.

Таким образом, столь широкое распространение студенческого плагиата обусловлено не только развитием Интернета, но и растущая загруженность преподавательского и студенческого состава, а так же терпимость общества к подобному обману, как незначительному.

Работа по выявлению студенческого плагиата чаще всего осуществляется непосредственно преподавателем, но в ряде иностранных учебных заведений она поручается специально выделенному для осуществления этой задачи сотруднику. Это позволяет ограничить влияние таких факторов, как коррупция, неформальные связи между преподавателем и студентами, а также давления на преподавателей со стороны администрации заведения.

Одним из сложных аспектов этой работы является некоторая «размытость» понятия плагиата. Что можно считать незаконным копированием? То ли это заимствование отдельной фразы или понятия, или речь должна идти о большем объеме текстового или графического материала? Отсутствие четкого определения оставляет нечестному учащемуся возможность оправдать свои действия отсутствием стремления получить прибыль (именно этот параметр является ключевой характеристикой плагиата), тем, что между авторским и его материалом имеются существенные различия и т.д. Такого рода проблемы нуждаются в проработке еще на стадии подготовки студента к обучению. К решению можно отнести издание официальных локальных актов, определяющих конкретные признаки плагиата и обязательное ознакомление с ними учащихся.

Выявить копирование чужого материала позволяет ряд технических средств. Простейший вариант – ввести в поисковую строку любого из браузеров интересующий фрагмент текста. Правда, данный способ проверки может занять не малое количество времени. Более продуктивны в этом плане специальные программы и онлайн-сервисы. Алгоритм их работы заключается в сравнении введенного текста с доступными аналогами, обнаруженными в сети. Некоторые сервисы имеют и собственные базы студенческих работ.

Однако возможности даже этих сервисов и программ ограничены. В первую очередь это то, что результат работы программы не всегда может являться основанием для обвинения в плагиате. Ведь под это определение могут попасть и вполне распространенные выражения и цитаты. Во-вторых, данные технические средства не всегда могут осуществить поиск материалов, например, переведенных с иностранных ресурсов или содержащихся в недоступных для чтения программой форматах. В-третьих, недобросовестные учащиеся и сами пытаются сделать нераспознаваемыми для сервисов тексты путем замены кириллических символов латинскими или использования в качестве пробелов букв, написанных невидимым шрифтом. Кроме того, подобные программы и сервисы очень удобно использовать для перефразирования источника.

Каким же образом построить работу по борьбе с этим явлением? В педагогическом сообществе существует несколько мнений по этому поводу. Часть преподавателей более склонна к применению мер дисциплинарного характера, другая предпочитает действовать методом убеждения. Существует и мнение, что необходимо сосредоточиться на организации самостоятельной работы учащихся с целью создать условия, максимально затрудняющие фальсификацию ее результатов. Каждое из направлений имеет под собой довольно веские основания.

Действенность жестких мер можно объяснить тем, что страх наказания может послужить единственно эффективным средством, способным удержать нерадивого студента от незаконного копирования. Помимо этого, меры будут способствовать поддержанию атмосферы честности, защите авторских прав, а также восстановлению справедливости относительно добросовестной части студенческого сообщества. Не маловажным фактором является и стремление поддержание репутации учебного заведения в глазах потенциальных работодателей. В западных учебных заведениях этот метод получил достаточно широкое распространение. Так, за первый выявленный факт плагиата студент может получить предупреждение, иногда сочетающееся со штрафом, а второй уже может стать поводом его отчисления без права восстановления или поступления в заведения по аналогичной специальности.

Противоположная группа специалистов считает подобные меры радикальными, развивающими в учебном заведении атмосферу подозрительности и недоверия. Кроме того, «полицейская» работа преподавателей может занимать слишком большое количество времени в ущерб организации нормального учебного процесса. А самих преподавателей можно обвинить в неспособности организовать этот процесс и обеспечить заинтересованность студентов.

Противники репрессивных мер предлагают повысить мотивацию учащихся путем внедрения некоего свода этических кодексов. Тем более что существующий в этой области опыт показывает определенную результативность. Однако эта работа так же требует больших затрат по их разработке и внедрению, но не гарантирует готовности студентов соблюдать этические требования. Другим вариантом является организация учебных занятий таким образом, чтобы снизить возможность плагиата письменных работ, например, делением работы на несколько стадий, за каждую из которых необходимо отчитываться отдельно. Или обязать студента использовать в подготовке источники определенных авторов. А в дополнение к этому организовать устную проверку знания студентом подготовленного материала. Но, следует заметить, что этот вариант предполагает для преподавателя так же дополнительную и неоплачиваемую работу. А, кроме того, действительность отечественного образования вызывает опасения того плана, что учащиеся могут просто проигнорировать требования о поэтапном делении работы и сдать ее целиком в самый последний момент. И это, в большинстве случаев, не сможет стать поводом для наказания студента.

На деле описанные варианты приносят свои результаты, особенно если применяются комплексно. Однако их недостатки не являются исчерпывающими. Отечественное образование имеет и еще ряд условий, не позволяющих бороться с плагиатом достаточно результативно. Во-первых, это отчетность, делающая эту работу невыгодной, так как снижение оценок, а тем более массовые отчисления портят рейтинг учебного заведения, что, в свою очередь, может вести к снижению финансирования из бюджета или уменьшению количества источников доходов от платного обучения. Не удивительно, что на существующих сайтах отечественных учебных заведений сложно найти разделы, посвященные борьбе с этим явлением.

Не малую долю негатива вносит и низкая финансовая обеспеченность преподавательского состава, вынуждающая специалистов искать дополнительные способы заработка в виде дополнительных часов или выполнения непрофильных обязанностей. Совершенно ясно, что это не способствует возможности выделения дополнительного времени на выявление студенческого плагиата и выработку мер по его искоренению.

Не менее значимы по части развития плагиата и широко рекламируемые в сети услуги фирм по выполнению студенческих письменных работ. Известно, что их исполнители не особо озабочиваются авторским правом, широко распространяя копии работ по массе учебных заведений.

Как с этим бороться? Очевидно, что прибегнуть к отмене любого вида самостоятельных письменных работ не получится. Правда, альтернативой этому может быть аудиторная работа над подготовкой небольших эссе на заданную тему, проводимая под контролем преподавателя. В целом же, в условиях российской системы образования действенными мерами могут стать:

  1. Оптимизация индивидуальной нагрузки преподавательского состава;
  2. Исключение влияния на рейтинговую оценку учебного заведения показателей успеваемости учащихся, а так же количества их отчислений за плагиат;
  3. Разработка локальной программы борьбы с плагиатом с четким определением его критериев и мерами наказания при выявлении фактов;
  4. Организация механизмов защиты принципиальных преподавателей от административного давления;
  5. Разработка способов материального поощрения за систематическую борьбу с незаконным копированием;
  6. Организовать внутри учебного заведения перераспределение между преподавателями работ для проверки;

Подводя итог, можно твердо сказать, что проблема требует незамедлительного решения. И сохранение существующего положения все больше и больше влияет на качество отечественного профессионального образования. И не в лучшую сторону.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Плагиат в процессе обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*