Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология продуктивного чтения на уроках немецкого языка

22.03.2021 442 746
Скокова Наталья Николаевна
Скокова Наталья Николаевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Технология продуктивного чтения — это технология деятельностного типа, которая помогает воспитать грамотного читателя. Она требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателем.

Восприятие — активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.

Понимание текста — еще одно важное умение читателя. Именно полноценное для конкретного читателя восприятие и понимание текста и называется основным «продуктом» чтения любого текста.

Чтение и понимание текста одновременно является и целью, и средством в современном образовании. Ведь в СПО уже приходят обучающиеся, которым не нужно объяснять буквы и правильное произношение слов, а вот научить понимать прочитанное – есть главная задача для преподавателя.

Разберем подробнее активно-продуктивную технику чтения немецких текстов. Главное её преимущество – активная позиция обучающегося к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. В большей степени эта техника способствует развитию познавательных УУД.

Цель продуктивного чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).

Таким образом, работа с текстом включает в себя три аспекта. Первый - это поиск информации и понимание прочитанного, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Второй аспект - преобразование и интерпретация. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третий аспект - оценка информации, это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Что же такое стратегии продуктивного или смыслового чтения?

Стратегии продуктивного чтения- это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Наиболее распространенные стратегии смыслового чтения, применяемые на разных этапах работы с текстом:

  1. Предтекстовый этап (ориентировочный):

Целью ориентировочных предтекстовых  стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации -прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения. На данном этапе применяются следующие приёмы продуктивного чтения:

  • «Ориентиры предвосхищения содержания» (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после, что к чему подходит)
  • «Мозговой штурм». (Ассоциации по поводу заявленной темы)
  • «Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.)
  • «Предваряющие вопросы». (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
  • «Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.)
  • «Прогноз и впечатления». (Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)

2.Текстовый этап (чтение)

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное:

  • «Чтение в кружок» (попеременное чтение)
  • «Чтение в парах»
  • «Чтение с пометками»
  • «Чтение с вопросами» (Ответить на поставленные вопросы, соотнести тексты и иллюстрации, определить верно или неверно, заполнить пропуски в тексте).
  • «Чтение с остановками»
  • «Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации).

3.Посттекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

  • «Отношение между вопросом и ответом»
  • «Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.)
  • «Взаимовопросы».
  • «Синквейн» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности)
  • «Сводные таблицы»

Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях, умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания, владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда. Все это может дать человеку Чтение.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Технология продуктивного чтения на уроках немецкого языка




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*