Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Плюсы и минусы дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

22.03.2021 1037 2089
Бузулуцкая Евгения Андреевна
Бузулуцкая Евгения Андреевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

В наше время мы воспринимаем дистанционное обучение, как что- то вполне естественное. Множество учебных заведений используют в своей практике дистанционные технологии. Так уже и многие студенты рассматривают именно такую форму обучения. Но не стоит забывать, что дистанционное обучение это всего лишь способ формирования знаний и умений, а содержание образования остается неизменным.

Главными факторами для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам и т.д.

Естественно интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:

1) Техническое развитие интернет- технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;

2) Простота подключения к сети интернет;

3) Относительно низкая стоимость подключения.

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия:

  1. Наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных . дистанционных обучающихся. К сожалению у большинства студентов техникума нет дома компьютеров и интернета. Большинству жителей Урюпинска подключение к высокоскоростному интернету недоступно, а в районе и вовсе отсутствует. Мобильный интернет и телефон – основа дистанционного обучение. Соответственно большинство программ, презентаций и документов остаются недоступными для студентов, так как технически они не имеют возможность их изучить. А скачать на телефон дополнительную программу для чтения стандартного офиса или участия в конференции не всегда удается.
  2. Наличие у дистанционных преподавателей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, а так же хорошей подготовки дистанционных уроков. Здесь опять встает вопрос о технических возможностях преподавателей и умением пользоваться всеми современными технологиями. Мы с вами прекрасно знаем, что большая часть педагогического состава люди в возрасте, которым с трудом удается постигнуть особенности общения в социальных сетях. И если с офисом мы все дружим, благодаря написанию рабочих программ и КТП, то с работай на он-лайн площадках, созданием видеороликов, презентаций, тестирование подружиться удается далеко не всем. Поэтому самым простым и доступным способом становится отправка фотографий страниц учебника. Ведь создавать по 6 -7 презентаций в день, наполненных смыслом, плюс задания на закрепление материала и проверка этих заданий физически невозможна. Что бы наработать такую базу нужны годы, а не один вечер. И если для школы есть площадки с уроками по типу ИНТЕРНЕТУРОК, УЧИ.РУ, то для СПО таких площадок нет. Общеобразовательные дисциплины еще могут пользоваться этими материалами и давать ссылки выборочно на уроки подходящие по теме, то преподавателям спец дисциплин в несколько раз сложнее.
  3. моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

  • Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.
  • Инструкция локальным координаторам и учащимся составлена грамотно и с учетом особенностей урока.
  • Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.
  • Связь учителя с локальным координатором через интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.
  • Проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы.

Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. И если рассматривать вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. Ведь на уроке преподаватель всегда может дополнить лекцию примерами, задать дополнительный вопрос, обсудить что-то. При дистанционном обучение такая возможность есть лишь в том случае, если урок проходит в режиме он-лайн.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающегося. Как показывает практика с самодисциплиной наших студентов все плохо. Треть группы просто не выходит на связь ссылаясь на отсутствие интернета, другая часть делает задания не полностью или некачественно, лишь бы зачли.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. А если у имеют, то не умеют правильно пользоваться. Их поиски зачастую заканчиваются википедией. Если текст слишком большой, то он как правило игнорируется. Им нужна сжатая до минимума информация, еще лучше представленная в виде 1 картинки или схемы. Поэтому педагогу приходится не только давать задание, но еще и делать ссылки на дополнительные источники.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Они не умеют пользоваться офисом, не имеют электронной почты и не могут ее создать. Регистрация на любой информационной площадке, создает для них проблему. Даже найти информацию на сайте техникума для некоторых – невыполнимая задача. так как нужно нажать чуть больше, чем одну ссылку. В марте педагогами техникума для коммуникации мы использовали социальную сеть вконтакте. так как почти все студенты там зарегистрированы и мы можем отследить, когда наш студент заходил  в сеть, прочел ли он наше сообщение, выполнил ли он задание. Здесь же есть возможность непосредственного общения со студентами в общих чатах и  группе техникума. И в последнем обновлении появилась возможность групповых он-лайн звонков до 150 человек, что облегчит жизнь студентам и преподавателям, так как не придется мучится с зумом.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения. Речь студентов и так ограничена маленьким словарным запасом.
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. Проконтролировать выполнение заданий крайне сложно. Студенты находят все возможные способы что бы не делать работу самостоятельно. они обрезают фотографии, накладывают фильтры и считают, что преподаватель не заметит подмены. Что за частую и срабатывает. Так как рассмотреть с экрана телефона фотографию тетради с мелким и корявым почерком крайне сложно. А если мы выполняем тест, то как правило в общем диалоге, кто-то один делает тест и скидывает остальным, где все благополучно списывают и смело можно проверять одну работу из всей группы. И вот тут встает вопрос о том что
  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия и он-лайн программы, на сегодняшний день не так много. Обычный преподаватель не может создать он-лайн тестирования из 10 вопросов, где каждый студент зайдет под своим логином и паролем и пройдет его. Поэтому на базе  сайта техникума мы уже начали подготавливать свою он-лайн платформу для работы в дистанционном режиме. но будет ли она эффективна вопрос пока открытый.

Взвесив все плюсы и минусы можно сказать, что дистанционное образование - это очень удобно и полезно только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) студенту недоступен традиционный вариант обучения. Или же если это получение дополнительного образования или же как у нас сегодня с вами – обмен опытом. Во всех остальных случаях дистанционное образование никогда не сможет заменить традиционного.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Плюсы и минусы дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*