Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Новое слово в музыке С.С. Прокофьева

05.03.2021 330 456
Петрова Елена Владимировна
Петрова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, преподаватель

Коробейников Максим Глебович
Коробейников Максим Глебович, студент

Вятский колледж культуры

Творчество С.С. Прокофьева известно всему музыкальному миру. Это очень яркий композитор, проявивший себя в стилях неоклассицизма и конструктивизма.  И верно отметил известный музыковед  Б.Асафьев, что "в звучаниях музыки Прокофьева высвобождается жизненная энергия и властвует эмоциональная стихия, действующая с такой силой убеждения, что обходиться без нее люди не хотят, ощущая в ней присутствие здоровых и бодрящих импульсов [1]. В исследованиях музыкального творчества С.С. Прокофьева (Асафьев Б., Арановский М., Денисов Э., Евсеева Т., Калашникова А.В. , Кравец Н.Я.,  Нестьев И., Сафонова Т.В., Тараканов М.Е., Холопова В.И., Холопов Ю.) авторы указывают, что композитор не только развивал традиции М. Мусоргского, А. Бородина, но и  активно привносил музыку новое слово, что являлось весьма актуальным в музыке XX века.

Стиль Прокофьева претерпевал изменения на протяжении всего его творческого пути. С.С. Прокофьев являлся новатором в музыке, также как и его современники К. Дебюсси, Б. Барток, А. Скрябин, И. Стравинский.  Он придавал музыке новую динамику,  энергичность, вносил свежие идеи.

Опираясь на традиции, С.С. Прокофьев  оставался новатором в области  гармонии, ритма, мелодии, оркестровки.  Больше всего новых идей он давал своим гармониям.  Так, в пьесах "Сарказмы" композитор использовал в функции тоники диссонирующий аккорд и переменный метр.  По мнению самого композитора,  эти пьесы были  интересны слушателям возможно потому, что в них  новаторски звучат гармония, ритм, динамика.  Также С.С.Прокофьев использовал особую форму доминанты, получившую название «прокофьевскй» (термин И.В. Способина). Это специфическая для стиля  Прокофьева диссонантная гармония. В мажоре сочетаются  доминантовая гармония, представляющая бас, трезвучие, малого септаккорд,  и  мажорное трезвучие на VII ступени (балет "Ромео и Джульетта" (тема - Джульетта- девочка)). 

Специфика гармонии С.С. Прокофьева исходит из характерного для его стиля смешения  как старой,  так и новой тональности.  Отсюда в его творчестве  проявляется новая идея гармонии, то есть гармония  становится  разнообразной и обогащается  новыми возможностями.  Сочиняя музыку,  композитор доказывал, что "возможности мажора и минора неичерпаемы" [4]. Например, в фортепианном цикле "Мимолетности" тональности не всегда ясны, а иногда условны.

Произведения С.С. Прокофьева  легко узнаются благодаря  специфической  ритмике, которая особенно сильно ощущается в его фортепианных произведениях, таких как Токката, Седьмая соната [3].  В ритмике Прокофьева можно выделить одну из важнейших черт, которую можно считать главной, определяющей - регулярную акцентность. Музыкальная жанровость проявляется через «акцентность» и «безакцентность». Например, ритм знаменного распева, григорианского пения, русской протяжной песни безакцентный, а ритм народной танцевальной музыки - акцентный. Регулярно-акцентный тип ритмики в истории музыки не является редкостью, он  характерен  для композиторов баховской эпохи, для композиторов - венских классиков, однако в музыке  ХХ века  этот ритм весьма интересен [2].  Токката (1912 год) - произведение, где ярко проявляется конструктивизм - "энергия механической силы и эйфория скорости"[5].  Соната №7 (1943 год) написана была в военные годы, поэтому мы можем слышать в первой части бетховенский мотив судьбы, а в третьей части - "почти ритуальное торжество ритма, движение мощной позитивной силы против Зла и Хаоса"[5].  Монотонный чеканный ритм завораживает в Танце рыцарей из  балета "Ромео и Джульетта".  Музыка невероятно популярна, это и "футбольные фанаты, авторы компьютерных игр, телевизионных программ и рекламы, не говоря уже о рок группах (The Smiths, Deep Purple, Emerson, Lake & Palmer, Muse) и рэперах" [5].

Новаторство прокофьевской мелодии проявляется в широком диапазоне , в скачках, сочетании песни и декламации, в интонациях русской народной песни, в полифоничности, в кантиленности. Это и прокофьевские вальсы из "Золушки" и "Войны и мира", Классическая симфония, Мертвое поле из "Александра Невского" и др.

Необычайно интересна музыка у Прокофьева в области  оркестровки.  Прекрасно зная тембры инструментов, композитор мастерски применяет их в своих произведениях. Чтобы познакомить детей с музыкальными инструментами, С.С.Прокофьев  создает симфоническую  сказку"Петя и волк", где каждый герой характеризуется определенным инструментом. "Петя и волк" звучит в мультфильмах, в исполнении многих оркестров,  в рок-музыке. Еще один пример - "Чужбог и пляска нечисти" из "Скифской сюиты". В этой части, где армия нечисти наступает на скифов, Прокофьев "не пожалел литавр и барабанов". В дальнейшем эта музыка была популярна у рокеров. Её обработку сделали Emerson, Lake & Palmer, а Metallica только что выпустила новый альбом (S&M2), где они играют эту часть с симфоническим оркестром Сан-Франциско, да ещё с предварительной лекцией о Прокофьеве [5]. Нельзя не отметить и "Ледовое побоище" из кантаты "Александр Невский" - картину битвы крестоносцев и войска Александра Невского на Чудском озере. В характеристике скачки крестоносцев композитор искал неприятные, искаженные  сочетания тембров инструментов. Очень яркий эпизод кантаты, где сталкиваются две противоположные  музыкальные темы, характеризующие крестоносцев и русских.

С.С. Прокофьев не боялся использовать что- то новое, совмещая разностилевые приемы  с переосмысленными гармониями и ритмами,  получая из этого синтеза нечто уникальное, абсолютно новое. В этом и есть весь Прокофьев, вся его музыка и новаторство.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Новое слово в музыке С.С. Прокофьева




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*