Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Новаторство С.С. Прокофьева в оперном творчестве

05.03.2021 50 65
Отдельная Ксения Юрьевна
Отдельная Ксения Юрьевна, преподаватель

Кокоулин Константин Дмитриевич
Кокоулин Константин Дмитриевич, студент

Вятский колледж культуры

Прежде чем начать говорить об операх Сергея Сергеевича Прокофьева хотелось бы подчеркнуть, что композитор с детства стремился к демонстрации театра, выпуклости и причудливости образов.  Прокофьев  «выявил себя оперным композитором», когда был еще ребенком. [3] Свою первую оперу «Великан» он написал уже в 9 лет под впечатлением опер «Фауст» Шарля Франсуа Гуно и «Князь Игорь» Александра Бородина.

Любознательность, богатая фантазия, неуемная энергия были спутниками Сергея Прокофьева во время учебы в консерватории и на протяжении всей жизни. Петербургскую консерваторию он окончил в 1909 году, в 1914- как пианист. И даже после ее окончания продолжал занятия по классу органа.

После учебы композитор без сомнений и сожалений уезжает за границу. Сергея  Сергеевича Прокофьева угнетала неспокойная обстановка на своей Отчизне. В  1915 году состоялась поездка в Италию, которая стала одним из важных событий в его биографии. Благодаря инициативе и поддержке Сергея Дягилева, Прокофьев дебютировал в Риме. В этот же период на свет появились его крупные сочинения - оперы: «Любовь к трем апельсинам» (1919 г.), «Огненный ангел» (1927г).

В 1940 г. состоялась премьера оперы в Москве в театре  им. Станиславского «Семен Котко», по повести В.П. Катаева «Я сын трудового народа».

В своих заметках В. Екимский пишет о том, что стремление Прокофьева создать «искусство для всех», упростить музыкальный язык, продиктовано советской идеологической доктриной. Таким образом, творчество Сергея Прокофьева можно разделить на зарубежный («не советский») период, в котором он смелый новатор, свободный в своих идеях и их воплощении, и «советский» - где он  «следует нормам социалистического реализма». [1]  Но сам Прокофьев еще до возвращения в СССР совершает поворот к «новой простоте». На страницах своего дневника в 1930 году  композитор высказывает следующее: «Музыка становится проще. Я замечаю, что новая простота характеризует не только мой собственный стиль, но и свойственна сочинениям других композиторов...» [3]. На примере опер: «Любовь к трем апельсинам», «Игрок» и «Дуэнья» мы рассмотрим его реформаторские идеи и обращение к классике  XIX  века.

«Любовь к трем апельсинам»- опера, создана Прокофьевым по пьесе К. Гоцци, была заказана чикагским оперным театром и считается первой оперой           , написанной в комическом жанре.  Премьера оперы состоялась в декабре в 1921 году, а дирижером выступил сам Сергей Прокофьев. В опере «Любовь к трем апельсинам»  отражены яркая театральность, причудливые сочетания фантастики и сатиры. Период работы над этой оперой можно охарактеризовать как один из этапов поиска композитором способа обновления оперного жанра.  Данько Л.Г., исследуя творчество Прокофьева,  говорит о том, что эта опера является образцом смелого музыкально- театрального эксперимента. [1] В России ее премьера состоялась  в Ленинграде и в Москве в 1926 и 1927 году.

Склонность композитора к фантазийности, рационализму и азартности порождает в опере идею игры с судьбой, Прокофьеву близок «азарт игровой состязательности, где важен не столько результат, сколько сама игра» [5].

Опера «Любовь к трем апельсинам» создает эффект «театра в театре» за счет «персонажей-масок», «пантомимы и актерской импровизации.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Новаторство С.С. Прокофьева в оперном творчестве




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*