Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тема патриотизма в творчестве Сергея Сергеевича Прокофьева

04.03.2021 2100 3230
Горбова Ольга Анатольевна
Горбова Ольга Анатольевна, преподаватель

Харитонова Анна Алексеевна
Харитонова Анна Алексеевна, студент

Вятский колледж культуры

Сегодня, патриотизм, т.е. любовь к Родине, желание служить во благо ей, часто проявляется лишь на словах и поэтому - нужно чаще говорить с молодыми людьми, чтобы они узнавали о людях, которые посвятили свою жизнь и творчество -  служению Родине.

Один из таких людей - ведущий деятель советской культуры – Сергей Прокофьев. Он рос во времена русско-японской войны, трёх русских революций и 2-ой мировой войны; он не подлежал призыву в армию и не имел возможности помочь своему народу на поле боя, так как был единственным ребенком в семье, но, именно своим творчеством, Сергей Прокофьев, стремился укрепить дух советских людей в тяжёлые для Отечества годы.

Композитор стал обладателем шести Сталинских премий, Ордена Трудового Красного Знамени, звания Народного артиста РСФСР и Ленинской премии; не смотря на критику в конце 40-ых годов ХХ века за «формалистическую, антинародную» направленность, «пренебрежение народными музыкальными традициями» и отказ от его музыки консерваториями и театрами - он создал много великих произведений, большинство из которых наполнены темой патриотизма.

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов ХХ века.

Яркой музыкальной картиной, изображающей русский народ, является четвёртая часть кантаты «Александр Невский»  хор «Вставайте, люди русские». Этот хор стал патриотической песней, призывом к защите родной земли, в которой композитор передает настрой решимости и мужества русского народа.

Александр Невский бросил клич, и, словно из-под земли, вырастают новые  воины; простые, мирные люди берут  в руки оружие и встают в ряды защитников Отечества, так как в лихие времена – каждый - воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху - если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту.

В кантате "Александр Невский" чрезвычайно убедительно самим ходом музыкального развития утверждается победа живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием врага.

Это произведение относится к патриотическому, потому что в нем звучит тема призыва к защите Родины от врагов, «За отчий дом, за русский край, за нашу землю честную».

Опера «Война и мир» написана в тринадцати картинах, на либретто Сергея Прокофьева и автора текста Миры Мендельсон по роману Льва Толстого. Замысел оперы появился еще до начала Великой отечественной войны, весной 1941 года, параллельно с работой над другими произведениями.

По роману Толстого нам известно, что перед Михаилом Илларионовичем Кутузовым, в ночь перед Бородинским сражением стоял выбор - сдать Москву без боя, т.к. силы были неравными или всё-таки начать сражение с французами.

В его арии использованы слова одного из подлинных писем самого Кутузова в котором он высказывает свои переживания по этому поводу: он любит свою страну, Москву, гордо называя «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов».

Он надеется на то, что наш народ все-таки победит, хотя и придется отступить: «Ужели близится скорбный, тяжкий час, войско русское должно от священных стен без боев отойти?»,

«Любовь к отечеству, и храбрость войска, и молитвы наши, нам дадут победу…» - этот вдохновенный гимн во славу Родины, русского народа, близкий к былинно-повествовательному стилю.

Патриотизм данного произведения - это естественное движение души, которое заставляет человека не думать о себе «при осознании общего несчастья»; война 1812 года, показала: насколько русские любят своё Отечество, а Прокофьев сумел описать это в своей опере «Война и мир».

Симфония №5 была написана в годы Великой Отечественной войны. О ней С. С. Прокофьев писал: «Я задумал её как симфонию величия человеческого духа».

Монументальная, грандиозная по размаху, насыщенная драматизмом, симфония развивает героико-эпические традиции русской симфонической музыки.

Сергей Прокофьев намеренно не воспользовался шансом выбраться из блокадного Ленинграда, решив остаться вместе с музыкантами и другими жителями города; он продолжал писать музыку, чтобы поднять боевой дух людей, тем самым давал надежду на скорое окончание войны.

Музыка 2-ой части симфонии: грозная, мрачная, навевает ужас и страх, будто погружает в атмосферу блокадного Ленинграда; хотя моментами возникают лейтмотивы света и добра, пробуждая в нас надежду на лучшее.

В победном 1945 году пятая симфония, окончательно доработанная, была представлена слушателю.

Вундеркинд, сочинивший к 10 годам две оперы; заслуживший, в годы учебы в консерватории, репутацию гениального хулигана -  на протяжении всей жизни учился любить свою родину и обучал этому свой народ.

Пройдя путь исканий и терзаний, великий русский и советский композитор Сергей Прокофьев искренне любил свою Родину и поэтому, ему не составило труда, передать в своих произведениях эту любовь другим. Недаром, всё его творчество действительно проникнуто темой патриотизма.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Тема патриотизма в творчестве Сергея Сергеевича Прокофьева




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*