Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ Национальной доктрине образования РФ отмечается, что система образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий [1, стр. 86].
В современных условиях кардинальных перемен в социальной жизни страны русский язык постепенно освобождается от многих штампов и стереотипов. В то же время резко снижается общая и речевая культура личности.
Сверхзадача педагога - расширить и обогатить личностный опыт, сделать творчество и исследование формой существования студента, его насущной и постоянной потребностью.
На наш взгляд, применение элементов личностно-ориентированной и проектной технологий в полной мере отвечает этой цели. Личностно-ориентированная технология, наиболее актуальная именно в образовательной деятельности средних учебных заведений, как раз и предполагает «включение» субъективного опыта студента, реализацию его «Я».
Реальные условия для решения проблемы формирования и совершенствования культуры речи у студентов созданы методико-педагогическими, психологическими и лингвистическими научными исследованиями. Но нужно отчетливо представлять трёхкомпонентную структуру лингвистических способностей, которая включает в себя интеллектуальный, языковой и речевой компоненты.
Структура лингвистических способностей
Интеллектуальный компонент:
|
Умение сопоставлять словесные образы Владение лексико-грамматическими операциями |
Языковой компонент |
Восприимчивость к семантике языковых единиц всех уровней |
Речевой (творческий) компонент |
Способность к словотворчеству, умение создавать текст |
Поскольку язык – это форма, способ мышления, важнейшим условием развития лингвистических способностей студентов является творческая и научно-исследовательская деятельность. Основными в этой деятельности становятся методы с говорящими определениями: проблемный и эвристический и такие формы занятий: решение исследовательских задач, лингвистический эксперимент, эвристическая беседа, деловая игра, диспут, дискуссия.
Личностный опыт переживания может обеспечиваться неоднозначностью слова, предложения и текста, изменением статуса лексической единицы, нарушением иерархии смыслов. Так, при изучении способов словообразования у студентов родились окказионализмы: «доброботы» - роботы, вырабатывающие добро, и доктора «добротворческих» наук. А на семинаре, посвящённом исследованию особенностей поэтического текста, студенты окказионально обозначили новый для них приём: «олицетворение наоборот»: «Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет» (С. Есенин).
Эти примеры ярко иллюстрируют, с одной стороны, возможность развития языкового компонента образного мышления, восприимчивость к семантике слова, словообразовательным моделям, с другой – определённый уровень развития речевого компонента мышления: способность к словотворчеству.
Особый интерес вызывают у юных исследователей лингвистические эксперименты.
Например, на одном из занятий предлагается задание сконструировать текст, выражающий одну мысль, но различными способами, в разных стилях. Обобщая наблюдения над созданными текстами, приходим к выводу, что функциональные стили располагают специфическими способами изложения и развития мысли, характерной лексикой, фразеологией, грамматическими формами. Более того, делаем открытие: в ряду общепризнанных, традиционно выделяемых стилей, существует и эпистолярный, обладающий самостоятельным статусом. Подобные эксперименты, несомненно, способствуют овладению студентами логико-грамматическими операциями, т.е. развивают их логическое мышление.
В полной мере развитие лингвистических способностей студентов происходит при создании связного текста, но особенно интенсивно – при написании сочинений в разных стилях и жанрах, с использованием разных типов речи. Так, углубляя свои знания об эпистолярии, студенты пишут сочинения-рассуждения, - описания, - повествования в жанре письма, дневника, путевых записок.
Исследовательские способности студента проявляются не только в написании творческих работ в соответствии с жанрообразующими и стилевыми признаками, но и в умении делать оптимальный выбор речевых средств из богатейшего арсенала языка.
Научно-исследовательская деятельность студентов особенно ярко реализуется в рамках научного общества в форме рефератов и проектов.
Реферативная работа, как правило, выполняется одним студентом и является не только информационным обзором литературы по теме, но включает обязательный анализ и обработку материала в новом аспекте. В формировании умения находить новые подходы к исследуемому материалу важным является совершенствование способности наблюдать, анализировать, проводить аналогии и сравнения, классифицировать и обобщать. Особый интерес, безусловно, вызывает проектная деятельность.
Исследовательский проект является очень значимым элементом научного исследования, вовлекающим студентов в освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. Важность самостоятельного выбора темы проекта, целеполагания, отбора средств и способов достижения цели, выдвижение собственных научных гипотез и их доказательство, мысленное экспериментирование – всё это интересно для студентов. Преподаватель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, что способствует интеллектуальному сотрудничеству с проектантом на равных.
Успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Самым ценным в ходе исследовательской деятельности, безусловно, является умение подходить к решению любой научной или жизненной проблемы с творческой, исследовательской позиции.
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.