Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие лингвистических способностей студентов на основе научно-исследовательской деятельности в системе СПО

30.11.2013 361 1199
Гарькавая Оксана Юрьевна
Гарькавая Оксана Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы

Южно-Якутский технологический колледж

В Национальной доктрине образования РФ отмечается, что система образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий [1, стр. 86].

 

В современных условиях кардинальных перемен в социальной жизни страны русский язык постепенно освобождается от многих штампов и стереотипов. В то же время резко снижается общая и речевая культура личности.

 

Сверхзадача педагога - расширить и обогатить личностный опыт, сделать творчество и исследование формой существования студента, его насущной и постоянной потребностью.

 

На наш взгляд, применение элементов личностно-ориентированной и проектной технологий в полной мере отвечает этой цели. Личностно-ориентированная технология, наиболее актуальная именно в образовательной деятельности средних учебных заведений, как раз и предполагает «включение» субъективного опыта студента, реализацию его «Я».

 

Реальные условия для решения проблемы формирования и совершенствования культуры речи у студентов созданы методико-педагогическими, психологическими и лингвистическими научными исследованиями. Но нужно отчетливо представлять трёхкомпонентную структуру лингвистических способностей, которая включает в себя интеллектуальный, языковой и речевой компоненты.

 

Структура лингвистических способностей

 

Интеллектуальный компонент:

  • Образное мышление 
  • Логическое мышление

Умение сопоставлять словесные образы 

Владение лексико-грамматическими операциями

Языковой компонент

Восприимчивость к семантике языковых единиц всех уровней

Речевой (творческий) компонент

Способность к словотворчеству, умение создавать текст

 

Поскольку язык – это форма, способ мышления, важнейшим условием развития лингвистических способностей студентов является творческая и научно-исследовательская деятельность. Основными в этой деятельности становятся методы с говорящими определениями: проблемный и эвристический и такие формы занятий: решение исследовательских задач, лингвистический эксперимент, эвристическая беседа, деловая игра, диспут, дискуссия.

 

Личностный опыт переживания может обеспечиваться неоднозначностью слова, предложения и текста, изменением статуса лексической единицы, нарушением иерархии смыслов. Так, при изучении способов словообразования у студентов родились окказионализмы: «доброботы» - роботы, вырабатывающие добро, и доктора «добротворческих» наук. А на семинаре, посвящённом исследованию особенностей поэтического текста, студенты окказионально обозначили новый для них приём: «олицетворение наоборот»: «Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет» (С. Есенин).

 

Эти примеры ярко иллюстрируют, с одной стороны, возможность развития языкового компонента образного мышления, восприимчивость к семантике слова, словообразовательным моделям, с другой – определённый уровень развития речевого компонента мышления: способность к словотворчеству.

 

Особый интерес вызывают у юных исследователей лингвистические эксперименты.

 

Например, на одном из занятий предлагается задание сконструировать текст, выражающий одну мысль, но различными способами, в разных стилях. Обобщая наблюдения над созданными текстами, приходим к выводу, что функциональные стили располагают специфическими способами изложения и развития мысли, характерной лексикой, фразеологией, грамматическими формами. Более того, делаем открытие: в ряду общепризнанных, традиционно выделяемых стилей, существует и эпистолярный, обладающий самостоятельным статусом. Подобные эксперименты, несомненно, способствуют овладению студентами логико-грамматическими операциями, т.е. развивают их логическое мышление.

 

В полной мере развитие лингвистических способностей студентов происходит при создании связного текста, но особенно интенсивно – при написании сочинений в разных стилях и жанрах, с использованием разных типов речи. Так, углубляя свои знания об эпистолярии, студенты пишут сочинения-рассуждения, - описания, - повествования в жанре письма, дневника, путевых записок. 

 

Исследовательские способности студента проявляются не только в написании творческих работ в соответствии с жанрообразующими и стилевыми признаками, но и в умении делать оптимальный выбор речевых средств из богатейшего арсенала языка.

 

Научно-исследовательская деятельность студентов особенно ярко реализуется в рамках научного общества в форме рефератов и проектов.

 

Реферативная работа, как правило, выполняется одним студентом и является не только информационным обзором литературы по теме, но включает обязательный анализ и обработку материала в новом аспекте. В формировании умения находить новые подходы к исследуемому материалу важным является совершенствование способности наблюдать, анализировать, проводить аналогии и сравнения, классифицировать и обобщать. Особый интерес, безусловно, вызывает проектная деятельность.

 

Исследовательский проект является очень значимым элементом научного исследования, вовлекающим студентов в освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде. Важность самостоятельного выбора темы проекта, целеполагания, отбора средств и способов достижения цели, выдвижение собственных научных гипотез и их доказательство, мысленное экспериментирование – всё это интересно для студентов. Преподаватель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, что способствует интеллектуальному сотрудничеству с проектантом на равных.

 

Успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Самым ценным в ходе исследовательской деятельности, безусловно, является умение подходить к решению любой научной или жизненной проблемы с творческой, исследовательской позиции.


Список литературы:

  1. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*