Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Нестандартные уроки, как метод обучения студентов экономического отделения

26.08.2011 2274 8908
Короленко Александра Иосифовна
Короленко Александра Иосифовна, преподаватель

Армавирский машиностроительный техникум
Современный бухгалтерский   учет – это   основная   информационная система организации, предназначенная для формирования финансовой отчетности. Целью бухгалтерского учета является  формирование и обеспечение полной и достоверной информацией внешних и внутренних пользователей. Информация, используемая  для принятия  управленческих решений, формируется в системе бухгалтерского учета, который, имеет свои объект, предмет и метод исследования. Так, «объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осу­ществляемые организациями в процессе их деятельности». Предметом изучения бухгалтерского учета является вся финансово-хозяйственная деятельность организации за определенный период времени. В более конкретном виде под предметом бухгалтерского учета понимают разнообразные объекты, составляющие хозяйственные средства и их ис­точники, и хозяйственные  процессы   и  их  финансовые результаты.

В настоящее время усилилась роль специалистов по бухгалтерскому учету в жизни общества, что налагает на них соответствующие обязанности и ответственность за обеспечение качества обслуживания.


Формирование профессионализма в области бухгалтерского учета невозможно без изменений  в технологии подготовки и методики преподавания экономических дисциплин.


Для формирования нового высококвалифицированного, компетентного  работника, необходимы перемены в технологии подготовки специалистов, когда упор делается не на запоминание большого объема общих и специальных сведений и механическое усвоение навыков, а на реализацию творческого потенциала каждого обучающегося, его способности решать нестандартные задачи и проблемы.


В настоящее время произошли ради­кальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучае­мых  на уроках,  усложнилась подготовка в школе, большие группы,  что за­трудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение  самих студентов  к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась.


Отсюда ориентация  содержания обучения на индивидуальный подход,  на активное включение обучающихся в процесс получения знаний и навыков,  а в качестве субъектов обучения с установкой на творческое, заинтересованное усвоение, пополнение и обновление  знаний и умений.  

Преподаватели постоянно занимаются поиском новых технологий обучения для достижения главной цели -  развитие личности, готовой к профессиональной жизни в новом обществе.


Качественные перемены происходят в настоящее время в материальном и техническом обеспечении образования: широко используются компьютеры, телевидение, видеотехника,  мультимедийные установки. У преподавателей появились новые возможности более красочно, наглядно,  доступно преподнести сложный и «нудный» материал.  Такой подход многократно повышает эффективность технологий подготовки бухгалтерских кадров.


Важную роль в подготовке  студентов   играют  нестандартные формы уроков.


Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у  студентов  устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении  преподавателей разнообразить жизнь студентов: вызвать интерес к познавательному общению, к  дисциплине, к уроку, удовлетворить потребность студентов в  интеллектуальном, мотивационном, эмоциональном развитии.  Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках преподавателей  выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.Для студентов нетрадиционный урок- переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, другие эмоции, ощущение себя в новом качестве.Нетрадиционная форма урока предполагает нетрадиционные не только структуру урока, но и все этапы его подготовки:

  • замысел;
  • организацию;
  • анализ.


И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для студентов. Им необходимо найти место в работе каждого  преподавателя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. Поэтому практиковать такие уро­ки следует всем  преподавателям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз­но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности.


Чаще всего в виде активных форм обучения  применяются игровые технологии. Игровые технологии  обучения нацелены на то, чтобы научить студентов осознавать мотивы своего учения, своего  поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. 


Любая игра имеет развлекательно-рекреативные возможности. С одной стороны она является отдыхом, развлечением, а с другой стороны, это обучение, творчество, труд, человеческие отношения.  Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.  Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.  Вот тут-то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать  тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры можно выработать у студентов  умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, студенты  и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.


Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если  они проводятся интересно.

 

Преподавателями экономических дисциплин  техникума проводятся различные формы нестандартных уроков:

1. Уроки, имитирующие производственную деятельность организации:

 ( ролевые, деловые  игры «Я работаю кассиром», «Я работаю кладовщиком», «Я начисляю зарплату» , «Налогоплательщик»);

2. Уроки- соревнования : ( игра по мотиву «Поле чудес» «Учет и рынок», «Рынок кофе», урок –викторина «Трудовые ресурсы», урок викторина «Однажды в бухгалтерском уезде», КВН, «Построение графиков»);

3. Уроки основанные на фантазии: ( урок –сказка «Загадки Сфинкс», урок –шоу «Раз проводка, два проводка – будет….», «Италия- родина учета»);

4. Уроки –праздники: («Масленица», «День бухгалтера»);

5. Интегрированные уроки ( «Учет и аудит кассовых операций»).

 

Такие уроки в основном проводятся  после изучения темы, раздела в виде контрольно-обобщающих уроков, открытых уроков при проведении экономической недели.


При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется  объем необходимых знаний, функции и роли участников игры, инструкции участникам, критерии оценки. На уроках реализуются, принципы научно – технического образования и новизны, обеспечивается  развитие познавательной деятельности студентов.


Задания в форме игр требуют от студентов творческой деятельности, способствуют повышению  уровня культуры, накапливанию новых знаний, позволяют формировать не только познавательные интересы, но и интерес к профессии бухгалтера.


Таким образом, применение игровых технологий  является  важным направлением  в образовательном процессе, это одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.


Нестандартные уроки- это интересная, необычная форма предоставления материала на занятиях. Она признана,  наряду с целями и задачами стандартных уроков развивать у студентов интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, мыслить и  утверждаться. На таких занятиях студенты с интересом показывают газеты, презентации, зачитывают доклады, сообщения.


А внедрение в учебный процесс компьютеров, проекторов позволяют придумывать новые нетрадиционные уроки.


Игра сама по себе мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.


Игровые, нестандартные уроки позволяют решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяют оказывать на них воспитательное воздействие. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.


На  таких уроках преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект.  В результате этого соревнования  участников  устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический и другие.  Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.


Нестандартные уроки лучше запоминаются, их хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит  их использовать постоянно, потому что они хоть и интересны, но   в некоторых случаях менее полезны.


Таким образом,применение  нестандартных   уроков для подготовки специалистов бухгалтерского учета  позволяют студентам получать знания, умения и навыки, а также развивать память, мышление, творческий потенциал, для реализаций требований, предъявляемых к будущим специалистам. Игровые технологии позволяют создавать на занятиях непринужденную обстановку и вовлечь студентов в обсуждение серьезных учетно-экономических проблем.


Список  литературы:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие под ред. Е.С.Полат.- 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Бухгалтерский учет : деловые игры: учебное пособие/ под ред. д-ра экон. Наук, профессора Н.А. Каморджановой. - М.:Эксмо,2010.
  3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*