Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Нестандартные уроки, как метод обучения студентов экономического отделения

26.08.2011 1118 6539
Короленко Александра Иосифовна
Короленко Александра Иосифовна, преподаватель экономических дисциплин

Армавирский машиностроительный техникум
Современный бухгалтерский   учет – это   основная   информационная система организации, предназначенная для формирования финансовой отчетности. Целью бухгалтерского учета является  формирование и обеспечение полной и достоверной информацией внешних и внутренних пользователей. Информация, используемая  для принятия  управленческих решений, формируется в системе бухгалтерского учета, который, имеет свои объект, предмет и метод исследования. Так, «объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осу­ществляемые организациями в процессе их деятельности». Предметом изучения бухгалтерского учета является вся финансово-хозяйственная деятельность организации за определенный период времени. В более конкретном виде под предметом бухгалтерского учета понимают разнообразные объекты, составляющие хозяйственные средства и их ис­точники, и хозяйственные  процессы   и  их  финансовые результаты.

В настоящее время усилилась роль специалистов по бухгалтерскому учету в жизни общества, что налагает на них соответствующие обязанности и ответственность за обеспечение качества обслуживания.


Формирование профессионализма в области бухгалтерского учета невозможно без изменений  в технологии подготовки и методики преподавания экономических дисциплин.


Для формирования нового высококвалифицированного, компетентного  работника, необходимы перемены в технологии подготовки специалистов, когда упор делается не на запоминание большого объема общих и специальных сведений и механическое усвоение навыков, а на реализацию творческого потенциала каждого обучающегося, его способности решать нестандартные задачи и проблемы.


В настоящее время произошли ради­кальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучае­мых  на уроках,  усложнилась подготовка в школе, большие группы,  что за­трудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение  самих студентов  к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась.


Отсюда ориентация  содержания обучения на индивидуальный подход,  на активное включение обучающихся в процесс получения знаний и навыков,  а в качестве субъектов обучения с установкой на творческое, заинтересованное усвоение, пополнение и обновление  знаний и умений.  

Преподаватели постоянно занимаются поиском новых технологий обучения для достижения главной цели -  развитие личности, готовой к профессиональной жизни в новом обществе.


Качественные перемены происходят в настоящее время в материальном и техническом обеспечении образования: широко используются компьютеры, телевидение, видеотехника,  мультимедийные установки. У преподавателей появились новые возможности более красочно, наглядно,  доступно преподнести сложный и «нудный» материал.  Такой подход многократно повышает эффективность технологий подготовки бухгалтерских кадров.


Важную роль в подготовке  студентов   играют  нестандартные формы уроков.


Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у  студентов  устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении  преподавателей разнообразить жизнь студентов: вызвать интерес к познавательному общению, к  дисциплине, к уроку, удовлетворить потребность студентов в  интеллектуальном, мотивационном, эмоциональном развитии.  Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках преподавателей  выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.Для студентов нетрадиционный урок- переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, другие эмоции, ощущение себя в новом качестве.Нетрадиционная форма урока предполагает нетрадиционные не только структуру урока, но и все этапы его подготовки:

  • замысел;
  • организацию;
  • анализ.


И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для студентов. Им необходимо найти место в работе каждого  преподавателя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока. Поэтому практиковать такие уро­ки следует всем  преподавателям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз­но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по­знавательного труда, невысокой результативности.


Чаще всего в виде активных форм обучения  применяются игровые технологии. Игровые технологии  обучения нацелены на то, чтобы научить студентов осознавать мотивы своего учения, своего  поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. 


Любая игра имеет развлекательно-рекреативные возможности. С одной стороны она является отдыхом, развлечением, а с другой стороны, это обучение, творчество, труд, человеческие отношения.  Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится.  Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.  Вот тут-то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать  тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры можно выработать у студентов  умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, студенты  и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.


Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если  они проводятся интересно.

 

Преподавателями экономических дисциплин  техникума проводятся различные формы нестандартных уроков:

1. Уроки, имитирующие производственную деятельность организации:

 ( ролевые, деловые  игры «Я работаю кассиром», «Я работаю кладовщиком», «Я начисляю зарплату» , «Налогоплательщик»);

2. Уроки- соревнования : ( игра по мотиву «Поле чудес» «Учет и рынок», «Рынок кофе», урок –викторина «Трудовые ресурсы», урок викторина «Однажды в бухгалтерском уезде», КВН, «Построение графиков»);

3. Уроки основанные на фантазии: ( урок –сказка «Загадки Сфинкс», урок –шоу «Раз проводка, два проводка – будет….», «Италия- родина учета»);

4. Уроки –праздники: («Масленица», «День бухгалтера»);

5. Интегрированные уроки ( «Учет и аудит кассовых операций»).

 

Такие уроки в основном проводятся  после изучения темы, раздела в виде контрольно-обобщающих уроков, открытых уроков при проведении экономической недели.


При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется  объем необходимых знаний, функции и роли участников игры, инструкции участникам, критерии оценки. На уроках реализуются, принципы научно – технического образования и новизны, обеспечивается  развитие познавательной деятельности студентов.


Задания в форме игр требуют от студентов творческой деятельности, способствуют повышению  уровня культуры, накапливанию новых знаний, позволяют формировать не только познавательные интересы, но и интерес к профессии бухгалтера.


Таким образом, применение игровых технологий  является  важным направлением  в образовательном процессе, это одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.


Нестандартные уроки- это интересная, необычная форма предоставления материала на занятиях. Она признана,  наряду с целями и задачами стандартных уроков развивать у студентов интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, мыслить и  утверждаться. На таких занятиях студенты с интересом показывают газеты, презентации, зачитывают доклады, сообщения.


А внедрение в учебный процесс компьютеров, проекторов позволяют придумывать новые нетрадиционные уроки.


Игра сама по себе мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.


Игровые, нестандартные уроки позволяют решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяют оказывать на них воспитательное воздействие. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.


На  таких уроках преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект.  В результате этого соревнования  участников  устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический и другие.  Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.


Нестандартные уроки лучше запоминаются, их хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит  их использовать постоянно, потому что они хоть и интересны, но   в некоторых случаях менее полезны.


Таким образом,применение  нестандартных   уроков для подготовки специалистов бухгалтерского учета  позволяют студентам получать знания, умения и навыки, а также развивать память, мышление, творческий потенциал, для реализаций требований, предъявляемых к будущим специалистам. Игровые технологии позволяют создавать на занятиях непринужденную обстановку и вовлечь студентов в обсуждение серьезных учетно-экономических проблем.


Список  литературы:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие под ред. Е.С.Полат.- 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Бухгалтерский учет : деловые игры: учебное пособие/ под ред. д-ра экон. Наук, профессора Н.А. Каморджановой. - М.:Эксмо,2010.
  3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*