Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дополнительная мотивация важна для того, кто фактически уже является наставником

01.03.2021 323 561
Выблова Татьяна Николаевна
Выблова Татьяна Николаевна, преподаватель

Воронежский базовый медицинский колледж

Наставничество в системе образования – разновидность индивидуальной учебной и воспитательной работы с педагогическими. работниками (далее - наставляемыми), имеющими трудовой стаж [5].

Разные формы интуитивного наставничества существовали и существует во всех сферах деятельности человека.

Только в последние годы Минпросвещения занялось  «теоретическим осмыслением и обобщением стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания» [3,6] и системной методической организацией данного процесса и созданием его нормативной базы.

Познавательными стали Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися  (см письмо Минпроса РФ  от 23 января 2020 г. N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»), а также  некоторые,  доступные  по электронной почте, бесплатные фрагменты обучающих программ [1,2,8].

Даже альтруисту только до определённого времени свойственно думать, что все воспринимают мир, слова, действия также, как он сам. Пока сам не узнает, что многие, даже очень многие преподаватели, совсем не обожают детей, совсем не получают удовольствия от того, когда добровольно и бескорыстно помогают другим, когда добровольно и бескорыстно делятся информацией, опытом с другими, не поймёт, что люди до такой степени разные во многом, и в этом, в частности.

К наставничеству можно призывать, но не все хотят быть наставниками и не все годятся для этого. Потому что наставничество- это в первую очередь состояние и потребность души, которые предотвращают профессиональное выгорание в педагогике. Когда есть такая потребность души, то получается, что преподаватель на работе не работает, и наставляя, тратит личное время, но не работает, а получает удовольствие.

Это база для успешного наставничества, но лишь её недостаточно. Надо самому быть «мастером».

Научно доказано, что для этого нужно специфически, целенаправленно работать над собой (самому учиться) в определённой  области не менее 10.000 часов, часов труда и пота. Только за такой промежуток времени формируется достаточная межнейронная база «мастерства» в конкретной профессиональной  сфере, и человек начинает получать удовольствие от этой деятельности [5].

Смысл в том, что вероятность успеха совершенствования в каком-то навыке сильно зависит от интенсивности подготовки.

Как пишет известный психотерапевт, ссылаясь на труды нобелевских лауреатов: «Интерес по своей физиологической природе вещь очень нестойкая. Интерес-это всего лишь сложная ориентировочная реакция, быстро обнаруживаются трудности освоения этого навыка… . Фокус в том, что настоящее удовольствие мы получаем от дела, которое у нас действительно хорошо получается, буквально, лучше всех. А для того, чтобы научиться делать его так, нам как раз и нужны эти 10.000 часов. И пока вы из набираете свои 10.000 часов, вам может показаться, что вы вообще не тем заняты. Так что нравится вам дело, которым вы делаете или не нравится, вы узнаете только после того, когда станете в нём действительно асом…. и будете уверены, что оно ваше … . По сути, мы все гении и таланты. Нужно потратить всего лишь 10.000 часов на то … дело, на котором вы остановили свой выбор. Это очень много времени и не каждый способен на это (не хватает времени, или энергии ретикулярной фармации) …  . » [5].

«Любопытен тот факт, что учёным  не удалось найти ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше 10.000 часов» [4].

«Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения высочайшего уровня мастерства требуется 10 000 часов практики. Десять тысяч часов эквивалентны примерно трём часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока ещё никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создаётся впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию» [4].

Рано или поздно у преподавателя возникает потребность или необходимость передачи и даже популяризации своего опыта среди профессионального сообщества в вопросах работы с педагогами по росту их профессионализма. Вышеперечисленные документы Минпросвещения не только интересны, уточняют терминологическую базу, расширяют кругозор преподавателей и очень полезны.

Для автора данной статьи в предлагаемой официально модели наставничества обременительна только писанина (отчётные документы) [2]. Противоречие состоит между потребностью наставлять и необходимостью дополнительно и бесплатно, с раздражением, тратить время на отчёты о планировании и результатах наставничества перед кем-то (точнее, тратить на это время в ущерб более интересным делам!).

Если наставник –это почти всегда эндо и аутомотивированный преподаватель с многотысячечасовым опытом целенаправленного самосовершенствования в конкретной профессиональной области, значит ли это, что им и дальше надо бесплатно пользоваться? Ответ однозначен?

В связи с этим хочется ощутимых гарантированных государством бонусов, кроме помощи, хотя и научно обоснованной помощи, в приёмах передачи личного опыта.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Дополнительная мотивация важна для того, кто фактически уже является наставником




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*