Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ.А. Сухомлинский отмечал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев [7, 235]. Рука человека музицирующего связана с мышлением, с эмоциональным переживанием, она фактически является главным выразителем музыкальных смыслов. Музыкальные педагоги неоднократно указывали на важность развития “эмоциональной чувствительности” руки. Ф. Бузони так писал о “мышечной настройке” перед игрой: «Образ пассажа ещё до того, как он прозвучит, должен быть готов в мозгу и мысленно увиден на клавиатуре» [5, 55].
Таким образом, ритмодвигательная чувствительность руки и ранее неоднократно была отмечена и достаточно подробно рассмотрена в трудах музыкальных педагогов – исполнителей и “теоретиков”, в том числе и авторов работ по методике сольфеджио. Однако этим отнюдь не исчерпывается вся глубина проблемы воспитания чувствующего и мыслящего музыканта.
Сами практики и авторы методик сольфеджио в настоящее время всё чаще признают несостоятельность существующих подходов, зачастую находящихся в застывшем состоянии – понимании сольфеджио как слушания и определения ступеней, записи диктанта и пр. Л.Н. Логинова в своей работе о необходимости сближения сольфеджио и исполнительской практики в воспитании музыкантов приводит высказывание выдающегося английского музыковеда и музыкального педагога Дж. Пратта: «Тревожно большое число музыкантов неудовлетворительно отзывается о воспитании музыкального слуха в учебных заведениях и находит его не соответствующим своей профессиональной работе» [5, 52]. Как видно, эта ситуация имеет общемировой охват, характерна не только для российских музыкальных учебных заведений, где существует повсеместное мнение о тщетности и “напрасности” трудозатрат в отношении сольфеджио и других музыкально-теоретических предметов.
Авторитетный преподаватель-сольфеджист Б.И. Уткин (г. Москва) в своей работе о воспитании музыканта на уроках сольфеджио указывает на две принципиально различные позиции освоения материала. Первая – «созерцательно-логическая», традиционная парадигма «идеального» (не в самом хорошем смысле) сольфеджио, полностью отделенного от практики. Типичный пример такого подхода – запрет преподавателя петь во время записи диктанта, или пропевать звуки интервала или аккорда во время слухового анализа. Другая позиция в преподавании сольфеджио – «моторно-двигательная», когда элементы музыкального языка изучаются подобно буквам или слогам родного языка. При таком подходе «буквы» или «слоги» музыкальной лексики «пропеваются в необходимом количестве для выработки уверенных навыков» [8, 27]. Это, заметим, является лишь подготовительным этапом, после отдельных упражнений непременно должно следовать исполнение достаточно законченного музыкального фрагмента, в котором материал упражнений приобретал бы смысловую законченность в некоем художественном контексте. Иначе на всю оставшуюся творческую жизнь у растущего музыканта закрепится мнение о сольфеджио как о предмете, где целое бессмысленно “разъемлется на элементы”.
Однако, возвращаясь к уровню “элементарного”, следует отметить, что и на этом, как правило, начальном этапе, существует возможность усилить качество осмысления и даже эмоционального проживания материала, в том числе – это можно сделать, используя методы смежных наук. Возвращаясь к мысли о музыкальных элементах как «буквах» и «слогах», зададимся вопросом – а достаточно ли чётко в речи, а, тем более, пении наших учащихся, звучат сами собственно – буквы и слоги родного языка? И не являются ли зачастую нечёткая дикция и незнание основных правил фонетики причиной невнятного интонирования, не развивающего интонационно-логическое восприятие музыки, а, скорее, причиняющего страдания как студенту, так и преподавателю?
Многократное наблюдение подобных явлений на практике привели нас к мысли о расширении методов и приемов работы на сольфеджио. Использование методов других наук и смежных педагогических практик, в частности - достижений логопедии, ритмики (в том числе – танцевальной и актёрской) возможно в виде применения системы речедвигательных упражнений, в которых связь руки (и шире – всего тела музыканта) с музыкальным “произнесением”, то есть буквально “артикулированием” наиболее очевидна.
Строго говоря, речедвигательная ритмика (другое название - логоритмика) является совокупностью движений тела и речевых органов, способствующая снятию напряжения и монотонности речи. Это направление достаточно давно и широко развивается в среде профессиональных логопедов и преподавателей, работающих в сфере коррекционной педагогики. При выполнении речедвигательных упражнений достигается состояние эмоциональной раскованности и непринуждённости, двигательные свойства речевых органов оживляют артикуляции и делают произнесение и следующее за ним пение – лёгким и приятным. Речедвигательная ритмика – прямой путь к двигательной импровизации на уроках. Преподавателям сольфеджио в “среднем звене” хорошо известно, насколько труден этот этап для студентов исполнительских специальностей, скованных и неритмичных (ведь в музыкальной школе их научили быть именно исполнителями, без всякого желания и умения проявить собственные творческие наклонности, т.е. свою первородную, юную спонтанность). Обучение же эстрадных исполнителей иначе, чем с применением и обучением навыкам импровизации и вовсе не представляется возможным, исходя из того, что десятилетия развития этой культуры дали наивысшие результаты именно в принципиально импровизируемой музыке (самый яркий пример - джаз).
Речедвигательная ритмика предполагает использование связи движений и речи. Кроме того, занятия с использованием речедвигательной ритмики укрепляют и развивают дыхание, воспитывают правильную осанку, грацию движений, есть также упражнения, активизирующие внимание [3].
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Речедвигательная ритмика в курсе сольфеджио
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Галина Александровна Березина