Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Патриотическое воспитание студентов

28.01.2021 438 622
Шульц Вадим Леопольдович
Шульц Вадим Леопольдович, директор, преподаватель

Миасский медицинский колледж

Современное общество диктует новые требования к личности, в которой должны гармонично сочетаться должный уровень компетентности в своей специальности и социальная ответственность.

Качество результатов образовательной деятельности применительно к любому колледжу, в том числе медицинскому, определяется качеством знаний и навыков выпускников, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности, ведь врачебная ментальность — не врожденный феномен, а социально приобретенный.

Задачи по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию были сформулированы в документах Правительства РФ. Это Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой перечислены основные традиционные духовные ценности России (человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством).

Современная    система  среднего профессионального медицинского образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого гражданина, осознающего неразрывную связь со своей Родиной, способного действовать во благо развития нашего общества, понимающего важность защиты интересов своего государства.  

Проблема формирования патриотизма в современной педагогической науке исследуется на философско-этическом, психологическом  уровнях.

На философско-этическом уровне выявляется соотношение между патриотизмом как социальным явлением и патриотизмом как ценностью, соотношение рационального и эмоционального в патриотизме (А.А. Агаев, Н.И. Губанов, В.И. Лутовинов, В.В. Макаров, Р.Я. Мирский, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин и др.); обосновывается содержание понятия «патриотизм» (Л.А. Бублик, Д.А. Волкогонов, Я.С. Дзюба, А.А. Крупник, Р.Г. Яновский и др.), определяется содержание и способы формирования патриотизма  будущих специалистов (Н.И. Губанов, С.Д. Елец, А.Н. Колесников и др.). На психологическом уровне раскрывается структура патриотизма как личностного качества, рассматриваются различные формы его проявления, а также формы патриотического воспитания (Ю.С. Васютин, А.Н. Вырщиков, Л.В. Рощин, В.С. Серый, А.С. Царев и др.).

 Анализируя данные работы мы определяем патриотизм как одно из важнейших гражданских качеств развитой личности, это такое нравственное качество, которое включает в себя потребность осознавать и переживать величие и славу своего Отечества, стремиться беречь его честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость. Патриотическое воспитание в системе среднего профессионального образования конструирует социокультурные образцы социального действия (модели действительности и образы желаемого будущего), которым придается определённая форма. Патриотическое воспитание — это репрезентативная система. С одной стороны, это «место встречи» индивида, коллектива, общества и государства, средство их взаимного отображения. С другой стороны, оно способно производить, наследовать и оформлять способы мышления, идеалы, образы, традиции, существующие в обществе в разных социальных группах, слоях и сообществах.

Патриотическое воспитание по мнению педагогов нашего колледжа:

  • это воспитание в широком социальном смысле, включая воздействие социума на человека, т.е. происходит отождествление воспитания с социализацией;
  • это воспитание в широком педагогическом смысле как целенаправленное и осуществляемое системой учебно-воспитательных мер;
  • это воспитание в узком педагогическом смысле как педагогическая работа в целях формирования у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, решение конкретных воспитательных задач.

Патриотическое воспитание в Миасском медицинском колледже основывается на следующих  принципах:

  • служения Отечеству. Это интегративный принцип патриотического воспитания, предполагающий формирование патриотизма как в ракурсе созидательной деятельности, так и защиты Родины;
  • исторической и социальной памяти. Этот принцип выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания;
  • межпоколенной преемственности духовного опыта. Основой данного принципа является понимание укоренённости межпоколенного опыта в различных традициях, образе жизни;
  • социокультурной и национальной идентификации. Данный принцип определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду;
  • гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требующий относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса;
  • сакральности символов и смыслов Отечества. Данный принцип основывается на наделении реальных вещей, явлений, событий священным содержанием, незыблемыми, не подверженными сомнению свойствами, при которых данные предметы или явления становятся образами и символами в сознании молодёжи;
  • соборности в воспитании духовных основ патриотизма. Соборность - это этнический архетип, требование духовной гармонии в межличностных отношениях, на социальном уровне обеспечивает единство индивидуального, коллективного, общественного;
  • опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции, выступающие универсальной формой сохранения и трансляции социокультурного опыта, обеспечивая при этом устойчивую социокультурную преемственность;
  • импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании. Данный принцип основывается на представлении о патриотизме как феномене, обладающем свойством инверсии в пространстве «прошлое-настоящее-будущее».

 При реализации патриотического воспитания чаще всего используются три основных педагогических приема:

  1. Убеждения – разъяснения, убеждения на собственном примере, опыте других, спор, дискуссия, полемика.
  2. Побуждения – формирования высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; разработка требований, распоряжений, рекомендации которые способствуют становлению и развитию самостоятельности, ответственности, гражданственности.
  3. Вовлечения – воспитание через коллективное дело, проект, увлечение перспективой, делом, творческим поиском; соревнование, традиции.

В практике работы колледжа по патриотическому воспитанию студентов используются различные формы и методы. Наиболее распространенными из них являются: лекции, доклады, беседы, тематические вечера, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил, проведение занятий мужества, создание и посещение музеев, участие в волонтерском движении проведение военно-спортивных  игр и др.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Патриотическое воспитание студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*