Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Система дистанционного обучения Moodle – помощник или враг обучения?

11.01.2021 74 113
Басинова Алена Алексеевна
Басинова Алена Алексеевна, преподаватель

Ковалёв Александр Александрович
Ковалёв Александр Александрович, студент

Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею

Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который организован определенным образом и находится под контролем у педагога. Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.

Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.

Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.

В период пандемии личное взаимодействие преподавателя и ученика нарушено. У преподавателя нет возможности, используя платформы Zoom или Skype полноценно и интересно преподнести материал. На помощь им приходят системы дистанционного обучения.

Основой дистанционного обучения обоснованно считается «корреспондентское обучение», которое возникло в середине 19 века в Британской империи. Взаимодействие со студентами осуществлялось через почту: преподаватель направлял стенографические тексты ученикам и таким же путем получал их на проверку.

Классическим примером первого дистанционного вуза в 1969 году стал Открытый университет Великобритании. Это учебное заведение до сих пор считается одним из лучших вузов Европы и позволяет студентам из разных стран осваивать курсы на расстоянии. Удачный опыт был перенят университетами Испании, Германии, Канады, а позже и России.

В России развитие дистанционного обучения ознаменовано приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования».

Сегодня дистанционное обучение регулируется в первую очередь Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Статья 13 этого закона утверждает реализацию образовательных программ с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных.

Несмотря на четкое разделение понятий «электронного обучения» и «дистанционных технологий» в Федеральном Законе, пользователи интернет-ресурсов часто применяют эти термины как синонимы. На самом деле, электронное обучение не обязательно дистанционное. Первое — обязательно подразумевает использование в образовательном процессе баз данных, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей. Второе же понятие предполагает взаимодействие студента и преподавателя в различных формах и видах на расстоянии.

Таким образом, дистанционное обучение — это следствие развития электронного обучения, однако основная его характеристика состоит в возможности осваивать учебный материал с помощью «реальных», «живых» преподавателей, находясь на любом расстоянии от них.

Поговорим подробнее о такой системе дистанционного обучения как Moodle.

Moodle – это современное программное обеспечение, позволяющее учителю и студенту эффективно взаимодействовать онлайн. Расшифровывается аббревиатура как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (в переводе с английского – модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Целью данной СДО является организация дистанционного обучения, то есть получение образования в режиме online из любого удобного места где есть подключение к сети Интернет.

Дистанционная учеба – довольно интересный процесс, особенно для тех, кто не представляет своей жизни без всевозможных гаджетов. Учебный материал представлен в виде модулей, включающих методические рекомендации по изучению темы, наглядные и теоретические ресурсы и пояснения к практическим заданиям, ссылки на необходимую литературу.

Создатель курса, ответственный за него преподаватель, постоянно контролирует деятельность подопечных и находится на связи с учениками. СДО предоставляет широкий выбор вариантов общения с преподавателем и сокурсниками: форум, блоги, e-mail, видео-чат, онлайн семинары. Большую часть тем слушатель осваивает сам, но обязательно предусмотрены и лекции в режиме реального времени.

Проверочные тесты, самостоятельные и контрольные работы проводятся систематически на протяжении всего курса. Работы оцениваются в баллах. Завершается курс зачетом или экзаменом. Один курс также можно вести несколько лет. Данная возможно идеально подходит для междисциплинарных курсов. Политика оценивания у каждого заведения своя.

Студенты-очники тоже имеют возможность испытать на себе преимущества интернет-площадки. Данная система позволяет заменить письменные проверочные работы различными тестами с несколькими вариантами ответов или вопросами с открытым либо вычисляемым ответом. Удобство заключается в том, что студенту не надо ждать, когда проверит работу преподаватель. Система автоматически сама проверяет работу и сообщает студенту с его результат.

В СДО Moodle большое количество вариантов организации самоконтроля студентов, начиная обычными тестами и заканчивая различными играми, например, виселица. На протяжение всего обучения материал, выложенный на платформу, сохраняется. Студент в любое время может начать или продолжить обучение.

Помимо достоинств у данной платформы есть и недостатки. Первый из них и самый большой – это отсутствие возможности проверить самостоятельность выполнения задания студентами, обучающимися дистанционно. Многие студенты за неимением времени на образование прибегают к посторонней помощи при выполнении заданий. В таком случае нельзя говорить о полноценном формировании компетенций у обучающихся.

Второй недостаток – зависимость от Интернет-соединения. Да, в 21 веке интернет есть почти везде и всегда, точек Wi-Fi достаточно много, но обрыв такого соединения может привести к остановке получения знаний.

И третий недостаток – отсутствие личного взаимодействия с преподавателем. Студент может общаться с преподавателем через messenger, но прямого контакта нет.

У систем дистанционного обучения много своих плюсов, но и минусов не меньше. Честное выполнение заданий на платформе остается на совести студентов. Выходом из такой ситуации может быть устное собеседование по заданиям, которые студент выполнил. Понимание материала можно проверить, задав определенные вопросы.

Таким образом, можно сделать вывод, что СДО – это прекрасный помощник в процессе обучения, но личное взаимодействие с преподавателем, обмен мнением, эмоциями напрямую помогают студенту развиться не только в умственном плане, но и личностном.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Система дистанционного обучения Moodle – помощник или враг обучения?




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*