Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПеремены, которые происходят в современном мире, определяют пути развития системы образования и воспитания будущих поколений.
Становление разносторонне развитой личности, отличающейся системой духовно-нравственных ценностей российского государства и необходимыми знаниями и умениями, которая может исполнить свою миссию в современных условиях является одной из главных задач государственной программы "Развитие образования до 2025 года" в области воспитания. Стратегия развития направлена на формирование системы духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [1].
Современному обществу нужны инициативные люди, с развитыми коммуникативными навыками, которые отличаются мобильностью, высокой эффективностью, способностью к самостоятельному принятию осознанных решений в ситуации выбора. В данных условиях особенно важной становится проблема повышения социальной активности молодежи за счет участия в волонтерском движении.
Ведущие педагоги, психологи, философы и социологи отмечают, что активность молодежи, связанная с оказанием добровольной помощи, не только помогает решить проблемы общества, но и способствует развитию социально-значимых качеств личности, формированию у волонтеров активной жизненной позиции.
Генезис волонтерского движения отследить довольно непросто — в прошлом люди оказывали помощь нуждающимся, и эта деятельность не подлежала какой-либо регистрации. Несмотря на это, идея бескорыстного служения нуждам общества существовала на протяжении длительного периода времени: желание заботиться, оберегать, помогать – заложено в социальной природе человека [4;1].
Многие авторы в своих работах уделяли внимание развитию социальной активности молодежи. Проблема формирования социальной активности через коллектив рассматривается в трудах Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Н. К. Крупская представляла пионерскую организацию как основу бескорыстной помощи незащищенным категориям населения. Работа должна была развивать в пионерах такие качества, как: любознательность, интерес к школьным занятиям, способность принятия самостоятельных решений. Особую роль в работе с пионерами Н. К. Крупская отдавала формированию у школьников навыков самоуправления и инициативности.
В.Н. Сорока-Росинский отмечал особую роль коллектива в социализации личности. Главным принципом коллективного воспитания, по мнению автора, должен быть принцип добровольчества, основанный на самодеятельности, самоуправлении, самоактивности воспитанников.
Педагогические идеи А.С. Макаренко, которые также основаны на «воспитании через коллектив», «взращивают» в подопечных такие качества, как самостоятельность, принципиальность, ответственность, инициативность.
Из анализа педагогических работ выше представленных авторов, можно сделать выводы, что развитие социальной активности молодежи представляет приоритетную задачу педагогики на протяжении долгих лет существования данной науки, лучше всего данное качество развивается в результате взаимодействия в коллективе определенной группы, чаще всего волонтерского (добровольного) объединения.
Чтобы волонтерская деятельность была успешна, следует составить подробный план действий. Труд волонтера, обучение и поддержка должны быть четко распланированы администрацией организации, от которой работает волонтер. Необходимо обсудить все условия, для того, чтобы волонтеру стало понятно, что и когда делать, определить меру ответственности и конечный результат деятельности [3].
Перед началом работы, волонтеров следует ознакомить с особенностям взаимодействия с определенной категорией лиц, на которую будет направлена деятельность в конкретном учреждении. В данном вопросе особую роль играет куратор/руководитель проекта или волонтерского движения. Активность волонтеров не должна заменять собой работу администрации и персонала учреждения социального обслуживания. Недопустимо использовать труд волонтеров для достижения личных целей организации и предъявлять к ним требования как к сотрудникам учреждений.
Волонтерство представляет собой целый спектр возможностей для самореализации молодежи в различных сферах жизни, оно позволяет сформировать круг единомышленников, раскрыть творческий потенциал личности, диагностировать наличие коммуникативных навыков. В коллективе волонтерской организации можно познакомиться с новыми интересными людьми, получить поддержку в процессе взаимодействия со сверстниками, восполнить недостаток общения. Занятие добровольческой общественно полезной деятельностью позволяет ощутить свою причастность к общеполезному делу, ведь для человека, как существа социального, важно положительная оценка своей работы со стороны значимых окружающих,
Волонтерская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как: уверенность в себе, эмпатия, общительность, смелость [2]. Данные характеристики являются приоритетными в становлении будущего профессионала, обладающего компетентностью и не лишенного социально-значимых человеческих качеств, которые особо ценятся в профессиях «Человек-Человек».
В ходе проведения исследования по влиянию волонтерского движения на социальную активность молодежи был разработан и реализован проект по привлечению обучающихся к организации и проведению ряда мероприятий для детей Дзержинского санаторного детского дома. В данном проекте было осуществлено планирование этапов работы, определены сроки и ответственные за реализацию каждого этапа.
Проект «Подари сказку детям», направлен на формирование социально-значимых качеств личности через взаимодействие волонтерского движения с социально-незащищенными категориями граждан. Включает в себя организацию и проведение театральных представлений для детей из детского дома.
Одним из факторов, определяющих успешность группы волонтеров, является организационное собрание, на котором необходимо замотивировать подростков на участие в данном проекте, рассказать для чего нужна работа волонтера, познакомить со сложившейся ситуацией, предложить пути дальнейшего движения. После проведения организационного собрания, подростки начинают проявлять инициативу, они сами предлагают назначить их ответственными за определенный этап работы.
При эффективном планировании деятельности волонтеров необходим контроль выполнения каждого этапа работы, возможно, составление рабочего графика.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.