Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль технологий интерактивного обучения на уроках информатики в формировании ИКТ-компетентности студентов медицинского колледжа

09.11.2013 1410 3832
Федорищева Елена Валерьевна
Федорищева Елена Валерьевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Поэтому перед преподавателем информатики в среднем специальном профессиональном учебном заведении стоит непростая задача – подготовить современного конкурентоспособного специалиста, обладающего ИКТ-компетенциями, способного уверенно работать в высокоразвитой информационной среде.

С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу. В процессе решения любой информационной задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией, такие как: определение информации, управление информацией, доступ к информации, создание информации, передача информации.

Для эффективного решения подобного рода задач, возникает острая необходимость в умениях, которые студенты смогут выработать только на практике, решая задачи прикладного характера, близкие к их будущей профессиональной деятельности.

В современных лечебных учреждениях уже остро стоит потребность в высококвалифицированных кадрах, обладающих ИКТ-компетентциями.

 

Поэтому тема, затронутая в данной статье в настоящий момент очень актуальна. Предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Она создаёт преподавателю информатики благоприятные условия для работы в учебной группе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода.

Эти особенности позволяют преподавателю использовать различные методы и приемы на своих уроках для формирования ИКК.

Таким образом, возникает необходимость создания условий для формирования ИКТ-компетентности студентов медицинского колледжа.

Но здесь возникают противоречия между учебной и практической деятельностью.

Ведь в практической деятельности требуется проявить компетентность в решении поставленной задачи

 

Я полагаю, что одним из путей решения этой проблемы являются педагогические технологии и методы обучения.

Особую роль играют методы, обеспечивающие интенсивное развитие личности обучающихся.

Проблема компетентности личности является, на сегодняшний день, одной из центральных в психолого-педагогической литературе, поскольку компетентность – это решающее условие жизни человека в обществе.


Компетентность - это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (В. Краевский и А. Хуторской).

Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания для решения проблемы (С. Шишов, В. Кальней).


Руководствуясь теорией доктора педагогических наук Хуторского А.В. о ключевых компетенциях, выделю следующие: учебно-познавательные, информационно-коммуникационные, коммуникативные, социальные. Информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.


Обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо, а обладать компетенцией — значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере деятельности.

Нет никакого сомнения, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие ИКТ-компетентности.

Под ИКТ-компетентностью будем подразумевать способность обучающихся использовать информационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, отработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы жить и трудиться в условиях информационного общества.


Но формирование у студентов медицинского колледжа ИКТ-компетентности требует от преподавателя информатики специальных методов и приемов, и здесь неоценимую роль могут играть методы интерактивного обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.


Основные интерактивные методы обучения: «Мозговой штурм» (атака), ролевая игра, игровые упражнения, метод проектов, кейс-метод, инсценировка, проигрывание ситуаций, дебаты и др.


В курсе изучения «Информатика и ИКТ» для студентов всех специальностей медицинского колледжа мною выбраны следующие интерактивные методы обучения: деловая игра, метод проектов и кейс-метод.


Многообразие тем в курсе «Информатики и ИКТ» предоставляет широкие возможности для реализации метода проектов. Поэтому в данной статье мне хотелось бы подробнее остановиться именно на этом методе.

Например, очень эффективен метод проектов при изучении темы: «СУБД и их использование»


Целью использования данного метода является не только изучение конкретной СУБД, но и освоении идеологии информационной модели, баз данных, их типов, функций, способов связи, информационных систем и приобретения профессиональных навыков проектирования и ведения баз данных.


Практические занятия можно построить следующим образом: сначала идет закрепление теоретических знаний на примере демонстрационной БД, а затем учащиеся переходят к самостоятельной работе над индивидуальным проектом (при необходимости обращаясь к справочной презентации). При использовании метода проектов на уроках очень важно определить, какие темы учащиеся будут осваивать обычным путём, а какие на этапе проектирования. В качестве основного методического приема используется проблемный метод обучения и эвристические лабораторные работы. Темы занятий объединены по группам. Они включают теоретический материал по теме, разработки для проведения лабораторных работ, практических заданий, тесты, позволяющие проводить контроль на протяжении всего курса обучения, а также зачёты по теме каждой группы, деловые игры, проектные работы.


Специфические особенности приобретает организация контроля знаний учащихся. После изучения раздела или темы курса проводится мини-зачет, который включает в себя тематическое тестирование по основным понятиям и определениям данного раздела. Кроме того учащиеся должны отчитаться по индивидуальному проекту. По окончании курса проводится итоговое тестирование, охватывающее все разделы курса для проверки уровня усвоения учащимися теоретических основ, например, курса СУБД. Проверка практических навыков разработки информационных систем осуществляется в ходе защиты индивидуальных проектов. Кроме тестовой формы контроля можно использовать рейтинговую систему для оценки проектных работ.


Общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведённого на её изучение количества часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

Для определения рейтинга можно ввести вводятся обязательные и дополнительные баллы (написание рефератов, участия в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности).

Итоговый рейтинг – это сумма промежуточных рейтингов по данной теме.

 

Для того чтобы использовать рейтинговую систему оценки преподавателю необходимо:

- определить основные темы изучаемого курса, выделить при этом все виды учебной работы;

- иметь наборы контрольных заданий по каждой теме;

- определить содержание индивидуальных заданий, творческих заданий;

- составить вопросы к зачёту, если проведение такого предполагается или сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме;

- сообщить правила соотнесения результатов учебной работы учащихся с их рейтингом;

- разработать методические указания для учащихся по изучению данной темы;

 

Можно сделать вывод,  что применение современных образовательных технологий, в данном случае технологии интерактивного обучения на уроках информатики может сделать урок содержательным и практически значимым для учащегося.

Использование метода проектов позволяет реализовать развивающий подход в обучении, дает возможность учащемуся выполнять совместную творческую работу.


Некоторые темы индивидуальных проектов:

Учебная тема

Тема проекта

Обработка графической и мультимедийной информации

Поздравительная открытка

Обработка текстовой информации

Санбюллютень

Электронные таблицы

Психологическое тестирование

СУБД

ЛПУ г.Благовещенска (справочник)

 

Литература

  1. Иванов Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008. С. 3
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интеренет–журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет–журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. – http://www.eidos.ru/jour-nal/2005/1212.htm
  4. Маттис В. Инновации - сегодня, традиции – завтра. http://sinncom.ru/
  5. Горбачева В.Г. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности
  6. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник. М.: Просвещение, 2006.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*